В начале 1620-х Петром Хабаровым на Лобановом мысу был основан мужской монастырь называемый Петровским (Петропавловским) на Носах или Лобановой (Хабаровой) пустынью. В монастыре была однопрестольная деревянная Петропавловская церковь. Вскоре пустынь была приписана к Муромскому монастырю, в 1764 упразднена с обращением церкви в приходскую. В конце XVIII вместо сгоревшей выстроена новая Никольская церковь. Настоящая деревянная трёхпрестольная церковь с Никольским и Петровским приделами построена в середине XIX. В советское время закрыта, заброшена, большая часть строения рухнула.
Вытегорский историко-этнографический музей
Лобанова пустынь, предположительно основанная «вытегором Лобаном» в начале XVII в., существовала до середины 1760-х гг. и, как «мало-братная», была упразднена по секуляризационной реформе Екатерины II вместе со многими малыми обителями Русского Севера. До закрытия она, по всей видимости, находилась в подчинении настоятелей Успенского Муромского монастыря. Ее единственный деревянный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери, в середине XVIII в. имел два придела во имя свв. апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца. В нем пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы — копия знаменитого мироточивого образа, явленного возле устья речки Толги (левого притока Волги) ярославскому епископу Прохору в 1314 г.
Накануне упразднения помимо церкви в Лобановой пустыни стояли две кельи для настоятеля и братии, ветхие амбар и баня. Чернецы занимались рыбной ловлей: к песчаному монастырскому мысу на нерест приходили палья, лосось, сиг, ряпушка. Выращивали хлеб на небольшом участке земли, разработанном рядом с монастырем.
В состав Петропавловского прихода, созданного по секуляризационной реформе 1764 г. при храме закрытой обители, вошли ближайшие прибрежные деревни Кюршево, Голяши и Ежино. Приходская община была небольшой: в 1846 г. в ней насчитывалось 130 мужчин и 137 женщин (37 крестьянских дворов). Местный причт, включавший священника и дьячка, жил при Петропавловской церкви (таким было посвящение храма в XIX в.). Клирики пользовались бывшими монастырскими землями и рыбными ловлями.
К приходу относились три часовни: апостола Иоанна Богослова в Голяшах, Преображения Господня и Тихвинской иконы Божией Матери в Ежине, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Кюршеве. Утром 23 марта 1858 г. приходский храм сгорел дотла «со всем имуществом». После этого деревянная часовня в Кюршеве была временно переделана в церковь «тщанием крестьян и других благотворителей». Новый храм с двумя приделами во имя святителя Николая Чудотворца и св. Петра, митрополита Ростовского, построили быстро, в 1859 г., на средства торгующего крестьянина Петра Таразанова. Он же приобрел четыре небольших колокола, заказал простые, но добротные иконостасы для каждого алтаря.
В середине — второй половине XIX в. крестьяне Петропавловского прихода помнили о существовании в прошлых столетиях Лобановой пустыни и даже называли имя ее основателя, однако об истории монастыря почти ничего не знали. Скупая информация о мужской обители и связанные с ней народные предания были внесены приходскими священниками в церковную летопись и позднее опубликованы на страницах «Олонецких губернских ведомостей».
В 1848 г. настоятель прихода Феодор Поповский прислал в редакцию губернской газеты сообщение о реликвиях, пожертвованных в разное время в местную церковь Петром I и его матерью царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной: богослужебных книгах и сосудах, священнических одеяниях, четырех колоколах, кипарисном кресте с частицами мощей разных святых. Царские дары бережно сохранялись в Петропавловском приходе до пожара 1858 г., в котором погибли вместе с храмом. Уцелели только частицы мощей и оловянные сосуды, перенесенные в соседний,
В 1873 г. в деревне Петропавловский погост (Петропавловская пустынь) находился один двор, в котором жили восемь мужчин и шесть женщин. По данным на 1905 г., в деревне Петропавловская (Пустошь) Палтогского общества стояли три причтовых дома.
Первый бревенчатый храм во имя свв. апостолов Петра и Павла, по преданию, был возведен одновременно с часовней в деревне Кюршево — это поселение местные жители считали древнейшим в приходе. Монастырская клетская церковь, по данным автора, сгорела «до начала XVIII века», а сама мужская обитель была упразднена во второй четверти XVIII в. или около 1760 г.
По материалам статьи: Кожевникова Ю. Н. Петропавловская Лобанова пустынь: предания о царских дарах. Журнал Словесность и история. № 2. 2020