ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Земен. Земенский Иоанно-Богословский монастырь.

Земенски манастир "Свети Йоан Богослов"


Земен. Земенский Иоанно-Богословский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1001 - 1100.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Болгария, Перникская обл., о. Земен, г. Земен
Град Земен, община Земен, област Перник, България

Координаты: 42.467773, 22.737826





Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, Чешма<br>, Земен, Перникская область, Болгария
Чешма
Dmitry N.
15 сентября 2018
Земенский Иоанно-Богословский монастырь, , Земен, Перникская область, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 марта 2025

Земенский монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, уникальный памятник болгарской архитектуры XI-XIV вв. Находится в живописной местности на берегу р. Струмы, у подножия Конявска-Планины, примерно в 1,5 км от г. Земен (Перникская обл., Болгария). Сохранившуюся церковь Н. Мавродинов датирует концом Х - началом XII в. Она неоднократно поновлялась, последний раз - в ХIV в., при деспоте Деяне, правителе Вельбуждского княжества.

Небольшая (9×8 м, высота 7-11,2 м) каменная церковь относится к типу византийского храма на 4 колоннах «простого» варианта (то есть без вимы): трехапсидная, с куполом на высоком цилиндрическом барабане, украшена 2 поясами по 8 арочных ниш (в 4 нишах нижнего ряда устроены окна). Фасады разработаны глухими двухуступчатыми арками, из которых средние сильно возвышаются над боковыми, так как ветви креста первоначально были подняты над боковыми частями храма.

Храм ремонтировался в 1730 и 1867 гг., в результате чего появились нынешняя четырехскатная кровля, скрывшая повышенные ветви креста, и монастырская ограда. По композиции близок к крестово-купольным храмам Велики-Преслава (см. Преслав) XI в. и к церкви Иоанна Крестителя в Несебыре (Х - начало XI в.), ближайший аналог - церковь св. Георгия в Колуше (ныне в черте г. Кюстендил; XI-XII вв.).

Ранний слой живописи (XI в.) фрагментами сохранился в алтарной части и барабане. Фрагменты композиции «Отвержение даров Иоакима и Анны» можно увидеть в диаконнике, композицию «Святые Константин и Елена» - в протезисе (жертвеннике). Стиль изображения, сказавшийся в линейной трактовке форм и сухости линии, воспринимается как «провинциальный и антиклассичный» по сравнению с такими памятниками, как Водоча (1-я половина XI в.), Св. София Охридская (середина XI в.).

О росписи 1355 г. (3-я четверть XIV в.) дают представление 4 пояса фресок. В алтаре в нижнем ярусе - традиционная композиция «Поклонение Жертве» (центральный образ не сохранился). Второй регистр занимает фронтальный полуфигурный святительский чин. Третий регистр соответствует своду конхи, где была изображена Богоматерь с поклоняющимися ангелами, на южной стене алтаря - «Тайная вечеря», на северной - «Причащение апостолов»: по 6 фигур справа и слева от престола; Спаситель изображен дважды.

В конхе диаконника - Деисус (возможно, повторяющий иконографию раннего слоя живописи), в арках протезиса и диаконника - образы ветхозаветных первосвященников. Изображение Пантократора (в куполе) не сохранилось: в верхнем ряду барабана представлены 12 ангелов, в нижнем - 12 пророков, в парусах - евангелисты, вверху подпружных арок - Мандилион и Керамион, на сводах - праздничный цикл: «Благовещение» - на восточной стене по сторонам алтаря, «Крещение» и «Распятие» - на северном своде, «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» - на зап. своде, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» - на восточном своде.

В замках сводов - пророки в медальонах и Ветхий денми. Ниже, вдоль периметра храма, композиции Страстного цикла. Они детализированы и экспрессивны, как, например, сюжет «Изготовление гвоздей». Ярусом ниже (подобно фризам в каппадокийских храмах Х в.) размещены поясные образы 40 Севастийских мучеников. На западной стене расположено «Успение Пресвятой Богородицы». В нижнем регистре - фигуры святых и ктиторов в рост: среди них - апостолы Петр и Павел, архистратиг Михаил, святые Иоанн Рильский и Иоаким Осоговский. На южной стене сохранилась часть ктиторской надписи, в которой упомянуто имя деспота Деяна. Там же изображен пожилой ктитор (который отождествляется с вельбуждским деспотом Деяном, середина XIV в.) с женой Доей (Теодора-Евдокия) и 2 детьми. На западной стене представлены портреты Витомира и Стойо.

Иконография и манера поздней росписи Земенского монастыря имеют аналоги в росписи периферийных балканских храмов 2-й половины XIII-XIV в.: Манастира (церковь свт. Николая, 1271 г.), св. Иоанна Богослова в Канео близ Охрида (конец XIII в.). Их стиль определяет ориентация на классицизирующую манеру письма раннепалеологовского времени, плоскостность, графичность, условные моделировки и локальные цвета.

Во дворе монастыря находятся 2 соединенных между собой помещения и небольшая колокольня (XIX в.). В 1973 г. во дворе был раскрыт древний некрополь. Земенский монастырь объявлен памятником национальной культуры, и в 2008 г. указом министра культуры Болгарии в целях сохранения исторического наследия в нем было запрещено проведение служб.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.