Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Пазарджике – один из самых замечательных памятников культуры эпохи болгарского Возрождения. По своим размерам это самый большой храм в Болгарии той эпохи. Нынешнее здание – третье по счёту на этом месте. Два предыдущих были деревянными и значительно меньшего размера. В 1835-1837 годах в его строительстве участвовало все болгарское население города за счет пожертвований, поэтому оно является стихийным выражением свободолюбивого и творческого гения болгарина, его борьбы за духовную независимость.
Чтобы не раздражать религиозный фанатизм турок, фундамент церкви был заглублен на 1,5 метра в землю. Именно поэтому снаружи она выглядит низкой, но внутри просторна, высока и представляет собой трехнефную базилику. Своды построены из кирпича округлой формы и это новый этап развития строительства в Болгарии. Намного позже, в 1908 году, началось строительство колокольни, выполненной в модернизированном романском стиле.
Фрески были написаны в 1914/1915 году Атанасом Христовым и Желязковым, учеником русского художника Репина.
Иконы – работа мастеров разных времен. Самая старая из них – Св. Дионисия 1815 года. В церкви также хранятся три иконы Станислава Доспевского – Св. Кирилл и Мефодий, Святой Царь и Святой Димитрий.
Всемирную известность церкви делает её резной иконостас. По его изготовлению проводится своеобразное соревнование между мастерами самоковской и дебарско-мияшской школ. Самоковские мастера, выполнившие иконостас в Рильском монастыре, представляют модель алтарной двери с богатой резьбой. Мастера Мияки изготавливают панно со сценами сотворения мира. Именно сцены с человеческими фигурами производят наибольшее впечатление на пазарджикских вождей, и изготовление иконостаса они поручают мияцким мастерам.
Иконостас изготовлен из древесины ореха, проваренной 12 лет. Руководитель группы – мастер Макри Негриев Фручковский из села Дебар. Он скончался в Пазарджике до завершения иконостаса и по своему желанию был похоронен в восточном крыле церкви. В орнаментике иконостаса преобладают растительные орнаменты - зубчатые листья аканта, листья инжира, листья винограда, розы и розетки, на которые сильно повлияли жизнеобеспечение населения и плодородие Пазарджикского района. Богато представлена фауна, а доминирующим символом всей композиции является орел.
Наиболее характерной для резьбы по дереву иконостаса являются человеческие фигуры, воссозданные в библейских сценах. Вылепленные грубо, выразительно, они отличаются от общепринятых резных шаблонных фигур и переходят в область скульптуры. Сцены выполнены из цельного дерева, в уникальном ажуре/кружеве/резьбе, поэтому они уникальны на Балканском полуострове. Иконостас, одно из величайших произведений искусства болгарского Возрождения, превращает Успенский собор в памятник болгарскому творческому гению.
Источник: https://ilovebulgaria.eu/pazardzhik-katedrala-bogoroditsa/