ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харабали. Церковь Михаила Архангела.

Михаило-Архангельская церковь


Харабали. Церковь Михаила Архангела
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1879 и 1892.
Год утраты:приблизительно 1932
Адрес:
Астраханская обл., Харабалинский район, г. Харабали

Координаты: 47.40307, 47.249713 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Михаила Архангела, Фото 1910-х годов из фондов местного краеведческого музея<br>, Харабали, Харабалинский район, Астраханская область
Фото 1910-х годов из фондов местного краеведческого музея
Михаил Мещанинов
2 мая 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 июля 2024

Первое упоминание о селе государственных крестьян Харабали имеется на Геометрической Генеральной карте Астраханской и Саратовской губерний, датируемой 1770 годом /ГБ РФ. Шифр Ко22/III-38. Официальное же заселение территории велось в соответствии с Постановлением Астраханского губернского правления от 30 ноября 1827 года.

Харабалинцы были очень верующими людьми. В официальных источниках упоминание о Молельном доме, действовавшем в Харабалях, относится к 1827 году. Службу в нем несли священники: с 1827 года — Стефан Синицын, с 1831 года — Василий Мысовский.

Первый храм был построен на деньги прихожан в 1836 году. Деревянная Церковь во Имя Архистратига Божия Михаила имела в длину девять саженей, в ширину — пять саженей. Для совершения треб имелось серебряной посуды общим весом в шесть фунтов сто тридцать четыре золотника. Иконостас был пятиярусным, состоял из двадцати одной иконы. Службу несли священники: с 1841 года — Федор Войтов, с 1848 года по 1852 год — Спиридон Иванов.

Церковь действовала всего 13 лет: была уничтожена во время стихийного бедствия — пожара. После сгоревшего деревянного строения сельским обществом было решено строить храм из камня. Первую Соборную Книгу выдали в Астраханской Епархии 18 февраля 1877 года на имя Федора Кораблина и Григория Попова, но, по неизвестным причинам, она не сыграла особой роли в сборе средств. Вторая Книга была выдана в 1879 году на имя Алексея Аншакова и Матвея Тимофеева. Активную роль в сборе средств сыграл поступок Ивана Васильевича Галкина-Каверина, который выставил на площади барана и обратился к жителям села с просьбой добавить кто сколько может. В сборе денег участвовали все новые и новые активисты…

Началось строительство. Кирпич делали из местной глины, которую добывали из Коневой Ямы, расположенной недалеко от будущего храма… Храм возводили в течение семи лет.

До июня 1892 года храм именовался во имя Святого Михаила Архангела, как и предыдущий, уничтоженный пожаром. В то время в Енотаевском уезде было пять церквей во имя Святого Михаила Архангела. Харабалинцы решили быть отличными от других и подчеркнуть величие храма именем Святой Троицы. С 16 июня 1892 года храм был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. С этого времени в Астраханских Епархиальных ведомостях храм упоминается только под этим именем.

Новый храм состоял из двухэтажного основного корпуса, к которому примыкал кубический пятиглавый ансамбль, внутри размещался пятирядный позолоченный иконостас. Церковь имела пять престолов: во имя Святого Михаила Архангела, Святой Троицы, Успения Божией Матери, Крещения Господня. Пятый освящен не был. Купола храма были голубые, на куполах блистали позолоченные кресты. Стены храма с внешней стороны были выкрашены в белый цвет и имели узоры. Пол храма был выложен светло-желтой плиткой с узорами.

Главный колокол был освящен и поднят на колокольню в 1900 году, весил он триста семь пудов. Его благовест был слышен не только в близлежащей Тамбовке, но и в Сасыколях и Никольском. Среди сел существовало негласное соревнование по весу главного колокола. Колокол церкви Святой Троицы имел лидирующее первенство среди храмов Енотаевского уезда. До Пасхи служба шла на первом этаже — в теплой церкви, а позже — на втором, холодном этаже, вмещавшем до пятисот человек.

29 мая 1907 года в Харабали прибыл Астраханский епископ Георгий. Его встречал священник Троицкой Харабалинской церкви Яков Фаворский и огромная толпа прихожан. От пристани до церкви епископ шел во главе прихожан с пением молитв. Он был восхищен великолепием нового двухэтажного, кирпичного храма…

Храм строился при священнике Добросердове, последующие же службы несли: с 1882 года — Георгий Розанов, с 1888 года — Михаил Боровков, который собрал большую библиотеку, впоследствии переведен в Астрахань, умер в 1912 году; с 1888 года — Порфирий Робустов, который был Благочинным в течение двенадцати лет; после 1900 года — Яков Фаворский; награжден орденом Святой Анны третьей степени. С 06 июня 1913 года священником был Дмитрий Люстров. Вторым священником с 1907 года был — Иван Дубкль.

В истории храма был довольно редкий случай получения сана священника выходцем из простых крестьян. Было это в 1897 году: крестьянин Дмитрий Алимов окончил курс Астраханской духовной семинарии и ему было предоставлено место дьякона в Троицкой церкви.

В каждой сельской общине были прихожане, которые выделялись хозяйственно-деловыми качествами, честью, и активностью — они вели за собой народ. В попечительский совет церкви входили: Савелий Елизаров, Яков Кашинцев, Илларион Аншаков, Яков Германцев, Максим Гуляев, Артамон Немцов, Петр Янченков и др…

22 мая 1913 года харабалинцы были в трауре: они прощались со священником Яковом Гавриловичем Фаворским, который был удостоен захоронения у восточной стены храма Святой Троицы…

Решением оперативной «тройки» ОГПУ 22 сентября 1919 года был вынесен приговор о расстреле 22-х харабалинцев, среди которых был священник Люстров Дмитрий Иванович…

В 1934 году церковь была закрыта. Специально прибывшая из Астрахани бригада смывала золото с иконостаса, реквизировала серебряную утварь…

В 1937 году церковь была разрушена и вместо величественного храма долго лежали на Базарной площади груды кирпичей… Иногда среди развалин, в ночной тишине, раздавался плач человека, потерявшего опору в жизни — Церковь.

В моей памяти сохранился внешний вид храма и момент, когда ломали колокольню с помощью тракторов с длинными канатами; лестница, ведущая на второй этаж, и груда кирпича разрушенного великолепия…

Из книги Н.И. Декина «К истории Астраханской губернии». - М.: Спутник, 2010; с. 129-130, 135-139.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.