ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вышков. Малино-Островский Рождество-Богородицкий единоверческий монастырь.


Вышков. Малино-Островский Рождество-Богородицкий единоверческий монастырь
Деревянный монастырь.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →) (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1767.
Год утраты:приблизительно 1984 (Разобрано последнее строение)
Адрес:
Брянская область, Злынковский район, Вышковское городское поселение

Координаты: 52.499541, 31.708964 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:в 4 км к северу от рабочего посёлка Вышков, недалеко от реки Ипуть



Утраченные храмы монастыря:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1767 г.)
Церковь Преображения Господня (не позже 1781 г.)
Часовня Николая Чудотворца



Малино-Островский Рождество-Богородицкий единоверческий монастырь, Поклонный крест на месте одного из храмов монастыря<br>, Вышков, Злынковский район, Брянская область
Поклонный крест на месте одного из храмов монастыря
Александр ДУДНИКОВ
11 ноября 2008
Малино-Островский Рождество-Богородицкий единоверческий монастырь, Территория бывшего монастыря<br>, Вышков, Злынковский район, Брянская область
Территория бывшего монастыря
Александр ДУДНИКОВ
11 ноября 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр ДУДНИКОВ
 

История возникновения Малиноостровского монастыря берет начало в XVIII столетии. В те далекие времена в районы северной Черниговщины прибыла группа беглых раскольников из Нижнего Новгорода, сторонников так называемого диаконовского течения. Незадолго до этого их духовный лидер, диакон Александр, был казнен за исповедание своей веры. Один из его последователей, поп Патрикий, после долгих странствий осел в слободе Зыбкой, где вместе с единомышленниками стал распространять новое вероучение в окрестных старообрядческих слободках.

По прошествии определенного времени сторонники Патрикия решили основать монастырь в 12 километрах от Злынки. Для этого они выбрали участок земли на небольшой возвышенности под названием «Малинов остров», что рядом с рекой Ипуть. Во время разлива это место оказывалось отрезанным от «большой земли» практически на три месяца, поэтому оно и называлось среди местного населения «островом».

Именно здесь появились строения святой обители. Одной из первых построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященную в 1767 году иеромонахом Вениамином из Ветки. С этого времени монастырь стал именоваться в честь Царицы Небесной.

На первоначальном этапе обитель была мужской. Рядом с уже обустроенной церковью, впоследствии расширившейся, а затем и второй, зимней, названной в честь великомученика Димитрия Солунского, построили небольшие деревянные кельи для братии. В 1781 году уже было сорок келий, в которых подвизались около пятидесяти насельников.

Вышковский краевед Анатолий Поддубный, много времени посвятивший сбору информации об этом монастыре, в своей книге «Злынковская земля сквозь дымку времени» рассказывает о том, как непросто складывалась судьба монастыря, поскольку он был основан без разрешения светской и церковной властей. После того, как о его существовании сообщили Императрице Екатерине II, обитель попытались упразднить. Однако монахи, поддержанные паствой, обратились к представителям официальной церкви с прошением о направлении им священника.

Данный вопрос не решался десятилетия. Наконец, в 1842 году удалось договориться, священник был прислан. При этом часть прихожан, не желая принимать единоверие, взбунтовалась. Около трех тысяч человек, пришедших из Новозыбкова и окрестностей, с ропотом и недовольством встретили первого священника Алексея Соколова. Дело дошло до бунта. Сопровождавшие священнослужителя исправник и становой пристав обещали, что посягательств на «старую» веру нет, все церковные обряды будут выполняться согласно установлениям и обычаям. Однако толпа захватила монастырь, монахи, признавшие священника, были изгнаны. Также бунтовщики заменили замки на входных дверях в церквах и других строениях. Священник Соколов и большинство монахов вынужденно бежали, опасаясь расправы. Бунтовщики не вняли уговорам представителей местной власти.

Бунт продолжался до конца августа 1842 года. Три тысячи противников единоверия обосновались в монастыре и его окрестностях, заняли монашеские кельи, жили в землянках и шалашах. Местность выглядела словно огромный табор. Кругом горели костры, слышались разговоры возбужденных людей, их молитвы.

В связи со сложившейся чрезвычайной обстановкой 27 августа из Чернигова в монастырь прибыли жандармы во главе с полковником Арсеньевым. Начались аресты наиболее активных участников восстания. Остальные подчинились и разошлись. Священник Соколов наконец приступил к исполнению своих обязанностей. В благодарность за подавление бунта и успокоение народа отслужили три Божественные литургии.

А. Поддубный в своей книге приводит слова генерал-губернатора Черниговской губернии Павла Гессе по поводу произошедшего: «Собралось их там, раскольников, из посадов до тысяч мужчин и женщин …и мы с ними более двух месяцев возились, едва развязались, дело доходило до экзекуции».

Святейший Синод 27 сентября 1842 года объявил Малиноостровский монастырь единоверческим, монахи были освобождены от налогов, архимандрита избрали из иноков самого монастыря. Прежде «вольный и незаконный» монастырь признали. Однако Указ Синода о его материальной поддержке остался лишь на бумаге. Финансирования со стороны государства обитель так и не получила, вследствие чего иноки выживали за счет собственного труда, сельскохозяйственного производства и сдачи в аренду монастырских угодий. Большинство прежних сторонников отвернулись, часть братии покинула монастырь по болезни и немощи.

Согласно историческим документам, к 1850 году монастырская жизнь представляла собой жалкое зрелище. Вот что писал один из паломников: «Малино-Островский монастырь имеет чувствительный недостаток в братстве, так что кроме настоятеля один иеромонах престарелый, служить не могущий, а другой слабый здоровьем; один иеродиакон и только три инока и три престарелых послушника…»

В обители случались и другие беды. Однажды она была подвергнута ограблению, похищены почитаемые иконы и другие ценности. В апреле 1865 года в собственной келье убит игумен – отец Александр (выходец из мещан Новозыбкова). После этих событий всех насельников перевели в Покровский монастырь рядом с Климово.

На этом история мужского монастыря закончилась. Начался другой период, когда 15 января 1866 года в обитель из Максаковского единоверческого Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в 70-ти верстах от Чернигова, прибыли четыре монахини: Глафира, Марфа, Елена и Павла с восемью послушницами. Настоятельницей выбрали Глафиру. До пострижения она звалась «солдатская дочь из Новозыбкова, Гликерия Синицина». Под ее руководством монастырская жизнь оживилась, обитель существенно преобразилась. Изменения коснулись как внутренней, духовной жизни, так и его внешнего вида. Значительно увеличилось число пожертвований, что дало возможность обновить монастырские здания. В благодарность прихожанам игуменья, как писали паломники, «никого не выпускала из ограды монастыря голодным, к каждому относилась внимательно и рубище бедняка старалась заменить одеждой крепкою».

