Бирилюсский Спасский приход существует с 1783 года. Сначала он именовался Мелецким, потому что храм находился в Мелецком остроге (иыне просто Мелецкий улус). Храм сей построен был на берегу реки Чулым; в 1840-50 годах прошлого столетия храм начало подмывать водою, и тогда было приступлено к постройке нового храма, но уже не в Мелецке, а в улусе Бирилюсском. Храм сей был построен в 1852 году тщанием прихожан. По распоряжению епархиального начальства утварь, иконостас и церковный архив перенесены были в новый храм, а стены старого были преданы огню; на его месте теперь течет река Чулым. С. Бирилюсское и все улусы, входящие в состав прихода, расположены по берегам реки Чулым на протяжении 156 верст. Местность кругом таежная и болотистая; хлебопашеством здесь почти не занимаются. В весеннее время все улусы и село бывают залиты водой, и сообщение тогда возможно лишь в лодке и с опытным проводником.
От епархиального города село находится в 273 в., от у. г. Ачинска и железнодорожной станции в 110 вер., почтовое отделение, волостное правление и врачебный пункт находятся в самом селе. Всего в приходе 18 улусов и 9 деревень. Улусы Назаровский, Усть-Кемчугский, Яланский, Подкаменский, Щелевский, Мелецкий, Армачевский, Ладыкский, Елдовский, Протокский, Кильчевский, Тюляжинский, Костинский, Когтеневский, Старо-Амачеевский, Ново-Амачеевский, Байдуковский и Кульбенский. Деревни: Сосновая, Шпагина, Борисовская, Семеновка, Александровка, Кирчитная, Рождественская и Ново-Михайловская. Кроме Сосновой, все деревни переселенческие; обитатели их переселились из губерний Вятской, Воронежской, Минской и Могилевской. Во время весеннего разлива воды все деревни отрезаны от селения; более всего от этого страдают Шпагина и Сосновая, так как они отрезаны еще рекой Кемчугом; в осенние рекоставы сообщение с поселками тоже бывает прервано. Самая ближняя деревня к селу в 7 верстах, а ближайший улус в 12 верстах. Самая же дальняя деревня в 35 верст., а улус в 140 верстах.
Храм в приходе один, деревянный, просторный и крепкий, престолов в нем 2; главный во имя Всемилостивого Спаса, а придельный во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Из старинных предметов церковной утвари обращают па себя внимание напрестольный крест (серебряный) с датой «1783 года ноябр. Л. Е.», затем оловянные потир и 2 дискоса. Библиотека при церкви состоит из 125 томов. Часовен в приходе 2: В дер. Сосновой во имя Пр. Илии и в улусе Мелецком в честь Иверской иконы Божией Матери. Церковно-приходских школ в приходе 2: одна в с. Бирилюсском а другая в дер. Сосновой; помещаются в собственных деревянных и удобных зданиях. С мая месяца 1915 года открыто церковно-приходское попечительство.
В самом селе имеются почтовое отделение, волостное правление, врачебный пункт и кредитное товарищество. Причт состоит из священника и псаломщика. Содержание от казны священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Братских доходов 700 руб. Причтовые дома есть: священнический ветхий, а псаломщический новый, перестроен в 1915 году; оба дома холодные. Церковной земли сенокосной и усадебной 55 десятин, а пахотной не имеется. Церковного капитала 200 р. причтового 300 р. Большая часть населения в приходе инородцы Качинского племени, а остальные — переселенцы из разных губерний. Всего числится м. п. 1300 душ, ж. п. 1289 душ.
В районе прихода находятся пять магометанских деревень. Евреев в приходе 19 душ. Среди инородцев проживает одно семейство старообрядческое, безпоповского толка. Инородцы и крестьяне из сибиряков занимаются исключительно рыбной ловлей и охотой, хлебопашества почти нет, так как высоких мест мало, а на низинах все уносит водой во время разлива. Переселенцы поселились по выгоркам и занимаются хлебопашеством, но пока своего хлеба им еще недостаточно.
В 1930 г. церковь была передана под Дом обороны. Затем церковь переоборудовали под сельский клуб. В начале 1960-х гг. организовали комсомольский воскресник по строительству танцплощадки у клуба. Самым кощунственным было то, что возвели ее на могилах священников, похороненных рядом с церковью. Мы – школьники вытанцовывали шейк и твист на летней танцплощадке, а наши бабушки и мамы, вздыхая, говорили: «Господи, ведь грех-то какой на могилах плясать!» В конце 1980-х в бывшем клубе разместили библиотеку. А потом случился пожар, уничтоживший здание бывшей церкви.
По материалам https://www.aksobor.ru/istorija_blagochinija/hramy_istorija/biriljusskij_spasskij_prihod
В 2008 году на месте церкви установили деревянную часовню Новомучеников и Исповедников Российских в память о священниках, расстрелянных в годы репрессий. В 2020 году её заменили на металлическую.