Злынковская Покровская церковь
Истоки злынковской церкви Покрова Пресвятой Богородицы восходят к 1758-1759 годам, когда из Литвы в Злынку прибыла большая группа староверов – беспоповцев-федосеевцев. Федосеевцами они назывались по имени своего духовного отца Феодосия Васильева, а беспоповцами – потому что были убеждены, что после реформ патриарха Никона в 1654-1656 годах на земле не стало истинной церкви, нет и не может быть священников, а потому для общения с Богом достаточно молитвы и религиозных обрядов без попа, а так как нет попов, то и некому освящать брак между мужчиной и женщиной, следовательно, им нужно жить безбрачной жизнью.
В первые месяцы после прибытия в Злынку федосеевцы построили в ней несколько внушительных размеров молитвенных домов. Один из них на улице Голосеева (Пролетарская), поблизости от федосеевского кладбища, назвали именем Покрова Пресвятой Богородицы.
Во главе молитвенного дома, или молельни стояли попечитель, который отвечал за внутреннее и внешнее «благолепие» здания, и уставщик (наставник) – самый авторитетный из прихожан, лучше всех разбиравшийся в Священном писании и в религиозных обрядах.
В самом начале 1850-х годов по приказу царских властей все беспоповские молельни в Злынке были закрыты. Тогда же к моленной на улице Голосеевка пристроили алтарь, колокольню и возвели купола. Получилась церковь, которую освятили тем же именем, что и былую молельню – Покрова, при этом к ее названию добавили слово «единоверческая», что означало: служба там велась по старообрядческим иконам и книгам, но попом-нестаровером из государственной церкви.
Единоверие в Злынке не прижилось. Из года в год сокращалось число прихожан единоверческой Покровской церкви, пока к 1886 году их осталось менее десяти, да и те вместе со священником вскорости покинули храм. Богослужение в нем прекратилось, а иконы и церковную утварь растащили по домам.
В 1886 году в Злынку назначили нового станового пристава (в наши дни это участковый инспектор милиции) В.А. Буряка. Сильно удивился он отсутствию в Злынке храма для православных людей-нестарообрядцев. Полицейский чиновник оказался на редкость энергичным, напористым, настойчивым. Он немедленно обратился к архиепископу Черниговскому и Нежинскому Вениамину с прошением о передаче Покровской церкви нестарообрядческому населению Злынки. Архиепископ поддержал станового пристава и написал представление в Святейший Синод.
Синод принял решение: «Покровскую в посаде Злынка Новозыбковского уезда единоверческую церковь обратить в православную и образовать при ней из православных жителей посада Злынки, деревни Петровки и хутора Павловки самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика…» Жалованье священнику определили в 250 руб. в год, а псаломщику – 80 руб.
После решения Синода В.А. Буряк занялся сбором пожертвований на обустройство Покровского храма. Денег было собрано достаточно много и на них приобрели ризницу, священные сосуды из серебра с большой позолотой – чашу, дискос, лжицу, звездицу, тарелочки, ковчег для хранения Святых Даров, Евангелие, оправленное бархатом, напрестольный крест, кадило, трисвечник. Места похищенных икон заняли новые иконы, были приобретены богослужебные книги и многое другое, необходимое для церкви.
Неугомонный В.А. Буряк в том же 1886 году на собранные им пожертвования в размере 600 руб. серебром добился постройки внутри ограды Покровской церкви прекрасного здания церковно-приходской школы на каменном фундаменте и с железной крышей, что в то время считалось большой роскошью. Денег на содержание здания и оплату труда учителя Черниговское епархиальное начальство не смогло изыскать, поэтому занятия в школе начались спустя десятилетие после его сооружения.
Некогда в нашем крае было распространено чудное слово «добродей» в смысле «делающий добро», «благотворитель». Деятельность добродея – станового пристава В.А. Буряка – уникальное явление в истории Злынки, а для правоохранительных органов – яркий образец работы по предупреждению правонарушений.
О Покровской церкви и о становом приставе В.А. Буряке рассказала в № 24 за 1887 год газета «Черниговские губернские ведомости». Ею, а также другими источниками, я воспользовался при написании этой статьи.
Анатолий Поддубный, краевед
Газета «Знамя» № 18 (1785) от 2 марта 2004 г., г. Злынка (Брянская область)