ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Злынка. Никодимова Троицкая Каменская пустынь.


Злынка. Никодимова Троицкая Каменская пустынь
Деревянный монастырь.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →) (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1791 - 1795.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Брянская область, Злынковский район, в 5 верстах к северо-востоку от г. Злынки




Храмы монастыря:

1. Церковь Троицы Живоначвльной 1791 г. (утрачена)
2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 1795 г. (утрачена)



Фотографий пока нет




Статьи


Александр ДУДНИКОВ
 
Александр ДУДНИКОВ  1 августа 2024

Никодимова-Троицкая-Каменская, единоверческая мужская, а потом женская пустынь находилась в лесу на уединенном месте Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, в 15 верстах к юго-западу от Новозыбкова и в 5 верстах к северо-востоку от посада Злынки при речке Каменке. О ней известно, что в ней было 2 церкви: Святой Троицы, построенная игуменом Никодимом и освященная в 1791 году, и Благовещения, освященная в 1795 году.

В 1803 году пустынь была приписана к Максаковскому Преображенскому монастырю и здесь поселены единоверческие инокини с присвоением 3 класса. В 1829 году инокини переведены в Максаковский монастырь, а Троицкая церковь обращена в приход.

Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи (с библиографическим указателем). Том I. В.В. Зверинский. - Санкт-Петербург, 1890, стр. 186


Александр ДУДНИКОВ
 
Александр ДУДНИКОВ  1 августа 2024

Никодимов Свято-Троицко-Успенский монастырь

Имя Никодима ни о чем не говорит даже самым долголетним старожилам Злынки. Разве что какой-нибудь охотник вспомнит, что слышал о Никодимовом бугре возле речки Каменка. А когда-то в Стародубье не было ни одной старообрядческой слободы или посада, где бы не знали монаха по имени Никодим.

… Никодим родился в 1745 году в г. Калуга в глубоко религиозной старообрядческой семье. Молодость провел в Москве. …Затем начались его странствия. Никодим обошел многие старообрядческие селения, монастыри и скиты, пока не оказался на Иргие – правом притоке Волги – в самой гуще старообрядчества. Там в одном из скитов он был пострижен в монашество.

Не понравилось Никодиму на Иргизе. Летом 1771 года перебрался он в Стародубье и поселился в Малиноостровском Рождественском монастыре. Жил в нем Никодим всего два года. И там «не обрела желанного мира душа его»: в 1773 году ушел он из Малинова Острова и поселился в тихом пустынном местечке внутри пущи в 6 км к северо-востоку от Злынки при речке Каменка, где и построил себе келью.

Вскоре около Никодима собралась братия, появились новые кельи, затем построили часовню Успения Пресвятой Богородицы. Образовался небольшой монастырек под именем Успенский. Время его рождения – 1773-1775 гг. Территория монастыря напоминала квадрат размером примерно 200х200 метров. По описи 1781 года, в нем помимо часовни значилось 12 келий внутри деревянной ограды и две за ее пределами.

Никодимов Успенский, как и другие старообрядческие монастыри, возник в трудное время для старообрядцев поповского направления. Священники, рукоположенные до патриарха Никона, давным-давно перевелись, а своего епископа у старообрядцев не было, а значит, и не было своих священников. Приходилось довольствоваться беглыми попами из государственной православной церкви.

…В мае 1784 года в гости к Никодиму должен был приехать архиепископ Черниговский. Для его достойной встречи решили улучшить дорогу от монастыря к месту, которое впоследствии станет называться хутор Скачек. Вся монастырская братия принялась за работу. Никодим поднял большое бревно, надорвался, слег и 12 мая 1784 года скончался. Перед смертью он завещал похоронить его рядом с могилой бывшего настоятеля Малиноостровского монастыря Иосифа. Завещание было исполнено.

… В 1911 году в качестве бесплатного приложения к старообрядческому журналу «Церковь» вышел двухтомник «Статьи инока Никодима». Написаны они были Никодимом за 2-3 года до его смерти… Жизни и деятельности Никодима посвящено более 500 страниц вышедшей в 1915 году книги В.З. Белоликова «Инок Никодим Стародубский».

Какова же дальнейшая судьба Никодимова Успенского монастыря? В 1791 году там построили и освятили церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. С того времени стал монастырь именоваться Свято-Троицко-Успенским. Монашествующих и послушников проживало в нем около 40 человек. Так как монастырь стал единоверческим, он оказался без всякой материальной поддержки со стороны окрестных старообрядческих селений. Жизнь его обитателей становилась все хуже и хуже.

В 1803 году власти закрыли женский православный Спасо-Преображенский Максаковский монастырь, поблизости от Чернигова, и перевели туда всех монахов и послушников Никодимова монастыря. Там они жили до 1828 года, после чего оставшихся в живых отправили в Высоцкий монастырь Костромской губернии.

А монастырь на речке Каменка стал приютом для монахинь, принявших единоверие, и получил такое имя: Никодимов девичий единоверческий Свято-Троицко-Успенский монастырь. Просуществовал он до 1830 года, после чего был закрыт, а его жительницы переселились в кельи теперь уже знакомого нам Максаковского монастыря.

Поддубный А.И. Злынковская земля сквозь дымку времени: Ист. очерки: 300-летию г. Злынка посвящается / Анатолий Поддубный. - Клинцы: Изд-во Клинц. гор. тип., 2000, стр. 88-93


Александр ДУДНИКОВ
 
Александр ДУДНИКОВ  12 сентября 2024

От г. Новозыбкова в 18 верстах есть древний старообрядческий женский скит, так называемый "Каменка". Скит делится на 4 обители: одна называется Федосьина, другая Феклина, третья Шишкина, четвертая Маремьянина. Федосьина и Маремьянина принадлежат к ветковскому согласию, Шишкина к дьяконовскому, а Феклина к беспоповскому.

Во всех обителях отправляют вседневное богослужение, правят уставом и читают Евангелие престарелые девы. Особенно славится в старообрядческом мире Федосьина обитель: в нее собирались и собираются старообрядцы из г. Новозыбкова и прочих разных мест. В эту Федосьину обитель ходил на богомоление и я. Во все четыре моленные я же писал иконы и обновлял старые. Обычай я имел ходить в Каменку пешком, в чем участвовали со мной и мои товарищи. В Федосьиной обители была игуменьей инокиня Апполинария, 85 лет от рождения, много начитанная, по мнению старообрядцев, и я с ней часто беседовал о многих предметах.

В. Родионцев. Воспоминание о моей жизни в старообрядчестве и обращении в лоно святой, соборной и апостольской церкви. - Москва, 1897, стр. 6



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.