ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Злынка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Злынка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1856.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Брянская обл., г. Злынка, ул. Пролетарская, 7

Координаты: 52.429012, 31.726901
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Раиса Петрошенко
12 октября 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Cергей Б.
4 января 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
zlinfot
1 октября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Сергей Меркулов
1 ноября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Сергей Меркулов
1 ноября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Сергей Меркулов
1 ноября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
МОРПЕХ879
18 августа 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Злынка, Злынковский район, Брянская область
Сергей Меркулов
1 ноября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Злынка, Злынковский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ФилипповАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2009

В 1758-1759 гг. из Литвы в Злынку переехали старообрядцы (беспоповцы-федосеевцы). Они построили несколько больших молелен, одна из них, возле кладбища, была названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1850-х гг. молельню закрыли, к ней пристроили алтарь, колокольню и возвели купола. Храм стал единоверческим и был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1886 г., в связи с сокращением числа прихожан, богослужения в нём прекратились. В 1886 г. Святейший Синод принял решение о преобразовании церкви в православную и образовать при ней приход из жителей посада Злынка, села Петровки и хутора Павловки. В 1903-1904 гг. на месте прежнего был выстроен деревянный храм, сохранившийся до сегодняшнего времени. После революции настоятелем храма долгие годы был священник Анатолий Шкредовский. В 1937 г. он был арестован и расстрелян. После его ареста храм закрыли, в здании устроили зернохранилище. Во время оккупации в 1943 г. богослужения в храме возобновились и более не прекращались.


Сергей Меркулов  4 декабря 2010

Сооружена в 1903-04 гг. на месте находившейся здесь молельни старообрядцев (беспоповцев). Бревенчатые стены здания рублены без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный ярусный храм с традиционным композиционным построением и неоклассицистическим, характерным для начала ХХ в. убранством фасадов. Основной, несколько растянутый в ширину четверик с более узкой завершающей частью несет широкий восьмерик с граненым куполом, увенчанным главой на восьмигранной шее. Пятигранный алтарь, на купольном покрытии которого находится четверик с маленькой главкой, имеет по бокам небольшие пристройки с крыльцом с северной стороны. Над протяженной трапезной с двускатной кровлей возвышается ярусная колокольня; глухой её четверик завершен сквозным восьмериком с куполом и главкой. Объемную композицию завершают крыльца на западном и протяженных боковых фасадах. В декоре фасадов с карнизами большого выноса, лопатками на углах и простыми обрамлениями проемов выделяются явно подражающие классицизму портики с двумя парами широко раздвинутых к углам колонн и пологими фронтонами, которые украшают главный, западный вход и четверик колокольни. В интерьере главное помещение с плоскими парусами при переходе к восьмерику и граненым сомкнутым сводом выше, чем остальное. Оно тремя проемами соединено с алтарем и одним широким – с трапезной, которая, как и центральная часть паперти, иммет подшивные потолки в форме коробовых сводов. Перекрытия остальных помещений плоские.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука. 1998


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 апреля 2019

История церкви связана с переездом старообрядцев-беспоповцев из Литвы в Злынку в середине ХVIII века. Они построили несколько больших молелен, одна из которых, возле кладбища, была названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1850-х старообрядческую молельню закрыли, к ней пристроили алтарь, колокольню и возвели купола. Храм стал единоверческим и был освящён также, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1886 году в связи с сокращением числа прихожан богослужения прекратились. Иконы и церковную утварь прихожане забрали к себе домой. Тогда же Святейший Синод принял решение о преобразовании церкви в православную и образовании при ней прихода из жителей посада Злынка, села Петровки и хутора Павловки. В 1903-04 годах на месте прежнего был возведён деревянный храм на кирпичном цоколе, сохранившийся до сегодняшнего времени. Здание выстроено из обтёсанных брёвен. В ограде храма было построено здание церковно-приходской школы на каменном фундаменте с железной кровлей. Работы велись по инициативе жителей, их силами и на их средства. Лес заготавливали прямо на месте.

По типу это деревянный ярусный храм с традиционным построением в стиле неоклассицизма, характерным для начала ХХ столетия убранством фасадов. Основной, несколько растянутый в ширину ярус с более узкой завершающей частью несёт широкая часть с гранёным куполом, увенчанным главкой на восьмигранной шее. Пятигранный алтарь, на купольном покрытии которого находится четверик с маленькой главкой, имеет по бокам небольшие пристройки с крыльцом с северной стороны. Над протяжённой трапезной с двускатной кровлей возвышается колокольня. На западном и удлинённых боковых фасадах устроены входные крылечки. Фасады украшены портиками с двумя парами широко раздвинутых к углам колонн и пологими фронтонами. Трёхъярусный сборный иконостас выполнен во второй половине ХIХ века в духе эклектики, иконы написаны в ХIХ - начале ХХ столетия. Центральная его часть над царскими вратами выделена иконами с арочным верхом и вогнутой нижней частью. Ярусы разделены карнизами, которые поддерживаются оригинальными колонками. Иконостас завершают три иконы в вычурном псевдобарочном обрамлении.

