Забайкальская железная дорога создавалась как один из участков Великого Сибирского пути. Начальником работ по строительству дороги в мае 1895 г. был назначен инженер путей сообщения Александр Николаевич Пушечников, а его помощником – инженер путей сообщения Григорий Васильевич Адрианов. Соединительная ветвь к Китайской железной дороге берет своё начало от Китайского разъезда близь станции Кайдалово Забайкальской железной дороги. В феврале 1898 г. было утверждено направление трассы, а 17 сентября 1898 г. начались работы по сооружению дороги.
По вопросу устройства церквей на Кайдаловской ветке А.Н. Куломзин передал А.Н. Пушечникову свои рекомендации «…На станции Онон – церковь во Имя Святых Сергия и Елизаветы, на станции Борзя – святителя Николая Чудотворца и царицы Александры, на станции Ундурга – святых Константина, Елизаветы, Сергия».
14 декабря 1898 г. Г.В. Адрианов направил А.Н. Куломзину на утверждение проекты деревянных храмов. Для постройки дома для причта и школ он предложил воспользоваться проектом, разработанным для станции Чита. Площадь такого дома составляла 68 кв. саженей, из их на долю помещений для церковных служащих приходилось 28, 6 кв. саженей.
В 1899 г. состоялась закладка храмов на всех трёх станциях в радиусе 15-75 саженей от пассажирских зданий. Финансирование строительства осуществлялось из фонда Александра III и капитал, завещанный Е.И. Бенардаки.
Необходимо отметить, что именно Г.В. Адрианов возглавил строительство церквей и школ на станциях Адриановка, Оловянная и Борзя. Из отчета Григория Васильевича Адрианова следует, что на ст. Оловянная Забайкальской железной дороги сооружение храма обошлось в 14, 249 руб., включая стоимость строительства здания, расходы по обшивке стен и окраски, приобретению иконостаса, икон, колоколов, крестов и церковной утвари Деревянное здание храма занимало 21,5 кв. саженей. Одновременно были произведены необходимые работы в доме, который безвозмездно передали под помещение новой железнодорожной школы и квартиры для церковного причта. Значительные размеры здания позволили устроить в нем русскую школу почти 80 учеников.
Для нового Сергие-Елизаветинского храма иконостасы изготовил петербургский мастер Дудаков. Они были выполнены из сосны и фанерованы дубом. Стоимость иконостаса составляла 600 руб. Иконы и иконостасы были написаны художником Верхотуровым с работ кисти Репина, находящихся в Иркутском соборе. Колокола отлил петербургский мастер Лавров. Каждый звон весил около 25 пудов и состоял из 4 колоколов. Стоимость всех трех звонов составляла 1348 руб. 89 коп. Новая железнодорожная церковь на станции Оловянной была заложенная в 1899 г. Строилась почти 3 года, была освящена Преосвященнейшим Епископом Забайкальским и Нерчинским Мефодием и вступила в строй в январе 1902 г.
Священник Алексей Александрович Корнаков стал Первым Священником Оловяннинской железнодорожной Сергие-Елизаветинскй церкви. В новой церковноприходской школе он тоже станет Законоучителем. В Оловяннинской церкви он прослужит больше 18 лет, до самой своей кончины в июле 1920 г. Его жена Екатерина Дмитриевна, в девичестве Куликалова (1848-1903), была из большого рода Иркутских священнослужителей Куликаловых. Она тоже стала учителем в новой железнодорожной школе.
Новые вступившие в строй церкви и в том числе Оловяннинская железнодорожная вошли в 25-й благочиннический округ, а священника Алексея Александровича Корнакова избрали духовником 25-го округа. После увольнения в заштат и назначения пенсии первый священник Оловяннинской Сергие-Елизаветинской церкви протоирей Алексей Александрович Корнаков последние годы своей жизни жил на станции Оловянная. Где и скончался на 77-м году жизни 4 июля 1920 г.
Как известно, до революции 1917 г. священнослужителей всегда хоронили рядом с церковью. А в 1920 г. новые власти устанавливали свои порядки погребения священнослужителей. Но родные и близкие настояли, чтоб Алексей Александрович был погребен рядом с храмом, названным во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского и Святой Праведной Елизаветы. На месте захоронения было положено белое мраморное надгробие. К сожалению, до сегодняшнего дня надгробие не сохранилось.
Прихожанами новой Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви, стали все жители строящейся станции Оловянной а также жители деревнь: Кирочи, Ундино, Шундуя, Шаранай, Гирюнино, Турга, Улятуй, Усть-Иля, 2-й Чиндант, Хара-Бырка. Состав деревень в разные годы менялся. С октября 1901 г. название Онон-Китайский на Оловянную.
В годы коллективизации Оловяннинская Сергие-Елизаветинская железнодорожная церковь сгорела вместе с железнодорожной школой. На фундаменте сгоревшей церкви к 18 июля 1931 г была построена новая начальная школа №58. Сегодня в этом здании бывшей школы располагается районный Оловяннинский историко-краеведческий музей имени Якова Кузьмича Золотухина.
По материалам https://predistoria.org/forums/index.php?topic=7155.0