ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Богуслав. Николаевский монастырь.


Богуслав. Николаевский монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: не ранее 1575.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Украина, Киевская область, Обуховский район, г. Богуслав, Озёрная ул.

Координаты: 49.535369, 30.887601



Николаевский монастырь, Дореволюционное фото, Богуслав, Обуховский район, Украина, Киевская область
Дореволюционное фото
Елена Григорьева
1910
Николаевский монастырь, Дореволюционное фото, Богуслав, Обуховский район, Украина, Киевская область
Дореволюционное фото
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Елена Григорьева 3 августа 2025

Богуславский Николаевский монастырь - заштатный мужской Киевской Епархии. Находится при Поветовом (уездном) городе Богуславе, от которого и название своё имеет, над рекой Росью, в панстве Ревуцкого, на горе, окружённой оврагом, расстоянием от Киева в 137, а от Богуславля в 2 верстах. О построении оного письменных сведений, по причине многократных разорений и опустошений, которых монастырь претерпевал от Татар и от Запорожского старшины Орлика, никаких не имеется. Да и после всех сих несчастных на него нападений занят он был водворением Униатов до 1768 года. Уже в сем году присоединён от Унии к благочестию. Но и тогда за неимением настоятелей находился в расстройстве. Наконец от случившегося в 1787 году пожара пришёл ещё в большее разорение. Старожилы же Богуславские уверяют, что этот монастырь заведён неким Полковником, жителем Богуславским, пребывшим непоколебимо в благочестивом исповедании. А что существовал он ещё в XVIII столетии, сие доказывается тем, что после разорения его от татар и Орлика сыскана пастухами в одном старинном дуплистом дереве книга, печатанная в Чернигове 1685 года, Марта 1 дня и хранящаяся доныне в монастыре сем, называемая цветная Триодь, в которой по листам написано: «Сия книга куплена с початку Тимофеем козаком, который дал пять коп., а остаток пять коп. дало братство, она повинна зоставати в Богуславском монастыре».

Строения в монастыре сем ныне следующие:
1) Церковь главная во имя св. Николая Чудотворца, по которой именуется и монастырь Николаевским, деревянная на каменном фундаменте с погребами;
2) Церковь во имя Успения Божьей Матери с трапезой деревянная;
3) Колокольня при Николаевской церкви;
4) Кельи Настоятельские на каменном фундаменте, и братские без оного все деревянные.

Содержание этот монастырь получает от доброхотных дателей и от некоторых угодий. Начальство же в нём на основании заштатных монастырей Строительское.

Источник: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским).: В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях: 1807-1815. / ч. 3. Богуславский Николаевский монастырь. - 1811. - [2], 761, [1], V, [1].


 
Елена Григорьева 5 августа 2025

Началом основания Богуславского Николаевского монастыря можно считать вторую половину XVI века, а именно период 1575-1586 годов. В те времена в летописном городе Самборе (ныне это место располагается вблизи с. Лисовичи) был монастырь. Во время набегов и уничтожения города Самбора монголо-татарами - деревянную церковь монастыря монахи разобрали и, переходя лесами, перенесли за Богуслав и установили ее месте старого монастыря между селами Ивки и Хохитва, в урочище монашеский овраг. Монастырь был назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XVI века во время монголо-татарских набегов монастырь был разрушен.

В 1596 году монастырь был восстановлен старостой Богуславским Янушем Острожским и переведен в унию и заселен монахами-василианами. Во время Корсунского сражения 1648 года крестьянско-казачьего войска под предводительством Богдана Хмельницкого с польским войском под Корсунем, которое закончилось полным поражением поляков. Именно во время этой битвы полковник Войска Запорожского Максим Кривонис освободил Богуслав от правительственных войск Речи Посполитой и польской шляхты. Остатки польской шляхты вместе с монахами-василианами ушли из города. После этого значимого события все монастыри, в том числе и Рождество-Богородицкий монастырь и церкви были возвращены в православие.

