Первоначальная церковь в главном городе о. Хоккайдо – Саппоро была построена в 1894 г. Архим. Сергий (Страгородский) описывал ее как «молитвенный деревянный дом европейской постройки, с главой и крестом на крыше» (По Японии: Записки миссионера. М., 1998. С. 87-88). Новая трехчастная церковь в Саппоро была сооружена в 1935-1936 гг. под руководством известнейшего в Японии храмостроителя протод. Моисея Кавамура с «тоновской» композицией, чертами русского деревянного зодчества и архитектуры храма в Хакодатэ и действовала до 1971 г., когда была снесена под предлогом реконструкции города к Олимпийским играм.
Новая шестикупольная Преображенская церковь в Саппоро была сооружена в удалении от центра города архитектурным бюро Минору Такахаси и освящена 25 авг. 1971 г. Она представляет собой образец воспроизведения образцового проекта К. А. Тона (церковь в имении Синявина) в железобетоне с упрощенным декором. Трехчастный храм включает близкий к кубу основной объем с боковыми входами, завершенный четырехскатной кровлей с пятью малыми луковичными главками на двухступенчатых барабанах, копирующие главки храма в Хакодатэ, прямоугольную в плане трапезную в две оси под двухскатной кровлей и квадратные - притвор и алтарь. Над высоким объемом притвора – два восьмерика. Верхний – ярус звона, завершен шатром с луковичной главкой. Декор составляют килевидные кокошники, опирающиеся на пилястры с профилированными капителями (притвор с крыльцом, ярус звона, боковые порталы), полуциркульные оконные проемы, профилированные карнизы. Храм имеет плоское перекрытие, в котором над всей центральной частью храма имеется гигантская круглая ниша. В западной части открытого и хорошо освещенного благодаря 2 рядам окон пространства храма – хоры. Ансамбль был дополнен в 1988 г. часовней-усыпальницей в русском стиле в память 100-летия Православия в Саппоро: квадратной в плане, с навесом над входом, завершенной маленькой луковичной главкой на глухом барабане.
Одноярусный иконостас «столярной работы» в Саппоро включает восемь работ крупнейшей японской иконописицы Ирины Ямасита, ей же принадлежит копия с «Моления о чаше» Ф. А. Бруни. В «васнецовском» стиле выполнена икона «Спаситель с ангелами». В алтаре – витражная икона Божией Матери «Знамение».
протоиерей Александр Берташ