ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новые Дубяги. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Новые Дубяги. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:между приблизительно 1651 и 1834. возобновлена в 1834 .
Год утраты:приблизительно 1930 (перевезена в д. Блянск)
Адрес:
Псковская область, Гдовский район, деревня Новые Дубяги

Координаты: 58.533552, 28.373158 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX -  начала XX в. из фондов Музея при Российской академии художеств. (ГК № 41113553)<br>, Новые Дубяги, Гдовский район, Псковская область
Фото конца XIX - начала XX в. из фондов Музея при Российской академии художеств. (ГК № 41113553)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Автор фото - Булла Карл Карлович. Снимок конца XIX -  начала XX в. из фондов Музея при Российской академии художеств. (ГК № 41113579)<br>, Новые Дубяги, Гдовский район, Псковская область
Автор фото - Булла Карл Карлович. Снимок конца XIX - начала XX в. из фондов Музея при Российской академии художеств. (ГК № 41113579)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Обмерный чертёж Аплаксина А. П. начала XX в. из фондов Музея при Российской академии художеств. (ГК № 41112433)<br>, Новые Дубяги, Гдовский район, Псковская область
Обмерный чертёж Аплаксина А. П. начала XX в. из фондов Музея при Российской академии художеств. (ГК № 41112433)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Волохов
 
Дмитрий Волохов  3 апреля 2024

Село Дубяги, в 250 верстах от Петербурга, и в 50-ти от Гдова, находится при Дубягском озере, прежде называлось: „Выставка Дубяги, Прибужского погоста». Церковь явилась здесь не позже 1651 г., на что указывают надписи на колоколах и свидетельства писцовых книг. Впоследствии церковь поддерживал ктитор, губернский секретарь, Лев Егорович Детковский. Он в 1834 г. исправил и покрыл железом купол и колокольню, обил церковь снаружи тесом, а внутри обтянул холстом и выкрасил; в 1851 г., он же с прихожанами обновил иконостас; в 1858 году, усердием прихожан и священника, церковь обнесена каменною оградою, складенною „по деряге», и поставлены ворота, с 6-ю иконами, работы дворянина Михаила Григорьевича Шишковского. Эти иконы: Великомученика Георгия, Св. Николая, Господа Саваофа, Введения, Архистратига Михаила и Василия Великого. В 1863 г. часть церкви перекрыта, а в притворе устроена ризница, „выручка» и библиотека. До Введенской церкви существовала, в двух верстах отсюда, при «Ереховых Дубягах» церковь Рождества Богородицы.

Настоящая Введенская церковь деревянная, холодная, устроена „на кладушках каменья, в одном срубе с алтарем». Окна за железными решетками, красные; в алтаре – по одному, в церкви – по три на обе стороны, в притворе – одно. Прежде окна были меньше и частью были волоковые, частью закрывались внутри ставнями. Длина храма 11 саж., ширина 3 саж., а в боковых крыльях – 7, высота внутри 2 сажени, и под куполом – 3 сажени. Вышина колокольни со шпицем – 9 сажень. Кровля церкви на два ската, тесовая, а главный купол и колокольня – на 4 ската, глава круглая, покрыта железом и на ней – прорезной железный крест, четырехконечный, прикрепленный цепями. Пол церкви крашеный; солея – в одну ступень; клиросы обнесены деревянной решеткой. Иконостас – резной, вызолоченный, в 3 пояса. В нем иконы Св. Троицы, Знамения, Нерукотворенного Спаса, Введения, Св. Николая и Софии Премудрости Божией; в 2-м поясе – дванадесятые праздники, в 3-м – Образ Господа Вседержителя, а по бокам – Апостолы и Пророки. Престол сосновый. Антиминс священнодействован еп. Герасимом 30 июня 1878 г. В храме достопримечательны: 1) Евангелие в полулист, (М. 1688); 2) цветная минея, (М. 1695), изданная при великом князе Алексие Петровиче (?); 3) древние колокола с польскими и латинскими надписями38; 4) напрестольное Евангелие в лист, (М. 1872).