Новозыбковские, злынковские и другие купцы стали охотнее сотрудничать с монастырем. В частности, купец Лютенков из Новозыбкова взял в аренду богатое рыбой монастырское озеро в Суражском уезде, обязуясь вести дела так, чтобы не причинить ущерб. Злынковский купец Воскобойников за свой счет обновил кресты на одной из церквей. Заметный вклад в развитие монастыря за годы его существования внес новозыбковский купец и благотворитель Афанасий Шведов, потомки которого также не забывали о помощи святой обители. Злынковский купец Федор Осипов и его сыновья очень любили монастырь, много помогали ему. Осипову принадлежат такие проникновенные слова об этой обители: «Монастырь этот, как старообрядцы, так и единоверцы, считают приходским храмом … горящим светильником в темной роще».

В 1888 году, когда монастырь возглавила игуменья Еликонида, работа по его укреплению успешно продолжилась. На тот момент в монастыре было 15 монахинь и 35 послушниц. Из них умели читать – 24, писать – 11, неграмотных было 12, обучались письму и чтению 4. Насельницы прибыли из разных мест Российской Империи. Многие являлись выходцами из Большой Знаменки Таврической губернии. Оттуда же происходила и мать-настоятельница.

Монастырь заботился не только о духовном окормлении своих чад, но и об их интеллектуальном развитии. Так, в монастыре 18 января 1891 года открылась школа грамоты. В ней обучались 18 учащихся, среди них – Николай Осипов, сын злынковского купца. Девочки в этой школе наряду с общеобразовательными занятиями учились вязать и вышивать. Также монастырь вел активную хозяйственную деятельность. Часть собственности сдавалась в аренду. Другая управлялась монахинями самостоятельно. Помощи от благотворителей и арендаторов не хватало, по этой причине настоятельница ежегодно посылала монахинь и послушниц на сбор милостыни.

К началу XX столетия монастырь стал благоустроенным и величественным. Местное население и паломники находили в его стенах духовную поддержку. По воспоминаниям бывавших там людей, не только территория монастыря, но и окружающая местность радовала взор и услаждала душу. Монахини развели прекрасные цветники. Цветы в клумбах благоухали с весны и до поздней осени. За оградой находились гостиница для богомольцев и странников, хозяйственный двор. Внутри – 16 монашеских келий, деревянная Рождественско-Богородичная церковь с большим иконостасом и пятиярусной колокольней высотой около 35 метров. Деревянная Димитриевская церковь с иконостасом и двумя главами стояла на кирпичном фундаменте. Кроме того, имелись настоятельский корпус, дом священника, трапезная и другие постройки.

Монахини были образцом милосердия и благотворительности. Они постоянно собирали деньги для слепых, детей-сирот, умственноотсталых и эпилептиков, на борьбу с проказой, в пользу «детей воинов, павших на поле брани», в помощь неимущим Георгиевским кавалерам. Список тех, кому оказывалась помощь, был длинным. Каждому гостю на дорогу обязательно давали гостинец – вкусный и сытный монастырский пирог.

Один из прихожан, доживший до 96 лет и хорошо помнивший время расцвета монастыря, рассказывал, что за оградой под сосной находился врытый в землю стол. Любой путник, оказавшийся в тех краях и почувствовавший голод, подходил к монастырским воротам, дергал шнур колокольчика. На его звук выходили монахини и приносили еду. На одном из подносов всегда была чашка меда и кувшин с квасом, настоянном на лекарственных травах.

Таким монастырь подошел к рубежу, отделившему прежнюю жизнь от новой, вызванной трагическими событиями октября 1917 года. После революции обитель некоторое время существовала по-прежнему. Но поздней осенью 1918 года большевики закрыли монастырь, хотя в его церквах продолжались службы.

Монахини пытались остаться в своих намоленных кельях. В связи с этим они обратились в новозыбковский уисполком с соответствующим заявлением. Однако в удовлетворении их прошения было отказано на том основании, что кельи выстроены за счет средств купцов и фабрикантов, неугодных советской власти. Затем на территории монастыря действовала колония для малолетних преступников. Но своего Макаренко там не нашлось и ее закрыли. В пустующей церкви обустроили дом для инвалидов – участников Гражданской войны.

Окончательно судьба обители была решена новозыбковским уездным исполкомом 12 февраля 1929 года. В постановлении указывалось: «Принимая во внимание, что здание большой церкви Малиноостровского монастыря пришло в ветхость и угрожает обвалом – закрыть названную церковь и здание разобрать на слом. Здание же второй церкви, малой, передать под школу для вновь организованного из граждан Перевозского поселка и рабочих, живших в Малиновом остроге, с оставлением здания на месте».

Дальнейшая судьба святой обители печальна. Все, что поддавалось разграблению, было вынесено и разворовано. Судьба икон в золоченых окладах с бисерными украшениями неизвестна. Очевидцы рассказывали, что их вывезли со множеством старинных богослужебных книг. Колокола сняли практически на следующий день после вынесения решения о ликвидации монастыря, а точнее – приговора. Один из них долгое время использовался в здании пожарной части спичечной фабрики «Ревпуть», но впоследствии исчез и этот колокол. Как говорят, в 1990 году он был выменян на бутылку водки. Кто приобрел эту историческую реликвию, неизвестно.

В разрушении церкви, уничтожении икон и большой монастырской библиотеки активное участие принимали местные жители. Разорили и монастырское кладбище. Могилы насельниц, жертвователей и благотворителей варварски вскрывались, в них искали золотые украшения, при этом останки почивших людей выбрасывались наружу. Даже само название «Малинов» хотели заменить на «Октябрьский». Но оно не прижилось. Впоследствии жители стали называть это место «Берендеев остров». Последние 9 монахинь покинули обитель 7 сентября 1929 года.

После войны в неразрушенные кельи, куда даже электричество не провели, поселили трудящихся спичечной фабрики и других находившихся в округе предприятий. Не было там ни дорог, ни магазинов, вообще никакой связи с цивилизацией, кроме тропинок. После ухода рабочих началась постепенная распродажа монашеских келий, построенных из прочных дубовых бревен. Последнюю увезли в 1984 году. С тех пор на месте бывшего, когда-то красивейшего в округе монастыря, уже нет никаких примет былой яркой духовной жизни. Лес, окружавший обитель, хищнически вырублен еще в двадцатые годы прошлого века.