В июне 1654 года Богуславское православное духовенство вместе с гетманом Богданом Хмельницким и казацким войском встречали в Богуславе антиохийского патриарха Макария, возвращавшегося из Московии.

В 1685-1692 годы, во времена руин, когда Польша формально восстановила казачество с традиционными для него формами самоуправления, монастырь был отстроен Богуславским казачьим полковником Самийлом Самусем.

В 1702-1704 годы, после войны правобережных казаков с поляками, когда Богуславский полк вынужден был перейти «под цареву руку» на Левобережье, богуславские поляки и их старосты отремонтировали монастырь. И от тогда он стал Василианским, и был перенесен в Богуслав, на свое теперешнее место, где когда-то был монастырский Хутор.

В 1711 году Богуславский монастырь был разрушен отрядами гетмана Филиппа Орлика во время его военного похода с турками и татарами на Правобережную Украину с целью освобождения этой территории от русских войск и восстановления гетманской власти.

В 1740 году была построена главная деревянная церковь названная в честь Святого Николая и с тех пор монастырь стал называться Свято-Николаевским, а в 1768 году, во время Колиивщины, Богуславский монастырь вновь становится православным.

В 1780 году на территории монастыря построена деревянная церковь Святой Великомученицы Варвары.

В 1787 году в результате пожара (скорее поджога) сгорела главная Свято-Николаевская церковь. Епископ Черниговского Ведомства православного исповедания Российской империи Виктор Садковский побеспокоился за строительство новой церкви на месте пожарища и 15 декабря 1793 года выдал грамоту на строительство новой каменной церкви. Но из-за нехватки средств дальнейшее строение было приостановлено, хотя уже был заложен фундамент под новую святыню. И только в 1799 году митрополит Киевский Иерофей пожертвовал деревянную церковь, закрывавшуюся в Голосеевской пустыне. Она была перевезена в Богуслав и установлена на каменном фундаменте.

Церковь простояла до 1851 года. В 1851-1853 годы, на её месте строится трехпрестольная каменная церковь: во имя Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова Алфеева (летняя церковь) за счет 10000 руб. серебряных, которые пожертвовал протоиерей Яков Ковалевский.

В 1851 году Свято-Николаевский монастырь переименован в Успенский. Колокольня при Успенской церкви содержала 8 колоколов разной величины, самый большой - 61 пуд (около 1000 кг).

В 1866 году на средства астраханского купца Михаила Сабурова возводится теплая кирпичная церковь Воскресения Христова, сохранившаяся до наших дней.

В 1818-1884 годах при монастыре находилось духовное «уездное» училище, в котором постоянно преподавало до пяти учителей и обучалось до 80-ти учеников. Училище имело в самом монастыре принадлежащие ему два помещения, а наместник монастыря почти всегда считался и ректором училища. На богослужение ученики ходили в монастырскую Воскресенскую церковь. Из нее традиционно 9 мая (по старому стилю) происходил крестный ход на монастырский луг, где происходило освящение источника Каменка, вытекавшего из скалы. Эта вода обладала целебными свойствами.

В Богуславском духовном училище учились писатели: Иван Нечуй-Левицкий, Евгений Кротевич, адвокат Павел Клебановский (в воспоминаниях описал монастырь того времени), историк Павел Клепацкий. Бывал здесь и Тарас Григорьевич Шевченко, когда возил Поповского сына из Кирилловки на учебу в Богуслав. Бывала здесь и Марко Волчок.
Известные оперные певцы, вышедшие из Богуславской Бурсы: Павел Кошиц, Алейников, Сикачинский, Орест Левицкий, Трезвинский. Выпускником Богуславского духовного училища был и Александр Кошиц.

В первой половине XVIII века по приказу настоятеля монастыря игумена Феодора Андриевского у подножия горы был прорыт глубокий ров в четыре метра шириной и два глубиной. Когда он заполнился водой из Роси, монастырь оказался на острове. Въехать к нему можно было лишь по искусственно образованной плотине, через мост, который на ночь монахи разводили. Этот мост существовал до конца восемнадцатого века и был снесен водой во время великого наводнения.

