ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погост (Усть-Моша). Храмовый комплекс Устьмошского Погоста.


Погост (Усть-Моша). Храмовый комплекс Устьмошского Погоста
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Между 1773 и 1801.
Год утраты:1929 (сгорели оставшиеся церкви)
Адрес:
Архангельская область, Плесецкий р-н, Федовское МО, деревня Погост.

Координаты: 62.419604, 39.797233





Храмовый комплекс Устьмошского Погоста, Вид Устьмошского погоста. Фото начала 20 века из книги В. Васева "Поонежье"<br>, Погост (Усть-Моша), Плесецкий район, Архангельская область
Вид Устьмошского погоста. Фото начала 20 века из книги В. Васева "Поонежье"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Храмовый комплекс Устьмошского Погоста, Вид с левого берега Онеги, 1901-1929 гг. onegaonline.ru<br>, Погост (Усть-Моша), Плесецкий район, Архангельская область
Вид с левого берега Онеги, 1901-1929 гг. onegaonline.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 апреля 2017

В 1864 году в Устьмошском приходе было 4 церкви: Рождества Христова, Благовещения Божией Матери, Сошествия Св. Духа и Св. Филиппа, митрополита Московского. Под Рождественской церковью были вместительные подвалы, в которых хранился товар, не распроданный на ярмарке. Иконостас в храме Иоанна Богослова резной, золоченый, украшен живописью. Слева от Рождественской церкви в самом центре погоста располагался двухэтажный каменный храм Сошествия святого духа на Апостолов в одной связи с колокольней. Устьмошский каменный храм считался лучшим в Каргопольском уезде. Поражал богатством трехъярусный резной, позолоченный иконостас. Нижний ряд был украшен ризами из серебра, отчасти из жемчуга. Возле церкви Св. Духа была еще одна деревянная двухэтажная церковь во имя Св. Филиппа. Погост уже был обнесен каменной оградой.

http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=129&t=9227


Марина Зуйкова  19 ноября 2018

Церквей в Устьмошском приходе 4, из коих три деревянные, а 4-я каменная, двухэтажная. 1-я деревянная с двумя главами, мерою в вышину 6 саж[ен], в длину 12 с папертью, трапезою и алтарем, а в ширину 7 саж[ен]. 2-я такая же круглая, шатровая с двумя главами, в вышину саж[еней] до 30, в длину с папертью и ал (Л. 31 об.) тарем 11, а в ширину 6 саж[ен]. 3-я такая же деревянная, двухэтажная, четвероугольная с куполом, на коем 3 главы, в выш[ину] 10 саж[ен], в дл[ину] с папертью и алтарем 8, а в ширину 4 саж[ени]. 4-я каменная четвероглавая с куполом, на коем особая глава, на алтарях также маленькая особая глава, в связи с колокольною каменною штилевою. Вышина 20 сажен, в длину с папертьями и алтарями 18, а в ширину 9, кроме алтарей, которые7 саж[ен]. 1-я церковь во имя Рождества И[исус] Христова, с приделом священномуч[еника] Харлампия. 2-я во имя Благовещения Б[ожией] Матери, с приделом апостола и еванг[елиста] Иоанна Богослова. Строены 1775 года. 3-я во имя св[ятителя] Филиппа, митрополита Москов[ского], и преподобного Александра Ошевенского построена в 1773 году. 4-я каменная двухэтажная, вверху во имя Сошествия Св. Духа с приделами св. пророка Илии и всех святых, а внизу во имя Успения Божией Матери с приделами Афанасия и Кирилла Александрийских и св[ятых] мученик[ов] Флора и Лавра. Строена в 1800 году вместе с таковою же колокольнею.