Однако, несмотря на осквернение и разрушение монастыря до основания, память о нем не исчезла в людях. О монастыре рассказывали, бывали на месте, где он располагался. Еще долгое время помнили, что когда-то этот духовный центр был на нашей святой земле, принимал, окормлял и поддерживал верующих, давая им утешение и помощь в трудную минуту.

По материалам: Наша древняя земля. Малиноостровский монастырь. Краеведы Анна Дмитроченко, Александр Дудников, г. Новозыбков


Александр ДУДНИКОВ
 

Клировая ведомость Малиноостровского Рождество-Богородицкого единоверческого второклассного женского монастыря за 1915 год

Малиноостровский монастырь основан старообрядцем, жителем посада Злынка мещанином Савином Памфиловым в начале второй половины истекшего XVIII столетия, а именно около 1768 года в 10 верстах от посада Злынка на левом берегу реки Ипути на острове, именуемом «Малиновым», где и доселе.

В 1842 году Указом Святейшего Синода от 17 октября за № 268 дано знать, что монастырь сей по Высочайшему Его Императорского Величества Государя Николая Павловича соизволению в 27 день сентября признан единоверческим общежительным, а в 1865 году по ходатайству блаженной памяти высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Черниговского, преобразован из мужского в женский.

Ныне в монастыре 2 церкви, обе деревянные. Первая – соборная, двухпрестольная. Главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Придельный во втором этаже, над трапезной, во имя Преображения Господня. Основана на каменном фундаменте о пяти главах, покрыта железом и окрашена снаружи и внутри. В одной связи с церковью деревянная колокольня в пять ярусов. В каком году построена церковь сия и освящена – неизвестно. Вторая церковь – теплая, во имя великомученика Димитрия Солунского, основана на каменном фундаменте, покрыта железом и окрашена. Время построения этой церкви неизвестно. Церковной утвари достаточно.

Кроме церквей в монастыре имеются следующие постройки: трапезная; настоятельский корпус; дом священника; 16 келий для сестер (всем требуется ремонт крыш, полов и фундаментов. Две келии совсем ветхие; имеются каменный погреб, длинный амбар и ледник; на восточной стороне внутри ограды имеется деревянный корпус на каменном фундаменте, построенный благотворителем, умершим Новозыбковским купцом Афанасием Ивановичем Шведовым в 1892 году; за оградой монастыря имеется гостиница для богомольцев и странников на четыре помещения; вне монастыря особняком имеется скотный двор с двумя жилыми помещениями для скотниц и рабочих. Вокруг монастыря имеется каменная ограда, выстроена в 1902 году.

Земли при монастыре имеется по плану Генерального межевания 1867 года: под монастырем – 2 дес. 1404 кв. сажен, под огородом и скотным двором – 2 дес. 508 кв. сажен, смешанного строевого и дровяного леса – 51 дес. 612 кв. сажен, сенокоса с кустарниками по болоту – 31 дес. 1061 кв. сажен, болота с кустами – 1776 кв. сажен, под половиной реки Ипути – 6 дес. 2100 кв. сажен, всей земли удобной и неудобной – 98 дес. 246 кв. сажен.

Во владении монастыря имеется в 10 верстах на реке «Каменке» хутор «Скачек». Земли по межеванию 1868 года значится под усадьбой и бывшей мельницей и сукновальней 978 кв. сажен, сенокоса с кустарниками 1 дес. 80 кв. сажен, дровяного леса – 3 дес. 1920 кв. сажен, под бывшим озером было 6 дес. 2008 кв. сажен, под плотиной и дорогой 1419 кв. сажен, всей земли удобной и неудобной 12 дес. 1605 кв. сажен.

В 1895 году дано Правительством земли с сенокосом и лесом упраздненного старообрядческого Епифаньевского скита 7 дес. 710 кв. сажен. В 1895 году дано Правительством пахотной земли при дачах посада Шеломов в урочище за «Дыбовкой» в 25 верстах от монастыря 42 дес. и 1971 кв. сажен. В 1850 году Правительством рыболовное озеро, находящееся в Суражском уезде при селении «Кожены», пространством 391 дес. 1900 кв. сажен.

Планы на первые два участка земли и рыболовное озеро при селении «Коженах» имеются и охраняются в целостности, а на последние два участка Епифаньевского скита и что при посаде Шеломах в урочище за «Дыбовкой» планов нет, а акты имеются и хранятся в целостности.

Содержание из казны монастырь не получает.

Священнослужителей по штату положен один священник, жалованье положено ему 400 рублей в год. Настоятельница монастыря игумения Еликонида.

1916 года января 20 дня свидетельствовал благочинный единоверческих монастырей Черниговской епархии

Государственный архив Брянской области /фонд 424, опись 1, дело 25/


Александр ДУДНИКОВ
 

Монастырь стоит на левом берегу реки Ипути на острове, именуемом Малиновым, в 18 верстах от уездного города Новозыбкова, в 2 верстах от посада Тимошкин-Перевоз, в 7 верстах от посада Злынки и в 4 верстах от станции Полесских железных дорог «Злынка».

Основан монастырь около 1768 года раскольником Савином Памфиловым. Указом Святейшего Синода в 1842 году обитель стала единоверческой и была мужской до 1865 года, когда и обращена в женскую.

Храмов в ней два: Рождество-Богородицкий и Преображенский.

Управляет игуменья.

Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. - Санкт-Петербург, 1909, стр. 534



Комментарии и обсуждение


На рапорте настоятельницы Малиноостровского Рождество-Богородичного единоверческого монастыря от 22 декабря 1894 года за № 106, коим донесла о сделанных в течение 1894 года в пользу вверенного ей монастыря пожертвованиях купцом г. Новозыбкова Афанасием Ивановым Шведовым на сумму 1 470 руб., 28 декабря последовала резолюция преосвященнейшего Антония епископа Черниговского и Нежинского следующая: «Купцу Афанасию Иванову Шведову, усердному жертвователю на пользу Малиноостровского женского единоверческого монастыря, выражается от меня искренняя благодарность и признательность за его пожертвование в текущем 1894 году со внесением сей благодарности в его послужной список».

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 февраля 1895 года, № 3, стр. 70

Малиноостровский Рождество-Богородицкий, женский, единоверческий, общежительный, Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, в 10 верстах от Новозыбкова и в 2 верстах от посада Тимошкин-Перевоз, при реке Ипути. Он из раскола в единоверие присоединен в 1842 году и был мужским до 1865 года, когда обращен в женский. Купец Макушин пожертвовал 2 857 руб. серебром.

Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи (с библиографическим указателем). Том I. В.В. Зверинский. - Санкт-Петербург, 1890, стр. 178

В Новозыбковское очередное уездное земское собрание сессии 1900 года. Новозыбковской уездной земской управы доклад № 90

Настоятельница Малиноостровского монастыря в поданном ею 26 сентября сего года на имя управы прошении просит управу внести на рассмотрение собрания ходатайство ее об освобождении недвижимого имущества монастыря от обложения земскими сборами.

Представляя подлинное прошение игумении и приложенные к нему документы на усмотрение собрания, уездная земская управа имеет честь доложить, что хотя из представленных игуменией документов и не видно, чтобы земли Малиноостровского монастыря, согласно указу Правительствующего Сената от 10 февраля 1888 года за № 1497 подлежали исключению из обложения земскими сборами, как наделенные Правительством на прокормление монастыря, тем не менее монастырь этот очень бедный.

Подлинный за надлежащими подписями. При подлинном приложено вышеупомянутое ходатайство.

Заключение ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия, рассмотрев доклад управы по ходатайству настоятельницы Малиноостровского единоверческого женского монастыря игумении Еликониды о сложении с монастырских земель начисленных по окладному листу сего года за № 1036 недоимки земских сборов прежних лет 275 руб. 98 коп. и оклада на 1900 год 53 руб. 2 коп., и освобождении монастырских земель и впредь от обложения земским сборами, и, принимая во внимание, что по постановлению очередного земского собрания сессии 1897 года было поручено управе снестись с Черниговской духовной консисторией о высылке документов на земли Малиноостровского монастыря, и в том случае, если земли окажутся наделенными Правительством на прокормление, согласно указу Правительствующего Сената от 10 февраля 1888 года, изъять их из обложения.

Из осмотра подлинного дела управы явствует, что управа, исполняя поручение собрания, потребовала из консистории документы на земли Малиноостровского монастыря, и по рассмотрении этих документов убедилась, что в них не имеется никаких указаний на то, чтобы находящиеся в пределах Новозыбковского уезда земли сказанного монастыря были действительно наделены монастырю Правительством на прокормление.

По заявлению господина председателя управы эти же документы приобщены и ныне настоятельница к ее прошению и из рассмотрения их и объяснения их содержания самой настоятельницы в ее прошении явствует, что хутор Скачек и Малинов Остров, принадлежащие монастырю, поступили в распоряжение монастыря от частных лиц еще в бытность монастыря мужским-старообрядческим, и что документы не представляют актов укрепления на монастырские земли и не содержат в себе ни малейших указаний на то, чтобы земли были наделены монастырю Правительством на прокормление.

Согласно ст. 13 Правил о земских повинностях, не подлежат обложению со стороны земских учреждений лишь те монастырские и церковные недвижимые имущества, которые не приносят и по свойству своему не могут приносить никакого дохода, без различия, отданы ли сии имущества Правительством на содержание монастырей и церквей, или таковые приобретены иным способом.

К таким имуществам не могут быть отнесены на мельнице в хуторе Скачке, отданные монастырем в аренду за 45 рублей, как это явствует из представленного договора, на сенокосные и другие земли, принадлежащие монастырю, как в хуторе Скачке, так и в Малиновом Острове. Отсутствие законного основания к исключению земель Малиноостровского монастыря из обложения сборами в пользу земства сознает и сама настоятельница, которая, указывая на бедность монастыря, на скудость его средств, просит в своем прошении, адресованном на имя управы, явить свое человеколюбие и по возможности освободить от обложения монастырские земли в виду сих соображений.

Решая вопрос принципиально, комиссия полагала бы признать ходатайство настоятельницы Малиноостровского монастыря не подлежащим удовлетворению.

Подлинный за надлежащими подписями.

Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1900 года и чрезвычайного собрания 16 апреля 1900 года. Чернигов, 1901, стр. 162-164

28 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

23 марта сего годя в Малиноостровском единоверческом монастыре Новозыбковского уезда происходило весьма скромное, но редкое торжество. Почитатели и благотворители означенной обители с разрешения и благословения архипастыря Черниговского, преосвященнейшего епископа Антония, чествовали поднесением наперсного креста с украшениями настоятельницу, игумению Еликониду, положившую много сил и энергии на благоустройство обители. Чувство благодарности к плодотворным трудам настоятельницы собрало сюда множество ее почитателей, хотя весенний разлив и помешал некоторым из них лично присутствовать на сем торжестве.

Трогательное торжество началось еще накануне. Прибывший в обитель 22 марта благочинный единоверческих монастырей епархии – настоятель Климовского Покровского единоверческого монастыря игумен Иероним в сослужении местного священника совершил в присутствии почетных гостей, собравшихся уже в монастыре, и всех сестер обители всенощное бдение. И всегда умилительное и стройное пение монастырского хора в этот раз как-то особенно глубоко западало в душу и сердце молящихся.

В самый день торжества после Божественной литургии отец игумен прочитал указ духовной консистории с резолюцией его преосвященства о разрешении жителям г. Новозыбкова и его уезда поднести настоятельнице Малиноостровского монастыря игумении Еликониде наперсный крест с украшениями за труды по устройству единоверческого монастыря.

Затем супруг главной благотворительницы обители А.П. Образцовой, бывшей Шведовой, от лица всех благотворителей обители прочитал следующий адрес, в коем кратко охарактеризована многоплодная деятельность игумении Еликониды на пользу монастыря:

«Ваше Высокоподобие, Всечестнейшая Матушка игумения Еликонида! «Достоин деятель мзды своея» (Мф. X. 10). И так, по слову Спасителя нашего, каждый человек, трудящийся на пользу общую, достоин уважения и награды. Вот и мы, досточтимейшая матушка игумения, почитаем благовременным вспомнить о Ваших трудах на пользу святой во имя Рождества Пресвятой Богородицы Малиноостровской обители и выразить Вам во всеобщее услышание чувство глубокого уважения, ибо достойны Вы этой мзды, так как труды Ваши и многи и благоплодны. И не столько мы своими словами, сколько сама обитель – безгласные камни, древо и краски, составляющие внешность ее – свидетельствуют о Ваших трудах и попечении о ней. Прежде бедная и неустроенная, ныне обитель – это тихое пристанище ищущих спасения – Вашими трудами благоустроена и украшена и влечет к себе сердца новых и новых, чающих спасения.

В самом деле, как много Вы для нее сделали! Не наше людское дело говорить о Вашей деятельности относительно внутреннего духовного развития, порядка, благоустройства и нравственного усовершенствования вверенных Вашему руководительству сестер обители. Об этом судит и за это наградит Вас Тот, кому известны все тайные мысли сердечные и сокровенные помышления.

