Доказательством древности здешнего поселения могут служить отчасти и здешние церкви. Их три и все они обнесены каменною оградою. Рождественская церковь древнейшая в Устьмоше. При взгляде на церковь бросается прежде всего её громадность и приходит на мысль, неужели в Устьмоше в старину требовалось такое огромное помещение для благочестивых прихожан? Но когда вглядишься в церковь по пристальнее, то нельзя не заметить, что тут две церкви соединены в одну. От этого соединения фасад церковного здания принял своеобразную форму. Передняя церковь Рождественская построена в виде длинного терема, с тремя высокими главами под самым алтарем; другая церковь, во имя Иоанна Богослова огромная восьмиугольная пирамида с пристройками для паперти и алтаря; между обеими церквами сени, чрез которые ход в обе церкви.
Рождественская церковь гораздо ниже Богословской, так что средняя глава первой находится на одной горизонтальной линии с главою над алтарем второй; притом надо заметить, что башня Богословской церкви в два раза выше Рождественской церкви. Когда соединены церкви в одну, я не мог узнать, но по всему видно, что связь между ними построена незадолго после основания самых церквей. Обе церкви построены из так называемого рудового лесу, замечательного как по длине, так и по толщине. Длина лесов, употребленных на постройку, доходит до 8 сажен, а толщина до 7 и 8 вершков. Рождественская церковь состоит из 4 отделений: сеней, трапезной, самого храма и алтаря.
Сени довольно обширны и только при входе в церковь украшены несколькими образами, которые, как говорят, перенесены сюда еще из прежней церкви, сгоревшей давно. Из сеней вход в трапезную, обращающую внимание по своей обширности и тем, что в ней можно видеть еще лавки, построенные в два ряда около стен и посредине. В древних храмах, а особенно в монастырях, трапезная составляла необходимую принадлежность постройки и назначение её известно каждому. Здесь же лавки построены так, что между ними неудобно было бы поставить столы для трапезы, а если бы и поставить, то потребовались бы столы через чур широкие. Я объясняю себе назначение лавок в Устьмошской церкви иначе, на основании местного обычая. Лавки эти служили, как и теперь еще служат, для отдыха прихожан во время между утренею и литургиею. Деревни здесь расположены в дальнем разстоянии от погоста и потому прихожане не имеют возможности, если нет знакомых, отдохнуть между службами в дом, и остаются в церкви, где слушают, в ожидании служения, чтение душеспасительных книг, которые читает или причетник или кто-нибудь из грамотников. Весьма было бы полезно, если бы и при постройке новых церквей обращено было на это внимание. Знакомые мне говорили, что в Устьмоше прежде был монастырь (это однако сомнительно), а потому я всячески старался узнать об этом, но при церкви документов нет, а которые и были, то отосланы в Новгород и там во время пожара консистории сгорели.
Комната для храма довольно мала в сравнении с прочими, но судя по двум стеклянным рамам между трапезною и ею, видно, что прихожане стояли во время службы преимущественно в трапезной.
Рождественская церковь о двух приделах, во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Св. Харалампия и Власия. Иконостас и церковные вещи от времени уже почернели и загусели. Между приделами в простенке двери, а чрез сени ход в церковь Св. Иоанна Богослова. Под церковью находятся подвалы, где еще и теперь, а особенно прежде складывались купцами товары, оставшиеся непроданными после ярмарок.
Богословская церковь о двух приделах и уже новее, по времени построения, Рождественской. Иконостас в ней резной, золоченый и иконы греческого письма. Потолок украшен живописью: в средине находится образ Спасителя, а внизу в два ряда изображения ангелов и херувимов. Богословская церковь до построения каменной была главною в Устьмоше и до сих пор народ называет ее соборною и особенно уважает. Для подтверждения чего-нибудь здесь часто услышишь слова: «взгляни на Богослова (на церковь Богословскую), коли ты говоришь правду». 26 сентября в Устьмоше бывает ярмарка, называемая Богословскою и с этим днем, можно сказать, кончаются здесь летние работы, рассчитываются рабочие или нанимаются вновь на зимнее время.
Влево от Рождественской церкви, в самой средине церковной ограды, стоит каменная двухэтажная церковь, построенная в 1799 году, что видно из надписи над алтарем. При входе в храмовую паперть, над дверьми нарисована картина из притчи о блудном сыне, и именно взято то место, когда отец, обрадовавшись возвращению блудного сына, приказывает устроить пир; другой же сын, видя это, удивляется и с упреком указывает на почет, оказанный отцом распутному сыну. Вверху изображение Святой Троицы. Картина поставлена на самом выгодном месте храма; непременно при взгляде на нее в сердце каждого пробудится та мысль, которую имел художник, когда писал картину и наглядно объяснятся евангельские слова: «Господь радуется и об одной душе спасенной».
Зайдемте в церковь и по крутой лестнице поднимемтесь сначала в верхний этаж. Замечу, что храм, в котором мы находимся, считается лучшим из всех церквей Каргопольского уезда. Не знаю, справедливо ли это, но скажу, что редко можно встретить такое селение, в котором церковь была бы подобна каменной Устьмошской. Внутренность её поражает каждого своею обстановкою.
Иконы расположены в три ряда: в верхнем лики праотцев и пророков, в среднем апостолов, а в нижнем иконы храмовые. Образа живописные и почти все в нижнем ряду украшены ризами из серебра, отчасти из жемчуга и есть жертвование здешних жителей, исключая одной ризы на иконе Сошествия Св. Духа. Последняя сделана по случаю посещения Устьмоши Его Императорским Величеством Государем Императором Александром Павловичем в 1819 году. Государь, проезжая в Архангельск, останавливался на станции Федовской и отсюда водою в крестьянской лодке проехал вниз по течению Моши до погоста Устьмошского, где по выходе на берег был встречен местным церковным причтом со святою водою и хоругвями. Заходил в церковь и отслушав молебен, любовался обстановкою храма, затем пожертвовал 500 р. и, столько же в пользу священно-церковнослужителей. На эти деньги и сделана риза на храмовый образ. Иконостас церковный украшен резьбою и позолотою. В купол также живописные изображения важнейших событий из истории ветхаго и нового завета, в три ряда, и все это замыкается изображением Святой Троицы. Вот еще особенность описываемого мною храма: внутренность его не поддерживается ни одною колонною, отчего храм обширен и чрезвычайно светел. Но надо заметить, что купол не каменный, а деревянный. В нижнем этаже, также как и в верхнем, церковь о трех приделах; но в нижнем этаже не так светло от колонн и меньшей высоты.
Возле церкви Св. Духа есть еще деревянная церковь, построенная, вероятно, позднее прочих; она имеет фасад новых церквей, но в два этажа.
У самых ворот церковной ограды, на крутом песчаном берегу, разбросано несколько могил; на некоторых из них сохранились только обломки плит с надписями. Весною берег затопляется водою, которая поднимается иногда на значительную высоту и с каждым годом размывает кряж около церкви, отчего, по убыли воды, показываются кости и черепа умерших. Все это доказывает, что здесь было кладбище, устроенное очень давно, потому что останки тел попадаются довольно низко от настоящей поверхности кряжа.
Петров К. Устьмоша (Из путевых записок) // Олонецкие губернские ведомости. 1864. № 22. С. 103-105; № 23. С. 120-121; № 24. С. 138-139.
Прим. мод.: написание слов и пунктуация адаптированы под формат Каталога