Из письменных документов достойны внимания: 1) три плана на землю. Первый озаглавлен: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Прибужского погосту, выставки Дубяги, писцовой церковной земли церкви Введения Пресв. Богородицы, владения той церкви священно-и церковнослужителей, межевания, учиненного в 1784 г., октября 22 дня, Гдовским первоклассным землемером, Матфеем Копьевым. По сему плану значится при церкви удобной и неудобной земли 20 десятин, 1902 квадр. сажени». На втором плане, с таким же заглавием, 1784 г., июня 11 дня, показаны „писцовые, отхожие, по р. Плюсе, покосы» 5 десятин 61 квадр. сажен, в 12 верстах от церкви. Этот покос составляет и ныне собственность церкви. Другая часть, не менее ? покоса нелишнего для причта, отрезана в казну и отдана «с оброка». Особый план на нее хранится в Прибужской церкви. Третий план озаглавлен: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Прибужского погоста, Выставки Дубяг, церковной земли церкви Рождества Пресв. Богородицы, отдаваемой из оброку от Гдовского уездного казначейства, межевания, учиненного 1784 года, июля 6 дня». Составлял план тот же Копьев. Эта земля, в 2 верстах от церкви, отдается ныне с оброка. 2) Опись церковного имущества со след. заглавием: „1780 года, августа дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской дух. консистории, ІІІелонской пятины, Залеской половины, в духовное правление, а из оного благочинному села Ктин, Кириллу Иоакимову, указа, Прибужского погоста, выставки Дубяг, церкви Введения Богородицы, образам, алтарной одежды и прочему».

Библиотека заведена в 1857 году. Приходорасходные книги хранятся с 1809 года, исповедные, обыскные и метрич. книги – с 1812 года.

Причт сперва состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Диакон был с 1816 по 1843 год. По актам известны священники: Михаил Тимофеев, служивший до 1784 года; Антоний Иоаннов, из здешнихъ дьячков, (1784–1809 г ); Иоанн Андреев, зять Антония (1809–1815); Стефан Иоаннов Липинский, лишенный в 1830 г. сана за проступки; Василий Иоаннов – до 1833 года, по кротости нрава скоро заслуживший уважение прихожан и перешедший на другое место; Георгий Иоаннов Власов, переведенный сюда из Вшели и уволенный за штат в 1856 году; Василий Васильев Лебедев, посвященный в 1856 году, ноября 27 дня, устроивший каменную ограду, ризницу, библиотеку и заведший дом для приходского училища. В феврале 1873 г. он переведен в Моцкий погост. Ныне служит Виктор Петров Благодатский, сын священника села Георгиевского (Луг. у.), состоящий с 1879 г. помощником благочинного.

До 1843 года причт пользовался ругою, доходами и землею. Руги собиралось в октябре на весь причт, до 2-х четвертей ржи и 10 четвертей разного ярового хлеба. Доходов за требы собиралось в год до 100 рублей. По штату 1843 года Дубягская церковь отнесена к 4-му классу и причту дается в год 320 р. сер., церковной земли считается 36 десятин, 2389 саж. Из них 20 дес., 1902 саж. находится у церкви, а 5 дес. 61 кв. саж. на р. Плюсе, в 12 верстах, на пустоши Голубихе. Треть церковной земли постоянно остается невозделанною; кроме того 11 дес., 426 саж. прирезано в 1784 от крестьян г-жи Хвостовой. Причт помещается в собственных домах. Дом для приходского училища построен в 1863 г. усердием крестьян Тупицынской волости.

Церковной суммы в билетах 4000 руб. В пользу причта имеются два билета: один в 300 р. по духовному завещанию г. Дедюлина и 1 во 100 р., г-жи Измайловой.

Соседние приходы: Прибужский, Полновский, Мишиногорский, Низовский и Музоверский. Из деревень здешнего прихода ближайшие к церкви Дубяги и Мышкино; от 3-х до 6-ти верст расположены: мыза Кильно, Гнильско, Загрязье, Бродино, Опалево, Степанско, Зимник, Блянско, Шипилино, Лукино, Иголдино, Бараново, Рылово, Княщино, Заозерье; от 7-ми до 9-ти верст: Некрытые Дубяги, Верховье, Заклинье, Тупицыно, Залюбовье, Зачеренье, Горы, Ржевка, Новоселье, Надозерье, Волочно, Горки, Зарогозно; в 15-ти верстах – Дуброшкино. По клировым ведомостям 1882 г., в здешнем приходе существует один погост, 4 мызы и 30 деревень; в них 296 дворов, 1115 д. м. п. и 1201 ж. п.