Для нас ясны и доступны обсуждению только часть трудов Ваших – Ваши заботы, увенчавшиеся полным успехом, относительно внешнего благоустройства обители. Вся она Вами обновлена и преукрашена. Как святой Давид почитал делом греховным заботиться прежде о человеческом жилище, а потом о доме Божием, так и Вы прежде всего обратили свое внимание на благоукрашение храмов Божиих. На соборном храме вызлащены главы и блестят на далекое расстояние, привлекая и умиляя взоры тысяч верующих, а теплый храм во имя святого великомученика Димитрия обновлен внутри и снаружи и настолько благолепно благоукрашен, что совершенно неузнаваем.

Обновив домы Божии, Вы затем приложили все свое старание к обновлению жилищ для сестер обители. Прежде сия обитель с теснотою вмещала в стенах своих до сорока человек, и то в ветхих храминах. Ныне же под кровом сей обители имеют тихое пристанище сугубое число сестер – четыредесяти. Великое благо создать кровы для сорока человек, ищущих душевного спасения, еще большее обратить на путь спасения не «единого», а десятки чад Христовых. Да усугубит Господь лета жития Вашего, глубокоуважаемая матушка игумения! Присоединяем свои молитвы к молитвам церкви: да освятит Вас Господь Своею благодатию, как любящую благолепие дома Его, и воспрославит Своею Божественною силою.

На верх заслуг Ваших, глубокоуважаемая матушка игумения, это возведение вокруг всей обители каменной ограды. Еще предшественница Ваша всю жизнь свою скорбела о разрушавшейся от ветхости деревянной ограде, несколько раз исправляла ее, местами совсем развалившуюся. Но не только она или сестры обители, но даже и посетители и почитатели ее не воображали о сооружении новой, хотя бы деревянной ограды, так как на это требовались слишком большие средства, а обитель и малых не имела. Паче всякого чаяния вокруг всей обители воздвигнута новая каменная ограда! Надежная и прочная, она как бы служит вещественным знамением того, что никакая невидимая сила вражия не может победить живущих и подвизающихся во святой обители во имя Божие и ограждающих себя яко щитом верою и молитвою.

Да защитит она и Вас, многоуважаемая матушка, от всякого зла, и Господь да хранит для святой обители Вашу жизнь еще на многая-многая лета, на процветание и благоукрашение обители и на славу святой веры.

Правда все это Вы сделали не своими собственными средствами, но это не только не умаляет, а еще усугубляет Ваши заслуги на благо святой обители, делая Вам еще большую славу и честь. То-то именно и важно и достойно не только похвалы, но и удивления, что, не имея средств, Вы возвели такое многоценное здание. То-то и заслуживает Вам честь, что умели Вы расположить нас грешных к жертве на святое дело – благоустройство обители. За то и венец чести Вам, что своими мудрыми беседами объединили нас любовию и усердием ко святой обители. И мы сами радуемся с Вами, что Вы расположили нас к доброму делу, подвигнули сердце наше к делу Божию, и мы охотно поделились своими земными, данными нам от Бога, благами на благоустройство столь бедной обители, а в лице ее во славу имени Божия.

От избытка сердца уста глаголят. И вот, матушка, мы для того именно и собрались сюда, чтобы вкупе с Вашими сестрами помолиться о Вашем здравии, да умножит Господь столь благоплодное житие Ваше.

Примите же, глубокоуважаемая матушка игумения, сей наш искренний привет и сердечное благожелание и усугубьте свои молитвы о нашем грешном спасении. Мы же по благословению и разрешению всемилостивейшего отца нашего и архипастыря епископа Антония, поднося Вам сей драгоценный крест, молим Распятого на нем, да продлит Господь жизнь Вашу на многие и многие годы». Под адресом подписи.

По прочтении адреса пятилетний сын А.П. Образцовой на покрытом голубым шелковым платком подносе поднес прекрасной работы, усыпанный разноцветными камнями золотой наперсный крест, а о. благочинный возложил его на игумению. После обычных многолетий Царствующему Дому, Св. Синоду и его преосвященству, преосвященнейшему епископу Черниговскому Антонию, чествуемой поднесением креста игумении Еликониде, сестрам и всем благотворителям святой обители состоялись торжественные с колокольным звоном проводы игумении из церкви в ее келию.

Здесь виновницу ожидала новая награда за понесенные труды на пользу обители. После обычной краткой встречи казначея монастыря, монахиня Евгения от лица старших сестер – монахинь поднесла игумении образ святой мученицы Еликониды. Растроганная таким внимание и благотворителей и сестер обители игумения, еще в церкви едва сдерживавшая волнение, уже не в силах была сдержать наполнявшие ее душу чувства и удержать невольно катившиеся слезы и в кратких словах, дрожащим от волнения голосом, поблагодарила всех почтивших ее таким вниманием.

Затем всем дорогим гостям и старшим сестрам обители был предложен чай и скромная монастырская трапеза. Все присутствовавшие благотворители, ободряя игумению на новые подвиги по благоустройству обители, радовались совершившемуся торжеству и обещали и впредь не оставлять святой обители своею посильною помощию и содействовать ее процветанию во славу Божию.

Нельзя не порадоваться вместе с ними скромному торжеству. Оно наглядно показывает, что и в наш суровый век есть ревностные труженики на славу и украшение церкви Христовой, что с великою пользою можно трудиться даже в стенах отрешенной от мира обители, и проникнутая любовью деятельность далеко светит кругом, зажигая десятки сердец огнем любви и уважения к храму Божию и его служителям.

Прибавления к Черниговским епархиальным известиям (часть неофициальная) от 1 июня 1903 года, № 11, стр. 361-366

3 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Доклад управы № 71-й

Представляя на благоусмотрение собрания ходатайство Черниговской духовной консистории об освобождении от обложения земскими сборами земель, принадлежащих Малиноостровскому монастырю, Новозыбковская уездная земская управа имеет честь доложить, что вопрос этот уже был в рассмотрении земского собрания и ходатайство монастыря было отклонено. На основании ст. 50 устава о земской повинности от поземельного сбора освобождаются земли, данные правительством на содержание монастыря. Из отношения Черниговской духовной консистории и приложенных документов видно, что часть земель, облагавшихся земскими сборами – 42 десятины 1171 кв. саж. даны Малиноостровскому монастырю из казенной оброчной статьи при посаде Шеломах Новозыбковского уезда и этим земли, по мнению управы, следовало бы исключить из обложения. Относительно же других земель, принадлежащих монастырю в пределах Новозыбковского уезда, то эти земли достались монастырю не от казны, а от частных лиц в дар – именно: от старообрядческого инока Боголепа и от купца Мирохина.

