Центром приходской и духовной жизни всегда являлся храм, который был ни чем иным, как воплощением материальной культуры прихода. Николаевский приход возвышался на Никольском погосте, в центре которого стояли окруженные белой, высокой, удивительно красивой оградой две церкви – летняя каменная и зимняя деревянная.
Шапшенская Николаевская церковь входила в 3-й благочинный округ и являлась в Шапшенской волости единственной приходской церковью сначала на 30 деревень, а с 1916 года – на 32. На фотографиях XIX века видно, насколько серьезно зодчие относились и к выбору места, и к архитектуре Николаевско-Шапшенской церкви. По своим архитектурным формам она очень своеобразна. Село Шапша находится в низине, высоких мест почти нет, и все-таки место под будущую церковь подобрано удивительно точно. Все смотрится очень компактно и дополняет друг друга.
Высокая колокольня с расположенными по кругу восемью овальными удлиненными окнами, горделиво глядела на окрестные земли деревни. Колокольня была увенчана высоким резным 15-метровым шпилем, который заканчивался ажурным крестом. На обеих церквях: и деревянной, и каменной – по 5 куполов. Вглядываясь в расположение куполов на зимней церкви, можно четко увидеть, что она построена по классическому стилю. Большой купол, стоящий на барабане, окружен четырьмя маленькими, и чувствуется, что они соединены друг с другом чем-то незримым, непонятным уму человека, наверное потому, что это храм Божий Дом, как его называли. На деревянной церкви все пять куполов как бы вырастали из одной полумаковки, которая также стоит на барабане, только не округлой, а квадратной формы.
В известиях императорской археологической комиссии село Шапша звучит как Шапченга, впервые Николаевская церковь упоминалась за 1762 год. Также говорилось, что: «Николаевская церковь строилась в 1762-1769 гг. В 1908 г. церковь предполагалось перенести на иное место», но переноса не произошло. В клировых ведомостях внутренний декор церквей прихода, их культовых предметов и сооружений представлен не дифференцированно, поэтому из источников мы можем судить лишь об общем богатстве двух приходских церквей (Шапшенской Николаевской и Флоро-Лаврской Кумзерской).
«Имущество церкви складывалось из первоначального взноса от прихожан, состоящего из необходимых, согласно закону, утварии одеяний». Клировые ведомости, в которых приведены массовые данные о «благолепии церквей, сведения о металле, из которого изготовлены церковные сосуды», а также ведомости об ограблении церквей и состоянии церквей содержали очень сухие и краткие сведения. Насчет этого в ведомостях за 1856 год говорилось, что «случаев похищений не было» и «утварью церковь достаточна». В церкви имелась и другая утварь: стихари диаконские, дароносицы, сосуды для священнодействия, сосуды для хранения святых мощей, сосуд для благословения хлебов, чаша для освящения воды, ящик для хранения вещей, употребляемых при крещении младенцев, венцы для брачующихся, аналои истольные, книги служебные для церковного круга, сосуды для хранения св. мира, паникадила, лампады, купели для крещения младенцев.
В картине внутреннего убранства храма особое место занимали престолы. Расширение числа свидетельствовало о развитии части приходской традиции (появлении нового почитаемого святого), увеличении культовых возможностей того или иного храма. К 1916 году в Николаевском приходском храме насчитывалось 5 престолов: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, «во имя Святых Безсребрениковых Косьмы и Дамиана», во имя Св. Николая Чудотворца, во имя преп. Феодосия, Тотемского Чудотворца, во имя преп. Димитрия Прилуцкого. «Престол получал наименование священного лица или события. От этого получал наименование и храм, и весь приход».
«Религиозное сознание воспринимало их как посредников между Богом и людьми, как помощников в нуждах, заступников от бед, бескормицы и стихии. При этом особой любовью пользовался святитель Николай. Его всеобщее почитание несомненно. Его чтили крестьяне как помощника в полевых работах. На него надеялись мореплаватели и купцы, считавшие Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Обездоленные видели в Чудотворце особого помощника и защитника в бедах и скорбях. Многолюдные паломничества совершались к чудотворным иконам Николая». И Шапшенская церковь носила имя покровителя морской и речной торговли.
К 1934 году в Шапшенском сельсовете действующими признаны две церкви: Шапшенская Николаевская и Успенская Вондашская. 1934 год характеризуется еще и тем, что в этот период происходила акция по сбору колокольной бронзы. По числу колоколов бывший Николаевский приход занимал одну из ведущих позиций в районе: 857 пудов приходилось на 2 храма Шапшенского сельсовета. В августе 1934 года проходила подготовка к конфискации колокольной бронзы. В октябре 1934 года продолжалась деятельность властей по изъятию бронзы, но Николаевская церковь пос. Шапша на данном этапе признана действующей. Шапшенская община верующих и церковный совет против снятия колоколов с церкви не возражали, просили лишь оставить одно большое колоколо, «в остальном препятствий никаких неимели». Также в ноябре происходили и собрания колхозов, на которых просили оставить только большое колоколо для сигнала сельсовету и для тревожных извещений, а большинство колоколов висят бесполезно». Далее началось практическое изъятие колоколов. 21 ноября 1934 года президиум Харовского райисполкома постановил: снять с Николаевской церкви колокола, удовлетворив просьбу общины в том, чтобы оставить 1 колоколо среднего размера. Из протокола Шапшенской Николаевской церкви община ве-рующих граждан постановила: отдать 2 колокола Северной стороны, караульное колоколо весом 42 пуда 22 фунта; второе колоколо весом не ограничено.
Ерошкина Татьяна Константиновна вспоминает, как в 1934 году днем собирались около церкви люди: «Будут увозить кресты иколокола», – говорили собравшиеся. «Люди были взбудоражены, но не напуганы». Помнят наши экскурсоводы в прошлое, как падали колокола на землю, как пытались не очень изломать кресты, но это сделать не удалось. Помнят, как грудами посередине церкви лежала одежда (ризы) священнослужителей, помнят, как жители (наверно спасая церковное имущество) уносили домой и оклады, и иконы, и книги, и вещи разные.
По решению райисполкома от 19 апреля 1935 года Шапшенская Николаевская церковь была закрыта, в связи с этим прекратила деятельность и община верующих. Впоследствии деревянная (зимняя) церковь была переоборудована под школу, а каменная (летняя) в колхозный зерносклад. Можно добавить еще несколько слов о дальнейшей судьбе храма. В конце 1930-х годов деревянную церковь разобрали и по бревнам сплавили в Харовск (по реке Сить), из них был выстроен военкомат в Харовске, который стоит по настоящее время.
Николаевский сельский Шапшенский православный приход занимал одно из лидирующих мест в уезде. Николаевский храм являлся устойчивым духовным центром села Шапша и его округи, который отражал традицию почитания на Руси Николая Чудотворца и был освящен именно в честь Св. Николая.
Использованные материалы: Воротникова Н.С. Николаевский православный приход с. Шапша Кадниковского уезда Вологодской губернии // И не прервется жизни нить… материалы научно-практических конференций 2004-2006 гг. / сост. А.В. Нефёдова. – Харовск: МУ «Харовский историко-художественный музей», 2006 – С. 122 – 138. Нефёдова А.И. Сердце тянется к светлому / А.И. Нефёдова. – Харовск: издательскийДом Вологжанин. Составитель: Светлана Алексеевна Барцева, зав. Шапшинским сельским филиалом МБУК «Харовская ЦБС им. В.И. Белова»