Никольский Пёлушский погост Обонежской пятины Нагорной половины. Описан как погост Никольский в Пелушах в книге писца Юрия Константиновича Сабурова 1496 года. Текст сохранился полностью. Из него видно, что территория погоста имела северную границу в районе Шигольского озера современного Тихвинского района, а южная граница проходила недалеко от современной деревни Боброзеро. Западная граница находилась на территории современного Тихвинского района в районе Чечульского озера, восточная граница погоста достигала Святозера.
Более сотни деревень в один-два двора располагались на берегах озёр Шигольского, Вялгозеро, Шидрозера, Тутик, Евтозеро, Чайгинского, Пелушского, Святозера и других, а также реки Лиди и её верхних притоков. Имена данных деревень затерялись в историческом прошлом, до нас дошли имена населённых пунктов Пелуши (1496 г.), Чайгино (1496), Боброзеро (1496).
В центре погоста в Пелушах, на момент составления писцовой книги 1496 года, находилась деревянная Никольская церковь, в которой несли службу священник (в книге поп) Игнатей и дьячок Федко. Их приходское вепсское население носило православные русские имена. Среди них изредка встречались и такие фамилии-прозвища, как Моклок, Онанка, Угиан, Кубач и другие.
Волостной староста Офрем с сыновьями Сенкой и Якушком проживал в деревне Большой Двор, расположенной рядом с центром погоста Пелушами. Монастырских земель и дворянских имений на территории погоста не было. Прежние владельцы окрестных земель новгородские бояре Феофилактовы и Перфурьевы своих угодий лишились. Местные крестьяне платили подати великому князю московскому Ивану III.
В течение XVI века в жизни населения Пелушского погоста произошли существенные изменения. Из писцовой книги писца Андрея Васильевича Плещеева 1583 года, напечатанной в середине XIX века с большими пропусками, ряд прошедших изменений можно проследить. В центре погоста в данный период была построена вторая деревянная церковь, освящённая во имя Христова мученика Егория (Георгиевская церковь).
Церковный причт в 1583 году возглавлял поп Афанасий. В церковной деревне Фомино стояли, кроме поповского двора, дворы дьячка Истомки, пономаря Завьялко и проскурницы Степаниды. Также в описании погоста отмечена келья старца Ерофея, по-видимому, почитаемого местным населением богомольца.
Земли Пёлушского погоста были розданы в поместья московским дворянам вместе с проживающими в них крестьянами. Всего в погосте было 6 поместий, два из которых на момент описания пустовали. В числе первых помещиков Пелушского погоста были дворяне Семейко Лодыгин, Василий Тулубьев, Куташев (из которых последние два свои поместья, на момент описания погоста, уже потеряли). Монастырских и церковных владений на территории погоста по-прежнему не было.
В конце XVI века Пёлушский погост, вместе с другими погостами края, находился в состоянии хозяйственного упадка, вызванного неудачами правления первого русского царя Ивана IV. В то же время приближалось тяжелейшее время Русской смуты начала XVII века.
https://pikalevo.47lib.ru/kraev/zametkioproshlom/pogost
Наиболее простым в строительстве из ярусных церквей был тип храма, известный как восьмерик на четверике. Подобная церковь была возведена в Никольском Пелушском погосте в 1780 году. Строительство её велось тщанием прихожан, главным из которых был владелец соседнего имения, тихвинский предводитель дворянства Роман Яковлевич Качалов. Церковь была срублена местными плотниками на высоком подклете и поставлена на месте прежней, обветшалой. Позднее, в XIX веке, Никольская церковь получила название «красной», в отличие от стоящей рядом каменной «белой» церкви.
В плане церковь представляла собой вытянутый двухчастный (трапезная, церковь) прямоугольник с пятигранником алтаря на восточной стороне и крыльцом с запада. Пятигранник алтаря рублен «в лапу», церковь и трапезная – «в обло». Объём собственно церкви возвышался над трапезной и алтарем. Четверик церкви рублен в 25 венцов (подклет 9 венцов), восьмерик светового барабана в 16 венцов. Высота всей церкви с главкой около 16 метров. Общие размеры плана постройки (без крыльца) – 8,3 х 20,5 м.
Церкви были присущи планировочные и конструктивные приёмы, характерные XVIII веку; работа была выполнена народными мастерами на высоком уровне. Церковь имела интересный, выразительный архитектурно-художественный облик и долгое время играла роль градостроительной доминанты для большой округи, усиленной расположением здания на высоком месте между двух озёр. К 70-м гг. XX века церковь пришла в аварийное состояние и была утрачена.
Леонид Старовойтов, краевед, https://rabslovo.ru/articles/dereviannye-xramy-xviii-veka

Комментарии и обсуждение