Все означенныя церкви строены усердием прихожан, а каменная церковь с колокольною особенным тщанием и настоянием бывшего в сем приходе умершего священника Алексея Петрова и усердием также приходских людей. Часовен 8, все деревянные, четвероугольные, построены при струйных водах, куда делаются из часовен крестные ходы и отправляется служба для освящения тех вод. Одна из них, стоящая при деревне Сысовой, в 1820 году по Высочайшему повелению блаженной памяти Александра I, в приезде его к городу Архангельску, на построение которой от щедрот его императорского величества пожертвовано крестьянину той деревни Сысовы Алексею Херкову, который имел счастие ходатайствовать об оной часовни, полтораста рублей. Крестов, отстоящих в погосте и в селениях Федовой и Гоголевой 4, поставлены (Л. 35) они по случаю скотского падежа… [Без подписей]

Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело № 698 — «Сведения о приходах каргопольских»


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2025

Доказательством древности здешнего поселения могут служить отчасти и здешние церкви. Их три и все они обнесены каменною оградою. Рождественская церковь древнейшая в Устьмоше. При взгляде на церковь бросается прежде всего её громадность и приходит на мысль, неужели в Устьмоше в старину требовалось такое огромное помещение для благочестивых прихожан? Но когда вглядишься в церковь по пристальнее, то нельзя не заметить, что тут две церкви соединены в одну. От этого соединения фасад церковного здания принял своеобразную форму. Передняя церковь Рождественская построена в виде длинного терема, с тремя высокими главами под самым алтарем; другая церковь, во имя Иоанна Богослова огромная восьмиугольная пирамида с пристройками для паперти и алтаря; между обеими церквами сени, чрез которые ход в обе церкви.

Рождественская церковь гораздо ниже Богословской, так что средняя глава первой находится на одной горизонтальной линии с главою над алтарем второй; притом надо заметить, что башня Богословской церкви в два раза выше Рождественской церкви. Когда соединены церкви в одну, я не мог узнать, но по всему видно, что связь между ними построена незадолго после основания самых церквей. Обе церкви построены из так называемого рудового лесу, замечательного как по длине, так и по толщине. Длина лесов, употребленных на постройку, доходит до 8 сажен, а толщина до 7 и 8 вершков. Рождественская церковь состоит из 4 отделений: сеней, трапезной, самого храма и алтаря.

Сени довольно обширны и только при входе в церковь украшены несколькими образами, которые, как говорят, перенесены сюда еще из прежней церкви, сгоревшей давно. Из сеней вход в трапезную, обращающую внимание по своей обширности и тем, что в ней можно видеть еще лавки, построенные в два ряда около стен и посредине. В древних храмах, а особенно в монастырях, трапезная составляла необходимую принадлежность постройки и назначение её известно каждому. Здесь же лавки построены так, что между ними неудобно было бы поставить столы для трапезы, а если бы и поставить, то потребовались бы столы через чур широкие. Я объясняю себе назначение лавок в Устьмошской церкви иначе, на основании местного обычая. Лавки эти служили, как и теперь еще служат, для отдыха прихожан во время между утренею и литургиею. Деревни здесь расположены в дальнем разстоянии от погоста и потому прихожане не имеют возможности, если нет знакомых, отдохнуть между службами в дом, и остаются в церкви, где слушают, в ожидании служения, чтение душеспасительных книг, которые читает или причетник или кто-нибудь из грамотников. Весьма было бы полезно, если бы и при постройке новых церквей обращено было на это внимание. Знакомые мне говорили, что в Устьмоше прежде был монастырь (это однако сомнительно), а потому я всячески старался узнать об этом, но при церкви документов нет, а которые и были, то отосланы в Новгород и там во время пожара консистории сгорели.

Комната для храма довольно мала в сравнении с прочими, но судя по двум стеклянным рамам между трапезною и ею, видно, что прихожане стояли во время службы преимущественно в трапезной.

Рождественская церковь о двух приделах, во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Св. Харалампия и Власия. Иконостас и церковные вещи от времени уже почернели и загусели. Между приделами в простенке двери, а чрез сени ход в церковь Св. Иоанна Богослова. Под церковью находятся подвалы, где еще и теперь, а особенно прежде складывались купцами товары, оставшиеся непроданными после ярмарок.

