ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Отруб. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Отруб. Церковь Богоявления Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня, Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не позже 1807.
Год утраты:1943 (разрушена в ходе боёв)
Адрес:
Тверская обл., Ржевский район, урочище Отруб (в 1 км западнее от деревень Артёмово и Курьяново)

Координаты: 56.074543, 34.234965 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Богоявления Господня, Вид со стороны абсиды. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Отруб, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Вид со стороны абсиды. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 октября 1942
Церковь Богоявления Господня, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Отруб, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 октября 1941
Церковь Богоявления Господня, Внутри храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Отруб, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Внутри храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 октября 1941
Церковь Богоявления Господня, Внутри храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Отруб, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Внутри храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 октября 1941
Церковь Богоявления Господня, Внутри храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Отруб, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Внутри храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 октября 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  11 сентября 2024

Отруб упоминается в XVII в. как стан на речке Смородинке, левом притоке реки Осуга, объединяющий земли в радиусе 4 км. Можно полагать, что этот населённый пункт существовал и ранее, так как считаться станом в то время могло только крупное торговое село.

Название «Отруб» указывает на то, что село возникло на месте когда-то выделенного крестьянству участка земли, но точной версии о происхождении названия нет. Селом же в царской России именовались населённые пункты, в которых была церковь (либо расположенные на церковной земле), соответственно приход тут существовал давно. Данное село упоминается в качестве стана в документах 17-го века, входившего в состав Зубцовского уезда.

Отруб располагался в 1 км западнее от деревень Артёмово и Курьяново и в 6 км северо-западнее станции Осуга на реке Смородинка. Расстояние до уездного центра города Зубцова – 25 км, до Ржева – 20 км. Через село проходила дорога к таким крупным в то время деревням как Рыково и Ивакино, помещичьим усадьбам. Отруб располагался непосредственно на месте современного гражданского кладбища в Артёмово, а само кладбище возникло уже как продолжение захоронений вокруг Богоявленской церкви. В связи с тем, что село находилось в отдалении от Ржевско-Бельского тракта (основная транспортная артерия Артёмовской волости), то со временем начало увядать. Так, в 1859 году в него входило только 5 дворов с населением в 27 жителей.

Ныне о селе Отруб ничего не напоминает, не известна и точная дата исчезновения населённого пункта, возможно причиной исчезновения стала Великая Отечественная война. Но вернёмся к Богоявленской церкви. Построена она была каменная в 1807 году, и имела престола: холодный - Богоявления Господня и тёплый - великомученика Георгия. До этого существовало деревянное здание церкви, метрики (книга с записями о рождённых, умерших, заключённых браках), из которой относятся к концу XVIII века. Сохранились следующие церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1800 года, исповедальные с 1828 года.

В первый год после строительства каменного здания Богоявленской церкви в селе Отруб тут служил дьяк по фамилии Куприянов. Эта информация следует из рапорта Тверской Врачебной Управы в Медицинскую коллегию (11 октября 1808 года): «… ученик риторики Зубцовского уезда села Отруба дьяконовского сына Михаил Куприянов, который в присутствии оной конторы из Тверской семинарии вознание латинского языка и словесных наук экзаменован, показал знания хорошие, определить для обучения медико-хирургической науки в Московскую медико-хирургическую академию учеником с помещением их в первый класс и производить ему по 80 рублей в год от медицинской конторы и 15 рублей за проезд от Твери до Москвы, на покупку книг, инструментов 10 рублей».

Тут стоит пояснить, что в начале 19-го века в России прослеживался серьёзный дефицит лекарей, поэтому императором Александром I был издан Указ о направлении для обучения в медико-хирургическую академию детей мелкого духовенства, лекарей, казаков, купцов, солдатских детей и т.д. Под этот указ попал и наш земляк, Михаил Куприянов.

До 1899 года главой Богоявленской церкви Артёмовской волости был священник Алексей Малыгин. В этот год он передал управление храмом своему сыну Александру, которому на тот момент исполнилось 47 лет. Александр Алексеевич Малыгин был женат на Надежде Ивановне, и 26 сентября 1888 года у них родилась дочь Вера. В 1880 году Александр Малыгин являлся законоучителем в Медведицком сельском училище Ржевского уезда, а с 1888 по 1899 годы был священником в храме села Ивановского-Новосильцева Зубцовского уезда.

В Богоявленской церкви села Отруба с 1866 года дьяконом служил Рубцов Владимир Иванович 1846 года рождения. Уроженец этого же села. По совместительству служил также псаломщиком в храме. Этот факт может свидетельствовать о скудном финансировании Богоявленской церкви, что не позволяло держать большой штат служащих. У Владимира Ивановича была дочь Антонина Владимировна, родившаяся 21 февраля 1891 года.

