ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шапша. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.


Шапша. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Между 1762 и 1769.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Харовский район, с. Шапша

Координаты: 60.155274, 39.872359 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, https://vk.com/photo-32207125_345584910<br>, Шапша, Харовский район, Вологодская область
https://vk.com/photo-32207125_345584910
den40736



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Николая Чудотворца на Шапше, в Воскресенской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Шапшенская (Шапшенгская) Николаевская церковь, 1769 года, каменная (Погост Никольский). Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, прп. Феодосия Тотемского, в тёплом храме - прп. Димитрия Прилуцкого. Обновлённый Димитриевский храм был освящён 30 октября 1866 г.

Шапшенская Богородицерождественская церковь, 1762 года, деревянная (Погост Никольский). Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, бессребреников Космы и Дамиана.

Приписная Вондожская Успенская церковь (д. Шемякино), деревянная. Освящена 22 января 1913 г. Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм устроен на средства крестьян 12 деревень, ходатайствовавших о выделении в самостоятельный приход.

В 1865 г. открыто приходское попечительство при Шапшинской Николаевской церкви.

Источники: ВЕВ. - 1865, №14, с. 112; 1867, №1, с. 3; 1913, №4, с. 58-59. ВЕВ. - 1874. - Приложение к офиц части. - С. 19. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №21. - Прибавления. - С. 817. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 97, 128, 189, 221. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=831


Марина Зуйкова  23 марта 2025

В Шапшенском приходе существовало два храма: зимняя теплая и летняя холодная церкви. О существовании летнего храма и зимней церкви говорилось в материалах всех клировых ведомостей (с 1850 по 1916 гг.): «Церковь холодная каменная, одноэтажная: о первобытном состоянии существования никаких достоверных сведений не имеется, с приделом в трапезе теплым, а другая церковь деревянная. Церкви оные с каменною колокольнею зданием крепки», - пишется в клировой ведомости за 1864 год.

При церкви находилось большое количество различных зданий: богадельни, кельи, амбары, торговые лавки, школа и т.д. С 1870-х годов богадельни исчезали и появлялись кельи дляслужителей церкви, со второй половины XIX века обязательным сооружением стало здание церковно-приходской школы. «Большая зона приходского пространства образовывалась сооружениями и знаками по всей территории прихода». К ней могли относиться приписные и домовые церкви, часовни, каменные кресты. «Приписной церкви к сей не имеется. Домовой церкви в сем приходе нет», - говорят клировые ведомости за 1864 год. Однако в 1913 году 22 января появилась одна приписная церковь в честь Успения Божьей Матери. А комплекс часовен, в свою очередь, расширился с 1850 по 1916 гг. с 11 до 16.

География территории проживания самого приходского сообщества характеризовалась расположением его деревень на северо-западе Вологодской губернии. «Расстояние церкви от консистории – 120 верст», – говорят источники. Количество деревень к 1916 году – 32 Из общего их числа 14 деревень (44%) были отделены о т«центра» (6-12 верст), 18 (56%) находились на близком расстоянии от него, но некоторым деревням «ставила препятствие» река Вондашь, через которую зимой можно было перейти по льду, а с весны по осень существовала лодочная переправа. Поэтому больших сложностей на пути в церковь жители не испытывали.

Николаевский Шапшенский сельский приход входил в состав третьего благочинного округа. В середине XIX века внимание на приход обращали и иерархи церкви, когда Преосвященный Израиль, Епископ Вологодский и Тотемский, проводя обследование церквей и монастырей Вологодской епархии, посетил Шапшенский и Азлецкий приходы. Документально подтверждается последнее его посещение: «Преосвященный в последний раз посетил приход в 1905 году», но эту проверку уже осуществлял Преосвященнейший Алексий, епископ Вологодский и Тотемский. Клир Шапшенской Николаевской церкви Кадниковского уезда до 1850 года состоял из 2-х священников. Клир 1860 года был представлен следующим составом: «кроме полного клира есть еще 2-е сверхштатных: дьячок и пономарь». Вновь изменения в штате происходили в 1861 году: «где, кроме полного клира, есть священник и сверхштатный пономарь». С 1866 года клир становился более многочисленным: появился настоятель и его помощник, 2 псаломщика, а сверх штата оказались 2 пономаря. Видны изменения: если ранее был 1-й священник и 2-й священник, то теперь они именовались как настоятель-священник и помощник настоятеля – тоже священник, а вместо диакона в штатном составе фигурировали 2 псаломщика. Упрощался клир в 1885 году и уже состоял из 2-х священников, 1 диакона и 2-х псаломщиков. Такой клир был вплоть до 1915 года. С 1916 года произошли последние перестановки: в штате числилась еще и просфорня, но в послужных списках ее не оказалось. Зато впервые в штате состоял церковный староста, хотя он был и раньше, но в штате не числился.

Общая площадь приходской земли Николаевского храма на1856 год составляла 63 десятины земли, из них 3 десятины отводилось «под церковные строения и кладбище» (т.е. 4,8%), «3 десятины под селения священно- и церковнослужителей» (4,8%). Основная же масса 28 десятин (44,4%) отводилась под пашню. 25 десятин земли отводилось под сенной покос (39,7%). Торговые лавки на территории церковного прихода предназначались для торговли как местного, так и уездного значения. Тем более через село Шапша проходил торговый тракт.

Большие изменения в приходе происходили в период с 1917 по 1935 гг. «После революции 1917 года, – вспоминает Т. К. Ерошкина, – церковь еще долго стояла с крестами и с колоколами, но служба постоянно в ней уже не шла, только изредка по воскресеньям и церковным праздникам». В 1918 году, после национализации всех храмовых зданий, как городских, так и сельских, между прихожанами Николаевского храма и новыми властями было подписано особое соглашение. Согласно этому документу, храмовое здание и все церковное имущество передавались в бессрочное пользование верующим. Прихожане обязались пользоваться храмом исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. Приходская община брала на себя всю ответственность за сохранность храма и имущества, на ее плечи ложились все текущие расходы по содержанию здания и имущества церкви.

Использованные материалы: Воротникова Н.С. Николаевский православный приход с. Шапша Кадниковского уезда Вологодской губернии // И не прервется жизни нить… материалы научно-практических конференций 2004-2006 гг. / сост. А.В. Нефёдова. – Харовск: МУ «Харовский историко-художественный музей», 2006 – С. 122 – 138. Нефёдова А.И. Сердце тянется к светлому / А.И. Нефёдова. – Харовск: издательскийДом Вологжанин. Составитель: Светлана Алексеевна Барцева, зав. Шапшинским сельским филиалом МБУК «Харовская ЦБС им. В.И. Белова»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.