Земенский монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, уникальный памятник болгарской архитектуры XI-XIV вв. Находится в живописной местности на берегу р. Струмы, у подножия Конявска-Планины, примерно в 1,5 км от г. Земен (Перникская обл., Болгария). Сохранившуюся церковь Н. Мавродинов датирует концом Х - началом XII в. Она неоднократно поновлялась, последний раз - в ХIV в., при деспоте Деяне, правителе Вельбуждского княжества.
Небольшая (9×8 м, высота 7-11,2 м) каменная церковь относится к типу византийского храма на 4 колоннах «простого» варианта (то есть без вимы): трехапсидная, с куполом на высоком цилиндрическом барабане, украшена 2 поясами по 8 арочных ниш (в 4 нишах нижнего ряда устроены окна). Фасады разработаны глухими двухуступчатыми арками, из которых средние сильно возвышаются над боковыми, так как ветви креста первоначально были подняты над боковыми частями храма.
Храм ремонтировался в 1730 и 1867 гг., в результате чего появились нынешняя четырехскатная кровля, скрывшая повышенные ветви креста, и монастырская ограда. По композиции близок к крестово-купольным храмам Велики-Преслава (см. Преслав) XI в. и к церкви Иоанна Крестителя в Несебыре (Х - начало XI в.), ближайший аналог - церковь св. Георгия в Колуше (ныне в черте г. Кюстендил; XI-XII вв.).
Ранний слой живописи (XI в.) фрагментами сохранился в алтарной части и барабане. Фрагменты композиции «Отвержение даров Иоакима и Анны» можно увидеть в диаконнике, композицию «Святые Константин и Елена» - в протезисе (жертвеннике). Стиль изображения, сказавшийся в линейной трактовке форм и сухости линии, воспринимается как «провинциальный и антиклассичный» по сравнению с такими памятниками, как Водоча (1-я половина XI в.), Св. София Охридская (середина XI в.).
О росписи 1355 г. (3-я четверть XIV в.) дают представление 4 пояса фресок. В алтаре в нижнем ярусе - традиционная композиция «Поклонение Жертве» (центральный образ не сохранился). Второй регистр занимает фронтальный полуфигурный святительский чин. Третий регистр соответствует своду конхи, где была изображена Богоматерь с поклоняющимися ангелами, на южной стене алтаря - «Тайная вечеря», на северной - «Причащение апостолов»: по 6 фигур справа и слева от престола; Спаситель изображен дважды.
В конхе диаконника - Деисус (возможно, повторяющий иконографию раннего слоя живописи), в арках протезиса и диаконника - образы ветхозаветных первосвященников. Изображение Пантократора (в куполе) не сохранилось: в верхнем ряду барабана представлены 12 ангелов, в нижнем - 12 пророков, в парусах - евангелисты, вверху подпружных арок - Мандилион и Керамион, на сводах - праздничный цикл: «Благовещение» - на восточной стене по сторонам алтаря, «Крещение» и «Распятие» - на северном своде, «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» - на зап. своде, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» - на восточном своде.
В замках сводов - пророки в медальонах и Ветхий денми. Ниже, вдоль периметра храма, композиции Страстного цикла. Они детализированы и экспрессивны, как, например, сюжет «Изготовление гвоздей». Ярусом ниже (подобно фризам в каппадокийских храмах Х в.) размещены поясные образы 40 Севастийских мучеников. На западной стене расположено «Успение Пресвятой Богородицы». В нижнем регистре - фигуры святых и ктиторов в рост: среди них - апостолы Петр и Павел, архистратиг Михаил, святые Иоанн Рильский и Иоаким Осоговский. На южной стене сохранилась часть ктиторской надписи, в которой упомянуто имя деспота Деяна. Там же изображен пожилой ктитор (который отождествляется с вельбуждским деспотом Деяном, середина XIV в.) с женой Доей (Теодора-Евдокия) и 2 детьми. На западной стене представлены портреты Витомира и Стойо.
Иконография и манера поздней росписи Земенского монастыря имеют аналоги в росписи периферийных балканских храмов 2-й половины XIII-XIV в.: Манастира (церковь свт. Николая, 1271 г.), св. Иоанна Богослова в Канео близ Охрида (конец XIII в.). Их стиль определяет ориентация на классицизирующую манеру письма раннепалеологовского времени, плоскостность, графичность, условные моделировки и локальные цвета.
Во дворе монастыря находятся 2 соединенных между собой помещения и небольшая колокольня (XIX в.). В 1973 г. во дворе был раскрыт древний некрополь. Земенский монастырь объявлен памятником национальной культуры, и в 2008 г. указом министра культуры Болгарии в целях сохранения исторического наследия в нем было запрещено проведение служб.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»