Землями этими владели основатели раскольничьего монастыря Боголеп и Мирохин еще в 1779 году, но затем в 1842 году они изъявили желание присоединиться к единоверию и этот раскольничий монастырь был по Высочайшему повелению обращен в единоверческий монастырь, причем инок Тимофей Боголеп был переименован в настоятеля монастыря с возведением в сан архимандрита. Всему же имуществу сделана опись, и оно поступило во владение вновь учрежденного единоверческого монастыря. Таким образом, по мнению Новозыбковской уездной земской управы, земли эти достались монастырю не от казны и подлежат ли они обложению земскими сборами – должно решить земское собрание.

При исключении из обложения одних только земель, которыми наделен монастырь от казны, то есть 42 десятины 1171 кв. саж., подлежат сложению со счетов.

42 десят. 1171 кв. саж. пахотной земли с оценкой в 280 руб. 35 коп. и доходностью в 14 руб. 02 коп. облагались земскими сборами с 1901 года: за 1901 год причиталось земских сборов: уездного – 3 руб. 40 коп., губернского – 1 руб. 04 коп., дорожного – 70 коп.; за 1902 год: уездного – 4 руб. 26 коп., губернского – 1 руб. 19 коп., дорожного – 84 коп.; за 1903 год: уездного – 4 руб. 33 коп., губернского – 1 руб. 21 коп., дорожного – 82 коп..

Итого: уездного – 11 руб. 99 коп., пени 56 коп.; губернского – 3 руб. 44 коп., пени 22 коп.; дорожного – 2 руб. 36 коп., пени - 12 коп. А всего: 17 руб. 79 коп., пени 90 коп.

При исключении же за остальные земли (102 дес. 184 кв. саж.) числится недоимки на 1903 год: уездного – 243 руб. 97 коп., пени – 44 руб. 42 коп.; губернского – 69 руб. 82 коп., пени – 11 руб. 13 коп.; дорожного – 39 руб. 61 коп., пени – 3 руб. 60 коп. Оклада 1903 года: уездного – 34 руб. 75 коп.; губернского – 9 руб. 70 коп.; дорожного – 6 руб. 61 коп.; за промышленные заведения (мельница) недоимки на 1903 год: уездного – 19 руб. 27 коп.; пени – 3 руб. 90 коп.; губернского – 5 руб. 88 коп.; пени – 99 коп.; дорожного – 4 руб. 02 коп.; пени – 58 коп. Оклада 1903 года: уездного – 4 руб. 64 коп.; губернского – 1 руб. 29 коп.; дорожного – 88 коп.

Всего земских сборов за остальные земли 102 дес. 184 кв. саж. и промышленные заведения: уездного – 302 руб. 63 коп.; пени – 47 руб. 51 коп.; губернского – 86 руб. 69 коп.; пени – 12 руб.12 коп.; дорожного - 51 руб. 40 коп.; пени – 4 руб. 18 коп. Итого: 440 руб. 72 коп., пени 63 руб. 81 коп.

А за все земли 144 дес. 1335 кв. саж. удобной и промышленное заведение числится земских сборов с окладом 1903 года: уездного сбора – 374 руб. 63 коп.; пени – 48 руб. 07 коп.; губернского – 13 коп.; пени – 12 руб. 30 коп.; дорожного – 53 руб. 76 коп.; пени – 4 руб. 30 коп. Итого: 458 руб. 51 коп., пени 64 руб. 71 коп. А всего: 523 руб. 22 коп.

Подлинный за надлежащей подписью.

Заключение ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия, рассмотрев доклад управы по ходатайству Черниговской духовной консистории об изъятии из земского обложения принадлежащих Малиноостровскому монастырю земель, находит, что из представленных консисторией документов лишь один и именно акт от 24 мая 1895 года о переходе Малиноостровскому монастырю из казенной оброчной статьи при посаде Шеломах в урочище «за Дыбовкой» мерою в 42 дес. 1171 кв. саж. указывает на то, что участок этот был передан из казенных земель в собственность монастыря (акт этот, как ныне представленный консисторией, не был в рассмотрении комиссии в прошлом году). А посему находит справедливым и предлагает собранию участок земли «за Дыбовкой» изъять из обложения и сложить начисленную на этот участок недоимку за три года: уездного сбора с пеней 12 руб. 55 коп., и ходатайствовать пред губернским собранием о сложении губернского сбора 3 руб. 66 коп. и дорожного капитала 2 руб. 48 коп., а в остальном ходатайстве консистории отказать. Подлинное за надлежащей подписью.

Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1903 года и чрезвычайных собраний 6 февраля и 15 апреля 1903 года. Чернигов, 1904, стр. 132-136

3 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

16 августа сего года происходила торжественная встреча иконы преподобного Серафима Саровского чудотворца игуменией и сестрами Малиноостровского женского единоверческого монастыря. Икона преподобного Серафима, размером в рост святого, была изготовлена на средства монастыря в Москве. Как она сама, так и резной золоченый киот ее отличаются художественностью работы. Доставленная из Москвы по железной дороге на станцию «Злынка» икона была временно поставлена в квартире начальника станции и здесь освящена.

16 августа, после молебна с акафистом преподобному Серафиму, совершенного на открытом воздухе, икона с крестным ходом была перенесена в Малиноостровский монастырь при пении священных песней сестрами монастыря и окропления святой водой масс народа, с благоговением преклонявшего колена при приближении шествия.

У ворот монастыря икона была встречена колокольным звоном игуменией, монашествующими и множеством народа. Здесь священником Феодором Маслюковым была сказана речь, в которой он призывал старообрядцев к единению с православными.

Прибавления к Черниговским епархиальным известиям (часть неофициальная) от 15 сентября 1904 года, № 18, стр. 648

3 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Доклад управы №76-й

Черниговское губернское по земским и городским делам присутствие препроводило при отношении от 25 сентября за № 1963 выпись из журнала заседания присутствия, состоявшегося 24 текущего сентября по жалобе настоятельницы Малиноостровского единоверческого женского монастыря игумении Еликониды на неправильное обложение монастырских земель земскими сборами. Из журнала видно, что присутствие, отменив состоявшееся в 1903 году постановление Новозыбковского очередного уездного земского собрания о землях Малиноостровского монастыря, предлагает собранию составить новое постановление по этому предмету.