Из деревень стоят упоминания: 1) Дубяги – при Дубянском озере, помещиков Кошкаровых. Тут, говорят, было прежде кладбище; 2) дер. Шипилино, при озере Шипилинском в 4 верстах от церкви; тут также есть могильные холмы; 3) Тупицыно – в 7 верстах от церкви, с волостным правлением; 4) сельцо Лукино, Гдовской помещицы Софии Петровны Шавриной, перечисленное к Дубягскому приходу от Полновского в 1855 году; 5) сельцо Мышкино, на месте прежней деревни Мышкина, крестьяне которой разбежались от жестокого обращения помещиков; 6) дер. Волочно с деревянною часовнею во имя Покрова и Георгия, перечисленная от Полновского прихода; 7) дер. Жеребятино с часовнею во имя Св. Троицы; 8) дер. Блянско с часовнею во имя Св. Димитрия и с винокуренным заводом, в 6 верстах от церкви; 9) Надозерье с часовнею во имя Св. Николая; 10) Ереховы Дубяги в 2 верстах от церкви; тут прежде был храм во имя Рождества Богородицы; 11) дер. Горки; жители делают решета и лубья для пряжи; 12) дер. Рылово, графа Коновницына; крестьяне делают ведра и кадки; в роще за деревней есть камни, называемые «старыми пустыми могилами»; 13) дер. Загеренье, гонят смолу; в версте от деревни есть старое кладбище, могилы которого обложены камнем.

Сельские праздники: Введению во Храм празднуют Дубяги, Бродино, Зарогозно и Рылово; Покрову – Верховье, Заклинье, Тупицыно, Заозерье и Волочно; Св. Николаю – Степанско, Гора, Ржевка, Заозерье, Надозерье; Троице – Гнильско, Зарогозно; Архистратигу Михаилу – Новоселье; Св. Димитрию – Блянско.

В церкви обыкновенно бывает от 15 до 50 человек. В храмовой праздник – до 500; от 100 до 300 в праздники Пр. Илии, Петра и Павла, Св. Николая, Рождества Предтечи и Великомученика Георгия.

Грамотность стала развиваться с 1860 года, когда стараниями священника, начали учиться несколько крестьянских мальчиков. В 1864 г., мировой посредник Шлегель и волостной старшина Борис Тарасов выстроили школу в Дубягах, а в 1872 году тот же посредник перевел школу в Тупицыно. На школу вносилось по 10 копеек с ревизской души. Когда же крестьяне не стали вносить денег, школу закрыли, а в 1879 году продали и самое здание школы.

Крестьяне уходят на заработки, или возят дрова и бревна, делают кадки, ведра, гнут лубья, гонят смолу и деготь, ловят раков.

С 1864 года открыт почтовый тракт из Гдова на станцию Белую и в деревне Тупицине устроена почтовая станция.

Из озер более значительны: Надозерское, Опаловское, Дубровенец, Узьмино, Шипилино, Стрешнево и Михеево. В озерах водятся щуки, окуни, плотва, язи, щеберы, налимы и ерши. Рыболовы приходят с Чудского озера. Значительные реки: Плюса, Желча и Люта.

Из суеверных обычаев достойны упоминания следующие: на Новый год льют олово, слушают у церковных дверей, по подоконникам, спрашивают у прохожих имена; на 27 июня, злые люди ворожат по чужим полям, делают „заломы”; холостяки и девицы, отправляясь на этот день в баню, вплетают в новый веник цветок «Иван да Марья» как условие вступления в брак; на ночь втыкают цветы в стенку избы; в Вел. Четверток набирают по лесам травы и втыкают в стены, как предохранение от падежа.