Богословская церковь о двух приделах и уже новее, по времени построения, Рождественской. Иконостас в ней резной, золоченый и иконы греческого письма. Потолок украшен живописью: в средине находится образ Спасителя, а внизу в два ряда изображения ангелов и херувимов. Богословская церковь до построения каменной была главною в Устьмоше и до сих пор народ называет ее соборною и особенно уважает. Для подтверждения чего-нибудь здесь часто услышишь слова: «взгляни на Богослова (на церковь Богословскую), коли ты говоришь правду». 26 сентября в Устьмоше бывает ярмарка, называемая Богословскою и с этим днем, можно сказать, кончаются здесь летние работы, рассчитываются рабочие или нанимаются вновь на зимнее время.

Влево от Рождественской церкви, в самой средине церковной ограды, стоит каменная двухэтажная церковь, построенная в 1799 году, что видно из надписи над алтарем. При входе в храмовую паперть, над дверьми нарисована картина из притчи о блудном сыне, и именно взято то место, когда отец, обрадовавшись возвращению блудного сына, приказывает устроить пир; другой же сын, видя это, удивляется и с упреком указывает на почет, оказанный отцом распутному сыну. Вверху изображение Святой Троицы. Картина поставлена на самом выгодном месте храма; непременно при взгляде на нее в сердце каждого пробудится та мысль, которую имел художник, когда писал картину и наглядно объяснятся евангельские слова: «Господь радуется и об одной душе спасенной».

Зайдемте в церковь и по крутой лестнице поднимемтесь сначала в верхний этаж. Замечу, что храм, в котором мы находимся, считается лучшим из всех церквей Каргопольского уезда. Не знаю, справедливо ли это, но скажу, что редко можно встретить такое селение, в котором церковь была бы подобна каменной Устьмошской. Внутренность её поражает каждого своею обстановкою.

Иконы расположены в три ряда: в верхнем лики праотцев и пророков, в среднем апостолов, а в нижнем иконы храмовые. Образа живописные и почти все в нижнем ряду украшены ризами из серебра, отчасти из жемчуга и есть жертвование здешних жителей, исключая одной ризы на иконе Сошествия Св. Духа. Последняя сделана по случаю посещения Устьмоши Его Императорским Величеством Государем Императором Александром Павловичем в 1819 году. Государь, проезжая в Архангельск, останавливался на станции Федовской и отсюда водою в крестьянской лодке проехал вниз по течению Моши до погоста Устьмошского, где по выходе на берег был встречен местным церковным причтом со святою водою и хоругвями. Заходил в церковь и отслушав молебен, любовался обстановкою храма, затем пожертвовал 500 р. и, столько же в пользу священно-церковнослужителей. На эти деньги и сделана риза на храмовый образ. Иконостас церковный украшен резьбою и позолотою. В купол также живописные изображения важнейших событий из истории ветхаго и нового завета, в три ряда, и все это замыкается изображением Святой Троицы. Вот еще особенность описываемого мною храма: внутренность его не поддерживается ни одною колонною, отчего храм обширен и чрезвычайно светел. Но надо заметить, что купол не каменный, а деревянный. В нижнем этаже, также как и в верхнем, церковь о трех приделах; но в нижнем этаже не так светло от колонн и меньшей высоты.

Возле церкви Св. Духа есть еще деревянная церковь, построенная, вероятно, позднее прочих; она имеет фасад новых церквей, но в два этажа.

У самых ворот церковной ограды, на крутом песчаном берегу, разбросано несколько могил; на некоторых из них сохранились только обломки плит с надписями. Весною берег затопляется водою, которая поднимается иногда на значительную высоту и с каждым годом размывает кряж около церкви, отчего, по убыли воды, показываются кости и черепа умерших. Все это доказывает, что здесь было кладбище, устроенное очень давно, потому что останки тел попадаются довольно низко от настоящей поверхности кряжа.

Петров К. Устьмоша (Из путевых записок) // Олонецкие губернские ведомости. 1864. № 22. С. 103-105; № 23. С. 120-121; № 24. С. 138-139.

Прим. мод.: написание слов и пунктуация адаптированы под формат Каталога



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.