ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хлопков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Хлопков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:не позже 1890. В 1918 обращена в костёл; в 1925 реконструирована.
Архитектор:В.И. Сычугов
Адрес:
08-210 Польша, Мазовецкое воеводство, Лосицкий повят, дер. Хлопков (Chlopkow)

Координаты: 52.260548, 22.87777



По идентичным проектам построены:

Церковь Георгия Победоносца (1889-1890) в дер. Гостыня Хрубешувского повята Люблинского воеводства 

Церковь Иоанна Предтечи (1888-1891) в дер. Косынь Влодавского повята Люблинского воеводства 

Церковь Петра и Павла в дер. Сосновица (1891-1894) Парчевского повята Люблинского воеводства 



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1910-х годов из приходского архива<br>, Хлопков, Мазовецкое воеводство, Польша
Фото 1910-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
22 августа 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  20 марта 2024

Истоки дер. Хлопково относятся к середине XV века, хотя следует помнить, что местное поселение появилось в XII веке в раннесредневековой крепости, расположенной недалеко от церкви на реке. В самых старых письменных исторических источниках говорится, что в 1442 году великий князь литовский Казимир Ягеллончик из поместья Мельник подарил королевское владение Хлопково камергеру Станиславу Млечко, герб Корчака. В 1512 году король Сигизмунд Старый подтвердил этот дар Миколаю Немире, герб Гоздавы - старосте Мельника.

Был ли в то время в Хлопково приход? Ведь это было время формирования приходской сети в Подляском воеводстве. В этой местности уже существовали приходы западного обряда: Сарнаки, Русков и Гурки, а также приходы восточного обряда: Корница, Хотыче. Однако обстоятельства создания крестьянского прихода документально не зафиксированы. Однако достоверно известно, что после заключения Брестской унии в 1596 году здесь стояла греко-католическая (униатская) церковь.

Первую православную церковь, вероятно, основал Николай Кишка, герб Домбровой - староста Дрогицкого. Чуть позже в литовских судебных протоколах появилось имя священника, т.е. крестьянского священника - Павел Сосновский. Первая деревянная церковь сгорела из-за удара молнии в 1702 году. Еще одна, церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена два года спустя. Однако после Северной и Семилетней войн, а также после смерти коллекционера Седлницкого он был разрушен, не отремонтирован и приходил в упадок. Поэтому в 1787 году с нуля был восстановлен еще один, деревянный униатский храм, оснащенный иконостасом и органом.

Среди приходских священников, т.е. приходских священников Крестьянской униатской церкви, следует упомянуть о. Леон Козминьский (дедушка более позднего Блаженного Хонората) и последний приходской священник о. Людвик Калинский. За отказ удалить «латинян» из храма он был заключен царскими властями в Петркув-Трыбунальский, где и умер. Его достижением является создание в 1853 году нового погребального кладбища, которое служит приходу и по сей день. Самая старая сохранившаяся православная могила датируется 1890 годом. Тогда был построен первый кирпичный приходской дом, а еще один был построен более 140 лет спустя благодаря усилиям о. Анджей Якубович.

После ликвидации Унии в 1875 году греко-католический приход в Хлопкове был преобразован в православный. Для прихожан, желавших сохранить веру своих отцов, начались дни мучений и религиозных притеснений, а также усиление русификации верующих. С этой целью православные церковные школы действовали под руководством православного духовенства в Хлопкове, Остроменчине и Пучице. Чтобы иметь возможность принять таинства, униаты собирались, в том числе, в лесах, где их вели так называемый связные – люди, пользующиеся доверием верующих и священника.

В 1890 году по распоряжению царских властей существующий униатский храм был снесен. На его месте было построено кирпичное здание в византийском стиле по плану греческого креста по проекту арх. Виктора Сычугува. Из снесённой униатской церкви были построены квартира для церковных служителей и часовня на погребальном кладбище.

Когда в 1905 году был издан Орден толерантности, большая часть верующих присоединилась к Римско-католической церкви в Гурках и Сарнаках, о чем свидетельствуют записи в книгах новообращенных (Liber Conversorum). Только Первая Мировая война положила конец православию. Тогда и последний православный приходской священник, и немецкая армия отобрали у храма ценные картины, органы и колокола.

Ровно через месяц после восстановления независимости в соответствии с постановлением епископа Генриха Пшеждецкого 11 декабря 1918 года храм был реанимирован, т. е. возвращен верующим и примирён. Этот литургический чин, восстанавливающий его сакральный характер, выразился в его освящении, которое совершил 26 декабря 1918 года о. Юзеф Коценцкий, декан и приходской священник Гурецкого. С тех пор услуги возобновились. Верующим этого было недостаточно, они приложили усилия для создания прихода.

В конечном итоге епископ Генрих Пшеждецкий принял решение о создании прихода в Хлопкове указом от 27 марта 1920 года. В нем мы читаем, что «для духовного блага последователей Христа мы объявляем, что 15 апреля 1920 года мы основываем приход, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы».

В 1925 г. был произведён ремонт крыши и башни костёла со снятием византийского купола после продажи приходского дома. 10-11 апреля 1966 г. внутри костёла произошёл пожар.

Первым администратором прихода был викарий из Янува-Подляски, кармелит о. Зигмунт Урбан. Также был создан первый Церковный надзор (нынешний Приходской совет). Первым органистом был Мацей Мазуркевич, а церковным органистом - Михал Стерничук. В недавно созданном приходе насчитывалось около 600 верующих. Под руководством сменявших друг друга приходских священников религиозная жизнь продолжает развиваться и по сей день во славу Божию и людям.

Источник: https://m.niedziela.pl/artykul/149822/nd/100-lat-parafii-w%C2%A0Chlopkowie



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.