В XVIII веке по епархиальному управлению монастырь принадлежал к Переяславской епархии и в 1785 году перешёл в подчинение коадьютора Киевской митрополии и ко времени присоединения этого края к России имел статус «зарубежного» монастыря. В период епископства преосвященного Виктора (Садковского) обитель служила его резиденцией.

Из святынь монастырь имел деревянный крест, изготовленный из корней деревьев с берегов реки Иордан, с вложенными в него частицами святых мощей и прочее.

Монастырь имел в собственности три отдельных земельных участка общей площадью в 83 десятины. В 1840 году сюда с Афона было привезено и высажено от подошвы горы со стороны реки до самой монастырской стены 50 саженцев веймутовой сосны. Позже на монастырь пало большое бедствие: ему было запрещено пользоваться мельницей, построенной на последние монастырские средства. Кроме того, монастырю было оставлено лишь 49 десятин земли, поскольку документы на 300 десятин поля и леса были уничтожены во время пожара и дело в суде было проиграно: Хутор и земли у монастыря отобрали. Было присуждено также сбросить с берега конец плотины мельницы, которая была прицеплена к поместью графа Ксаверия Браницкого по России. Игумен подал прошение к тогдашнему киевскому митрополиту, но в то время с Браницким поддерживала родственные отношения царская семья (Ксаверий был женат на дочери Екатерины II).

Киевский митрополит не осмелился выступить в защиту монастыря. Решение суда было выполнено: плотину разрушили и колеса мельницы остановились. Один из выпускников Богуславского училища Павел Иванович Клебановский, окончив курс Киевской семинарии и получив юридическое образование в Киевском университете, решил восстановить справедливость. Он приехал в Богуслав, собрал все необходимые документы и подал судебный иск к Браницким. Клебановский на суде доказал, что земля у монастыря отобрана незаконно, и выиграл суд. Монастырю вернули и хутор с лесом, и даже огород.

В 1904 году монастырь был переведен в женский и просуществовал он до 1929 года. В документах монастыря, хранящихся в Богуславском историческом музее, упоминается настоятельница монастыря игуменья Евстолия.

В 1930-х годах с колокольни были сняты колокола, а в храме были сняты иконы и другая церковная утварь; был открыт детский дом.

В июле 1941 года здесь помещался штаб 26-й армии, державшей оборону на Каневском направлении. Во время войны был разрушен купол и крыша церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1948-1950 годах кирпич из церкви забрали на строительство 2-го этажа церкви Воскресения Христова.

В 1945-1967 годах помещение монастыря занимал детский дом, в 1967-1993 годах — общежитие педагогического училища.

11 июня 1993 года приказом Управления образования Киевской ОГА все помещения Свято-Николаевского монастыря переданы в собственность Киевской епархии Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Наместником монастыря назначен игумен Викентий (городская).

В 1994 году наместником становится игумен Севастиан (Возняк), наместник Выдубицкого монастыря. В церкви Воскресения Христова проводится реставрация: убираются стены между комнатами и коридором на 1 этаже, проводятся росписи колонн храма иконописцем Валерием Стрельцом: устанавливается иконостас, который привезен был из Выдубицкого монастыря. В апреле 2007 года монастырь посещает Святейший Патриарх Филарет. Начинаются внутренние и внешние реставрационные работы церкви Воскресения Христова.

В 2008 году 27 мая года монастырь освятил Святейший Патриарх Филарет. Ныне монастырь принадлежит ПЦУ.

Архивные материалы Богуславского краеведческого музея. Материалы собирали: Иван Николенко, краевед, С. Похилевич, Н. Матийко; Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону / Составил А.А. Павловский. - Нижний Новгород: Изд. Т-ва И.М. Машистова, 1907. - 879 с. (росс.); Общий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афона. Репр. изд. 1907 года / составитель А.А. Павловский; введение. В.Ю.А. Голубкина. - Харьков: сага, 2010, 2011.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.