С 1881 по 1890 годы дьяконом в Богоявленском храме служил Георгий Преображенский. Его дочь Лидия Георгиевна 1873 года рождения вышла замуж за Степана Павловича Симакова. Венчание состоялась в Богоявленском храме 5 ноября 1890 года. Именно с 1890 года Степан Павлович Симаков стал дьяконом в Богоявленской церкви и служил здесь до 1901 года, когда вместе с семьёй отбыл в село Отмич Тверского уезда. В семье Симаковых в 1896 году родился сын Александр, судьба которого не так радужна. После революции 1917 года он уехал в Белоруссию в г. Полоцк, где был арестован за антисоветскоую агитацию 8 февраля 1928 года. Сослан на 3 года в лагеря.

Согласно «Тверскому Епархиальному статистическому сборнику» 1901 года капитал церкви в деньгах и билетах составлял 106 рублей 79 копеек, земли в собственности находилось 92 десятины 358 кв. сажень. Из этого же «Сборника» видно, что на 1901 год в причт Богоявленской церкви входили священник, дьякон и церковный староста. Священник Александр Алексеевич Малыгин 49-ми лет, состоял законоучителем народного училища в Зубцове, награжден скуфьей в 1898 году (фиолетовая бархатная скуфья (головной убор) даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника). Диакон Стефан Павлович Симаков 31-го года, из 3-го класса духовной семинарии. Церковный староста крестьянин Петр Сильверстов, в должности с 1899 года.

Прихожан в деревнях Артемовской Волости: Рыкове, Завражье, Усадьбе, Пустошке, Лизарьеве, Захарове, Крюкове, Старом Кузнецове, Новом Кузнецове, Леонове, Зинаидове, Курьянове, Артемове, Шалашове, Смолине, Ульянове, Лебедеве, Пустошке, Мясоедове, Шандалове — 443 двора (1179 мужчин, 1348 женщин).

В 1901 году Степана Симакова на поприще дьякона сменил Андрей Иванович Образцов 1874 года рождения. Обучался с Тверской духовной семинарии. Пришёл он на службу в Богоявленскую церковь благодаря своему дяде Ивану Образцову, который на тот момент проживал в селе Чашникове Щеколдинской волости Зубцовского уезда со всей своей большой семьёй.

Согласно «Справочной книге по Тверской епархии» за 1915 год, в причт Богоявленской церкви входили священник, штатный дьяк, псаломщик. Священником служил всё ещё Александр Алексеевич Малыгин 64-х лет, окончил семинарию, к этому моменту он являлся благочинным священником Зубцовского уезда. Штатным дьяком был Андрей Образцов, а псаломщиком Андрей Жданов 40-ка лет, из 1-го класса семинарии, на службе 18 лет, в Богоявленском храме 10 лет. В этой «Справочной книге» от 1915 года указано, что доход Богоявленской церкви увеличился и составлял из казны и общества составил 170 рублей, количество братских доходов 713 рублей, земли в собственности церкви осталось столько же. Священник Александр Малыгин работал законоучителем в двух земских школах — в Рыково и Артёмово.

Прихожан в деревнях: Рыково, Завражье, Усадьба, Пустошка, Лизарьево, Захарово, Крюково, Старое Кузнецово, Леоново, Зинаидово, Курьяново, Артемово, Шамомово, Новое Кузнецово, Смолино, Ульянково, Лебедево, Басова пустошка, Мясоедово, Шанданово, Ивакино — 979 мужчин, 1106 женщин.

С приходом советского периода нашей истории службы в Богоявленском храме продолжались. Известно, что на 1937 год священником служил Андрей Образцов. Во время немецкой оккупации с 12 октября 1941 по 4 марта 1943 года церковь была уничтожена. Точное время уничтожение Богоявленской церкви примерно начало февраля 1942 года, когда в ходе 1-й Ржевско-Вяземской наступательной операции части 262 СД советских войск при движении с запада, смогли отбить у немцев деревни Рыково, Ивакино, Новое и Старое Кузнецово, Отруб и северную часть Артёмово. Тогда линия фронта пролегла посередине деревни Артёмово.

В высокой колокольне Богоявленской церкви был установлен пулемёт, и взвод советских бойцов мог простреливать с высоты территории деревень Артёмово и Курьяново. Немецкие же войска применили в этом случае артиллерию, стоящую в Курьяново, и с помощью нескольких залпов из трёх орудий уничтожили колокольню и главный купол Богоявленской церкви (об этом рассказывают старожилы и это же подтверждается журналами боевых действий советских дивизий).

В послевоенное время Богоявленский храм постигла участь многих разрушенных зданий – их разобрали на стройматериалы местные жители. А уже в середине 1960-х руководство колхоза «По заветам Ильича» для стройки зданий хозяйство обратило внимание на фундамент уничтоженной церкви. Он был тоже выдернут тракторами и использован, как стройматериал (свидетельства жителей дер. Курьяново).

В нынешнее время Богоявленская церковь не существует. Её месторасположение определить сложно в районе артёмовского гражданского кладбища. Возможно, когда-то в будущем, местным жителям захочется обозначить святое место и тут будет возведена хотя бы часовенка. Сейчас же тут разрастается сельское кладбище параллельно с увяданием окрестных деревень, на котором можно увидеть лишь несколько могильных памятников дореволюционного периода.

Источник: https://xn--80aaelcctm1cdig2dxhg.xn--p1ai/2016/09/08/svyatye-mesta-osugskogo-kraya/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.