Представляя выпись из Журнала Черниговского губернского по земским и городским делам присутствия, Новозыбковская уездная земская управа имеет честь доложить, что по книгам управы за Малиноостровским монастырем числится недоимки и оклада текущего года 567 руб. 06 коп., а именно: а) недоимки уездного сбора 278 руб. 16 коп., пени 77 руб. 22 коп. и оклада сего года 35 руб. 52 коп.; б) недоимки губернского сбора 82 руб. 96 коп., пени 20 руб. 24 коп. и оклада 9 руб. 85 коп.; в) дорожного капитала недоимки 48 руб. 86 коп., пени 8 руб. 84 коп. и оклада 6 руб. 41 коп.

Если собрание не пожелает обжаловать определения присутствия Правительствующему Сенату, то тогда, исключив монастырские земли из обложения, придется сложить со счетов и всю недоимку, числящуюся на этих землях. Подписи председателя и членов управы.

Выпись из журнала заседания Черниговского губернского по земским и городским делам присутствия, состоявшегося 24 сентября 1904 года

Слушали дело по жалобе настоятельницы Малиноостровского единоверческого девичьего монастыря игумении Еликониды на постановление Новозыбковского уездного земского собрания от 3 октября 1903 года за отказ в освобождении от обложения земскими сборами принадлежащих монастырю земель. Рассмотрев обстоятельства настоящего дела, губернское по земским и городским делам присутствие находит, что из принадлежащих Малиноостровскому монастырю земельных угодий и прочих имуществ Новозыбковское уездное земское собрание постановлением от 3 октября 1903 года освободило от обложения земскими сборами только 42 дес. 1171 кв. саж. (переданы монастырю в 1895 году из казенной оброчной статьи при посаде Шеломах).

Остальную же землю в количестве 102 дес. 184 кв. саж. и водяную мельницу признало подлежащими обложению, не исключая даже земель, находящихся под монастырскими постройками и церковью, дорогами и рекою на Малиновом острове и под почтовою дорогою и озером в урочище «Скачек», которые не приносят и, по свойству своему, не могут приносить никакого дохода и потому не подлежали обложению. Какими соображениями руководствовалось земское собрание – из постановления земского собрания не видно. Но, судя по содержанию доклада уездной земской управы, основывалось на том, что означенные 102 дес. 184 кв. саж. и водяная мельница достались монастырю не от казны, а от частных лиц – старообрядческого инока Боголепа и купца Мирохина как дар от них.

Между тем из представленных жалобщицею игумениею Еликонидою документов оказывается, что участок на острове Малиновом, в количестве 81 дес. 1146 кв. саж. разных угодий земли, отмежеван был старообрядческому Рождественскому монастырю на острове Малиновом из общей выгонной земли посада Злынки в 1798 году землемером Козелецкого повета Стопановским и на участок этот, по указу малороссийской казенной палаты, от 18 декабря 1798 года за № 11925, монастырю сему выдан 16 февраля 1799 года малороссийским губернским землемером Соколовым геометрический специальный план, в каком участке, по нынешнему исключению, заключается разных угодий земли 98 дес. 246 кв. саж.

Затем этот участок земли и другой монастырский участок при речке Каменке в урочище «Скачек», с водяною мельницею, при обращении названного старообрядческого монастыря в единоверческий – общежительный, с Высочайшего соизволения, на основании указа Святейшего Правительствующего Синода от 17 октября 1842 года за № 268 Преосвященному Павлу архиепископу Черниговскому и Нежинскому переданы были сему последнему монастырю для обеспечения содержания его и монашествующих, по особой описи, составленной в том же 1842 году в присутствии земского исправника Сребдольского и станового пристава Костырки и утвержденной архиепископом Павлом.

После чего в 1851 году участок в урочище «Скачек» с мельницей на нем был обмежеван состоящим в должности особого землемера Черниговским уездным землемером Орловским и монастырю выдан на участок этот план. Таким образом, оказывается, что земля на острове Малиновом и в урочище «Скачек» в общем количестве 102 десятины 184 кв. саж., а также водяная мельница достались Малиноостровскому единоверческому монастырю не по дару от частных лиц, а были определены правительственною властью в обеспечение содержания монастыря и монашествующих.

В виду сих обстоятельств вышеупомянутые земли и мельница, как определенные правительственною властью на содержание Малиноостровского монастыря и монашествующих, в силу ст. 50 и 51 Устава о земельных повинностях (свод законов том IV изд. 1899 года) и неоднократных разъяснений Правительствующего Сената не подлежат обложению земскими сборами (указы Правительствующего Сената 18-го сентября 1900 года № 9879 и 6 марта 1901 года № 2700), а за сим не могут подлежать взысканию и начислениям на них земством недоимки по таковым сборам (ук. 1 общ. собр. Правительствующего Сената 23 апреля 1892 года).

А потому губернское по земским и городским делам присутствие, признавая отказ Новозыбковского уездного земского собрания в освобождении от обложения земскими сборами принадлежащих Малиноостровскому единоверческому монастырю земель и водяной мельницы неправильным определяет: состоявшееся о сем 3 октября 1903 года постановление Новозыбковского уездного земского собрания отменить и предложить ему постановить по этому предмету новое определение, о чем для доклада земскому собранию сообщить Новозыбковской уездной земской управе и объявить настоятельнице Малиноостровского единоверческого девичьего монастыря игумении Еликониде. Подлинный за надлежащими подписями.

Заключение ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия, рассмотрев доклад управы № 76 и выписку из определения губернского по земским и городским делам присутствия от 24-го сентября сего года, находит, что определение сказанного присутствия состоялось в том смысле, что отменено постановление земского собрания от 3 октября 1903 года и предложено войти в обсуждение этого вопроса и составить новое определение, почему комиссия не может согласиться с заключением управы, что определение губернского по земским делам присутствия следует обжаловать Правительствующему Сенату – иначе придется сложить со счетов недоимку, числящуюся за землями Малиноостровского монастыря, исключив таковые из обложения.

По мнению комиссии, в виду представления Духовной Консисторией документов о том, что земли монастыря переданы сему последнему для обеспечения содержания его и монашествующих и достались от частных лиц, следует с рассмотрением этого вопроса (об исключении их из обложения и сложения недоимки) воздержаться до следующего земского собрания, поручив управе выхлопотать все относящиеся к делу документы, на которых основывало губернское по земским и городским делам присутствие свое определение. Со взысканием же сборов и недоимки с указанного монастыря приостановиться до решения этого вопроса.

Подписи членов ревизионной комиссии.

Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1904 года и чрезвычайного собрания 19 мая 1904 года. Чернигов, 1905, стр. 262-266

3 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Доклад управы № 24-й

На рассмотрение предстоящего очередного земского собрания Новозыбковская уездная земская управа честь имеет представить свой доклад собранию сессии 1906 года по вопросу «об исключении из обложения земскими сборами земель, принадлежащих женскому Малиноостровскому монастырю», не рассмотренный собранием минувшей сессии по недостатку времени. Подписи председателя и членов управы.