В настоящее время здание отреставрировано: заменены обветшавшие брёвна, перекрашен наружный объём, обновлены частично сохранившиеся оригинальные росписи внутренней отделки. Стоит сказать, что после Октябрьской революции настоятель храма Анатолий Шкредовский первый раз был арестован в 1919 году и приговорён к трём годам заключения, а в 1937 году вновь арестован и расстрелян. Церковь закрыли, в здании устроили зернохранилище. Во время оккупации немецко-фашистские захватчики, дабы расположить к себе местных жителей, разрешили проводить службы в церквях и храмах района. Не закрыли Покровский храм и после осбождения Брянщины от немецких оккупантов; в 1943 году богослужения в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновились и более не прекращались.

Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014


Олег Вязьмитин  13 февраля 2020

В "Своде памятников архитектуры и монументального искусства России", по непонятной причине, допущена ошибка в датировке церкви: якобы 1903-1904 гг. В качестве единственного источника литературы в "Своде памятников" приводится Корноухов (1908), но у Корноухова эта церковь датирована 1856 годом (год перестройки из федосеевской моленной). Тот же 1856 год приводится и в страховой ведомости храма, составленной в 1910 году. Архитектура храма также скорее соответствует концу XVIII – середине XIX века, чем рубежу XIX-XX в., о чём сказано в черновиках руководителя Брянской областной организации ВООПИиК, заслуженного архитектора России В.Н.Городкова (1914–1997).

К сожалению, ошибка "Свода памятников" широко растиражирована в других публикациях последних лет.


Александр ДУДНИКОВ
 

Злынковская Покровская церковь

Истоки злынковской церкви Покрова Пресвятой Богородицы восходят к 1758-1759 годам, когда из Литвы в Злынку прибыла большая группа староверов – беспоповцев-федосеевцев. Федосеевцами они назывались по имени своего духовного отца Феодосия Васильева, а беспоповцами – потому что были убеждены, что после реформ патриарха Никона в 1654-1656 годах на земле не стало истинной церкви, нет и не может быть священников, а потому для общения с Богом достаточно молитвы и религиозных обрядов без попа, а так как нет попов, то и некому освящать брак между мужчиной и женщиной, следовательно, им нужно жить безбрачной жизнью.

В первые месяцы после прибытия в Злынку федосеевцы построили в ней несколько внушительных размеров молитвенных домов. Один из них на улице Голосеева (Пролетарская), поблизости от федосеевского кладбища, назвали именем Покрова Пресвятой Богородицы.

Во главе молитвенного дома, или молельни стояли попечитель, который отвечал за внутреннее и внешнее «благолепие» здания, и уставщик (наставник) – самый авторитетный из прихожан, лучше всех разбиравшийся в Священном писании и в религиозных обрядах.

В самом начале 1850-х годов по приказу царских властей все беспоповские молельни в Злынке были закрыты. Тогда же к моленной на улице Голосеевка пристроили алтарь, колокольню и возвели купола. Получилась церковь, которую освятили тем же именем, что и былую молельню – Покрова, при этом к ее названию добавили слово «единоверческая», что означало: служба там велась по старообрядческим иконам и книгам, но попом-нестаровером из государственной церкви.

Единоверие в Злынке не прижилось. Из года в год сокращалось число прихожан единоверческой Покровской церкви, пока к 1886 году их осталось менее десяти, да и те вместе со священником вскорости покинули храм. Богослужение в нем прекратилось, а иконы и церковную утварь растащили по домам.

В 1886 году в Злынку назначили нового станового пристава (в наши дни это участковый инспектор милиции) В.А. Буряка. Сильно удивился он отсутствию в Злынке храма для православных людей-нестарообрядцев. Полицейский чиновник оказался на редкость энергичным, напористым, настойчивым. Он немедленно обратился к архиепископу Черниговскому и Нежинскому Вениамину с прошением о передаче Покровской церкви нестарообрядческому населению Злынки. Архиепископ поддержал станового пристава и написал представление в Святейший Синод.

Синод принял решение: «Покровскую в посаде Злынка Новозыбковского уезда единоверческую церковь обратить в православную и образовать при ней из православных жителей посада Злынки, деревни Петровки и хутора Павловки самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика…» Жалованье священнику определили в 250 руб. в год, а псаломщику – 80 руб.