Браки39 большею частью устрояются зимой. Сватовство начинается с Рождества и, начав его, стараются скорее кончить, из опасения «порчи». В день сватовства жених и сват отправляются, втихомолку, в дом невесты, ведут разговор с приличными намеками, причем – жених и невеста представляются как лица, мало знакомые. Ответ сперва бывает нерешительный. После справок о состоянии жениха, невеста дает наказ жениху явиться для окончательных переговоров. Получив согласие, жених подвязывает позвонок к дуге, вывешивает покрывало в санях и, с отцом и с матерью, едет в дом нареченного тестя, со своим вином и закуской. Здесь, при соседях и родственниках, происходит взаимное отдаривание и поздравление. Когда к невесте подойдут родители ее, с рюмкой вина, невеста кланяется им в ноги, и умоляет дорожить ее судьбой. Потом жених подносит ей вино, и она благодарит его и целует. При отъезде жениха невеста дарит ему платок. Просватанная невеста с подругами каждодневно выходит на улицу и с причитаниями, кланяется на перекрестках на все четыре стороны. Гости, приглашенные в день брака, дарят невесте деньги.

Пред отъездом к венцу, гости, в домах жениха и невесты, «отсиживают стол», поздравляют жениха и невесту и дарят их деньгами. После стола, жених, благословенный родителями, отправляется, с поезжанами, за невестой. Необходимыми лицами в поезде считаются: отец и мать крестные, и двое дружек. В доме невесты жених садится за стол, угощает вином родных ее, а от них получает подарки, приветствия и поцелуи. Последняя чаша наливается невесте, скрытой за занавеской и отсылается ей чрез крестную мать жениха. Девицы, окружающие невесту, требуют от крестной матери невесте – гребень, а себе – пирог. Потом жених и невеста, выводятся, покрытые, на средину избы. Получив благословение родителей, они целуются и едут в церковь на одних санях. Впереди едет дружка и очищает дорогу; всем встречным жених и невеста кланяются в пояс. За ними мчится весь поезд и сзади везут сундук с имением невесты. Молодые входят в церковь в шерстяных перчатках, а невеста – покрытая платком, и если она сирота, то – с распущенною косою. После венца молодых вводяд в чей-либо дом на погосте; молодая переплетает косу на две, повязывает повойник и подводится к жениху, которому низко кланяется, а тот ее целует. Потом едут к жениху. Родители жениха встречают молодых на дворе, благословляют, вводят в дом и сажают за стол. Молодые садятся против двери, а на стене за ними ставится икона с зажженною свечею. Во время обеда молодых поздравляют гости, при чем имя поздравляющих возглашает дружка. Молодые не едят ничего, а только кланяются поздравителям. Они обедают отдельно, в особой избе, иногда – в подвале, или в хлеве. Есть должны одной ложкой.

После стола дружка, с кнутом в руках, отводит молодых в постель. Ударив кнутом по подушке, дружка ложится на постель сам. Молодые кланяются ему до земли, дарят его деньгами и просят уступить постель. Когда тот сойдет, муж садится на постель, а жена снимает с него сапоги. Потом муж укладывается на постель, а жена стоит подле и ждетъ приглашения.

При погребении соблюдается следующее: безнадежно больной полагается под образа, с возженною свечею. Усопший, по омовении, полагается на доску, выносится в другую избу, или в часовню. На третий день усопший полагается во гроб и, отвозится на погребение. В день похорон, в сороковой день, и в годичное поминовение приносится в церковь кутья из вареного жита с меловой сытой и пирожки. Над кутьею, и над могилою служится краткая лития. При погребении бросают в могилу гроши и копейки.

Приходских кладбищ два. Одно старое, при церкви, другое новое, отведенное в 1873 году. За погребаемых при церкви вносится от рубля до трех; на новом кладбище погребаются даром.

Кроме часовенъ, упомянутых по деревням, есть еще деревянная часовня во имя Покрова, в Верховье, бывшем имении г. Дедюлина, выстроенная крестьянином Иваном Федоровым. В 1882 году она обновлена и вновь освящена.

Попечительство открыто 20 июня 1872 года. Прежде председателями его были: священник Лебедев, а после него – титулярный советник Михаил Григорьевич Шишковский; с 1881 года председателем стал отставной подпоручик Кашкаров. Попечительство собирает деньги на построение нового каменного храма.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 9 (1884)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.