Заключение ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия, рассмотрев настоящий доклад и документы, представленные Малиноостровским единоверческим монастырем, пришла к следующим выводам:

1) Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода от 17 октября 1842 года за № 268, с Высочайшего соизволения, для обеспечения надлежащим образом содержания Малиноостровского монастыря и монашествующих, преосвященному Павлу, епископу Черниговскому и Нежинскому, было предложено при содействии гражданских властей привести в известность все угодья и другие средства к существованию, какими в то время располагал монастырь. Во исполнение чего и составлена была 16 августа 1842 года опись, из которой видно, что монастырь в то время владел угодьями разной земли 81 дес. 1116 кв. саж., из которых 3 дес. 1920 кв. саж. под рекою и 234 саж. под дорогами, не подлежащими обложению. Таким образом, земли эти, как Высочайше дарованные на содержание монастыря и монашествующих, не подлежат обложению земскими сборами, равно как и мельница, указанная в этой описи.

2) Постановлением земского собрания сессии 1903 года по жалобе Малиноостровского монастыря 42 дес. 1141 кв. саж. исключены из обложения сборами, как переданные монастырю в 1895 году из казенной оброчной статьи при посаде Шеломах.

3) По книгам управы за Малиноостровским монастырем числится в обложении всего в настоящее время 102 дес. 184 кв. саж.

4) Ходатайство Черниговской духовной консистории об уменьшении оклада поступило лишь 27 июля 1903 года и, таким образом, вопрос о понижении может иметь место лишь с 1904 года.

5) Заключение управы, что эти земли достались монастырю от частных лиц, инока Боголепа и купца Мирохина как дар, почему нельзя считать их дарованными на прокормление монастыря – неправильно, по соображениям, высказанным в п. 1-ом.

Комиссия предлагает собранию: а) исключить с 1908 года из обложения земскими сборами 76 дес. 1686 кв. саж, а также водяную мельницу; б) сложить с 1904 года по 1907 год включительно за поименованные в п. 1-ом угодья недоимки уездного сбора и пени 126 руб. 80 коп. и ходатайствовать перед губернским земским собранием о сложении в то же время губернского сбора 35 руб. 52 коп. и дорожного капитала 22 руб. 38 копеек; в) ходатайство Черниговской духовной консистории в остальном отклонить, так как из документов не видно, чтобы 25 дес. 898 кв. саж. удобной земли, числящейся по окладным книгам управы за монастырем, были даны монастырю от казны на прокормление и содержание его. Подписи членов ревизионной комиссии.

Журналы Новозыбковского уездного земского собрания очередной сессии 1907 года и чрезвычайных уездных земских собраний 10 февраля и 16 декабря 1907 года. Новозыбков, 1908, стр. 225-227

4 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Доклад управы № 107-й

Господин Черниговский губернатор предложением от 22 сего сентября за № 2340 требует внести в собрание доклад о пересмотре постановления собрания от 6 октября 1907 года по вопросу взыскания недоимки земских сборов с земель, принадлежащих Малиноостровскому женскому монастырю и о последующем доложить ему.

Представляя предложение господина начальника губернии за № 2340, прошение настоятельницы Малиноостровского монастыря, выпись из журнала Черниговского губернского по земским и городским делам присутствия и документы Малиноостровского монастыря, Новозыбковская уездная земская управа честь имеет доложить, что ходатайство Малиноостровского монастыря по настоящему вопросу уже было в рассмотрении собрания минувшей очередной его сессии и собрание постановило: а) исключить с 1908 года из обложения земскими сборами 76 дес. 1686 кв. саж., а также водяную мельницу; б) сложить с 1904 по 1907 год включительно за поименованные в п. 1 угодия недоимки уездного сбора 126 руб. 80 коп. и ходатайствовать перед губернским собранием о сложении за то же время губернского сбора 35 руб. 52 коп. и дорожного капитала 20 руб. 38 коп. Ходатайство же Черниговской духовной консистории в остальном отклонить (журн. собрания 6 октября 1907 года).

Заключение ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия, рассмотрев доклад управы и ходатайство 1) Черниговской духовной консистории об исключении из обложения земскими сборами 25 дес. 898 кв. саж., принадлежащих Малиноостровскому монастырю и 2) прошение игуменьи Малиноостровского монастыря о сложении недоимки и пени с земель в виду исключения земель из обложения, находит:

а) земские собрания сессий 1903 и 1907 гг. освободили от обложения земскими сборами 119 дес. 457 кв. саж. земель, принадлежащих монастырю, как данные монастырю от казны на прокормление и в минувшей сессии оставили в обложении всего лишь 25 дес. 898 кв. саж., так как из документов не видно, что эти земли даны на содержание монастырю. В настоящее время, в виду представления Черниговской духовной консисторией удостоверения за № 16738 из которого видно, что в Малиноостровском монастыре нет земель не данных казною на прокормление и содержание монастыря, так как монастырь с 1842 года никаких земель не приобретал ни по давности владения, ни по дару или завещанию в урочищах «под монастырем и при монастыре» и «Скачек», и надо думать от происшедшей разнице в количестве земли в планах и документах и получилась разница в 25 дес. 898 кв. саж., почему и эти земли подлежат исключению из обложения, как дарованные в числе других на прокормление и содержание монашествующих;

б) обращаясь к вопросу о сложении недоимки и пени с земель, принадлежащих монастырю и не сложенных сессией земского собрания 1907 года до 1904 года, комиссия, приняв во внимание, что все земли, как выяснено в настоящее время, не подлежали обложению земскими сборами, что заявление о неправильном взыскании их монастырем возбуждено 27 июля 1903 года, что по собранным данным в управе эти недоимки образовались с 1895 года, в течение 9 лет до подачи заявления о неправильном взыскании, и потому в силу указа Правительствующего Сената от 9 сентября 1902 года за № 7770 не подлежали взысканию, так как земская давность не истекла, комиссия предлагает собранию:

исключить из обложения с 1908 года 25 дес. 898 кв. саж. и все числящиеся на Малиноостровском монастыре земские недоимки и пени и оклад 1908 года, уездный сбор 450 руб. 3 коп. и ходатайствовать перед губернским земским собранием об исключении губернского сбора 155 руб. 47 коп. и дорожного капитала 89 руб. 81 коп. Подписи членов ревизионной комиссии.

Журналы Новозыбковского уездного земского собрания очередной сессии 1908 года. Новозыбков, 1909

4 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.