После решения Синода В.А. Буряк занялся сбором пожертвований на обустройство Покровского храма. Денег было собрано достаточно много и на них приобрели ризницу, священные сосуды из серебра с большой позолотой – чашу, дискос, лжицу, звездицу, тарелочки, ковчег для хранения Святых Даров, Евангелие, оправленное бархатом, напрестольный крест, кадило, трисвечник. Места похищенных икон заняли новые иконы, были приобретены богослужебные книги и многое другое, необходимое для церкви.

Неугомонный В.А. Буряк в том же 1886 году на собранные им пожертвования в размере 600 руб. серебром добился постройки внутри ограды Покровской церкви прекрасного здания церковно-приходской школы на каменном фундаменте и с железной крышей, что в то время считалось большой роскошью. Денег на содержание здания и оплату труда учителя Черниговское епархиальное начальство не смогло изыскать, поэтому занятия в школе начались спустя десятилетие после его сооружения.

Некогда в нашем крае было распространено чудное слово «добродей» в смысле «делающий добро», «благотворитель». Деятельность добродея – станового пристава В.А. Буряка – уникальное явление в истории Злынки, а для правоохранительных органов – яркий образец работы по предупреждению правонарушений.

О Покровской церкви и о становом приставе В.А. Буряке рассказала в № 24 за 1887 год газета «Черниговские губернские ведомости». Ею, а также другими источниками, я воспользовался при написании этой статьи.

Анатолий Поддубный, краевед

Газета «Знамя» № 18 (1785) от 2 марта 2004 г., г. Злынка (Брянская область)



Комментарии и обсуждение


Список вакантных мест священнических: ...при Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда с 17 октября 1893 года.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 июня 1894 года, № 12, стр. 477

2 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Рукоположены в сан священника: ...окончивший курс Черниговской духовной семинарии Стефан Шепелев 14 сентября 1894 года к Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 октября 1894 года, № 19, стр. 725

3 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Присоединена из католичества к православию священником Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Стефаном Шепелевым дворянка г. Минска Фекла Иосифова Боровикова 25 июня.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 августа 1895 года, № 15, стр. 707

10 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Священник Покровской православной церкви посада Злынки Новозыбковского уезда Стефан Шепелев рапортом своим от 9 октября сего года донес его преосвященству, преосвященнейшему Антонию, епископу Черниговскому и Нежинскому, что во время ремонта приходской его церкви особенно полезную деятельность проявил и оказал материальную помощь в размере 65 рублей местный становой пристав, он же и председатель церковно-приходского попечительства Петр Анисимович Овсеенко. На сем рапорте 12 сего октября последовала следующая архипастырская резолюция: "Председателю попечительства Покровской Злынской православной церкви Петру Анисимовичу Овсеенко за его пожертвования и полезную деятельность при ремонте означенной церкви преподается архипастырское благословение".

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 ноября 1895 года, № 21, стр. 821, 822

14 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Определены законоучителями: в Карпиловское начальное народное училище священник Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Стефан Шепелев 18 ноября.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 декабря 1895 года, № 24, стр. 893, 894

16 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Присоединен к православию священником Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Стефаном
Шепелепым 14 ноября сего года старообрядец Белокриницкой лжеиерархии мещанин пос. Злынки Афанасий Семенов Шижов 22 лет.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 декабря 1895 года, № 24, стр. 895

16 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Перемещены: на праздное священническое место при Петро-Павловской церкви села Добродеевки Новозыбковского уезда священник Покровской церкви пос. Злынки того же уезда Стефан Шепелев – 8 января.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 января 1897 года, № 2, стр. 37

30 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Во исполнение архипастырской резолюции, 15 марта последовавшей, сим объявляется, что на священническое место при Покровской православной церкви посада Злынки Новозыбковского уезда могут подавать его преосвященству прошения и отцы диаконы с достаточным образованием, вполне одобряемые со стороны поведения и искренно расположенные ко святой церкви православной.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1897 года, № 7, стр. 153

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Список вакантных мест священнических: при Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда – с 8 января 1897 года.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1897 года, № 6, стр. 119

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Псаломщики Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда Григорий Воскресенский и села Нового Ропска того же уезда Иван Россиневич, согласно обоюдному их желанию, перемещены один на место другого – 8 мая.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1897 года, № 11, стр. 324, 325

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Рукоположен в сан священника к Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда штатный диакон Троицкой церкви гор. Городни Феодосий Никольский – 4 мая.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1897 года, № 11, стр. 323

10 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

Выражается благодарность и признательность его преосвященства церковному старосте Покровской церкви пос. Злынки Новозыбковского уезда Трофиму Георгиеву Павлову, председателю попечительства сей церкви Петру Онисимову Овсеенко, прихожанам сей церкви, старообрядцам и раскольникам беглопоповской секты, вложившим свои лепты на приобретение в означенную церковь иконы святителя Феодосия, Черниговского чудотворца, с киотом стоимостью 140 руб.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1898 года, № 6, стр. 124



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.