ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Станиславово. Церковь Александры Римской.

Cerkiew prawosławna Św. Aleksandry w Stanisławowie


Станиславово. Церковь Александры Римской
Церковь. Действует.  
Престолы:Александры Римской
Год постройки:1935.
Архитектор:Б. Левандовский
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Польша, Мазовецкое воеводство, Станиславово 05-180 Pomiechówek, w. Stanisławowo 20

Координаты: 52.460537, 20.720521



Церковь Александры Римской, Фото 1934 г. Польская национальная электронная библиотека<br>, Станиславово, Мазовецкое воеводство, Польша
Фото 1934 г. Польская национальная электронная библиотека
Т.
1 января 1934
Церковь Александры Римской, фото 1900- 1915 с сайта http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-meczennicy-aleksandry/ Предыдущая церковь 1846 (года постройки)<br>, Станиславово, Мазовецкое воеводство, Польша
фото 1900- 1915 с сайта http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-meczennicy-aleksandry/ Предыдущая церковь 1846 (года постройки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1915
Церковь Александры Римской, фото 1900- 1915 с сайта http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-meczennicy-aleksandry/ Предыдущая церковь 1846 (года постройки)<br>, Станиславово, Мазовецкое воеводство, Польша
фото 1900- 1915 с сайта http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-meczennicy-aleksandry/ Предыдущая церковь 1846 (года постройки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1915
Церковь Александры Римской, фото 1900- 1915 с сайта http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-meczennicy-aleksandry/ Предыдущая церковь 1846 (года постройки)<br>, Станиславово, Мазовецкое воеводство, Польша
фото 1900- 1915 с сайта http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-meczennicy-aleksandry/ Предыдущая церковь 1846 (года постройки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  30 ноября 2023

Нынешняя церковь была возведена в 1937-1938 годах на месте предыдущей, в период, когда на Подлясье и Холмщине продолжалась акция разрушения церквей или их замены католическими церквями. Его существование является доказательством возможности принять сложную историю и интегрировать разрозненные культуры.

Появление православной общины в окрестностях Нового Двора Мазовецкого и Закрочимия следует искать в ситуации, сложившейся в конгрессном Королевстве после падения Ноябрьского восстания. При наместнике Иване Паскевиче произошла постепенная ликвидация автономии Царства Польского. Выражением русского владычества должны были стать вновь возведенные крепости Варшава, Демблин (Иваногород) и Брест, а также переименованная в 1834 году в Новогеоргиевск и расширенная крепость Модлин.

В 1837 году было принято решение заселить окрестности Модлина русскими "правительственными владениями". Колонисты решили поселиться частично на казначейских землях, а частично на ранее частных землях, приобретенных путем покупки или обмена. Было основано 5 колоний, крупнейшей из которых была Александрийская колония (с 1924 года - Станиславово), насчитывающая 25 усадеб. Другие - это Константиновская колония (12 загонов), Косовка (10 загонов), Щепирна (20 загонов) и Закрочимская колония (7 загонов). Каждая поселенческая семья получила 10 десятин земли (ок. 11 га), деревянные дома в русском стиле, хозяйственные постройки, сельскохозяйственные орудия, бытовая техника и запасы продовольствия, позволяющие выжить до получения собственного урожая.

Первые прибывшие были из Псковской губернии и имели эстонское происхождение. Они принадлежали к этнографической группе Сету и до сих пор занимались рыболовством, а не сельским хозяйством, что повлияло на дальнейшую историю колонии – первоначальные экономические неудачи, реэмиграцию некоторых из них и фактическую полонизацию большей части остальных.

Колонии были отнесены к гарнизонному приходу на территории крепости в Модлине, где с 1836 года функционировала церковь Святого Георгия Победоносца. Однако поселенцы не проявили должного - по мнению властей-религиозного рвения. Правительство Польского Королевства сочло необходимым построить для них отдельную церковь. Ее проект был поручен Яну Якобу Гаю. Его одобрил сам царь Николай, и во время визита в Варшаву в 1840 году Александрийская колония была выбрана местом строительства.

В 1844-1846 годах была возведена кирпичная церковь, покровительницей которой стала святая Александра мученица. Строительство и оснащение пятикопольной кирпичной церкви на площади с выделенной в твердом виде апсидой и аркадными украшениями фасадов обошлось более чем в 30 тыс. руб. Церковь сопровождалась отдельно стоящими воротами-колокольней на восточной стороне. Церковь была огорожена стеной с воротами на западной стороне. Приход святой Александры тогда насчитывал около 400 верующих.

После январского восстания (1863-1864 гг.), в ходе которого подтвердилась правота идеи колонизации территорий вокруг крепости, поскольку здесь не происходило повстанческих действий, - последовало усиление русификационной политики и ликвидация административной обособленности Королевства. Продолжалось русское поселение в окрестностях Новогеоргиевской крепости, но меньшими затратами средств. Новыми поселенцами в деревнях Брониславка, Галахи, Косево, Новый Модлин, Помехово и Вымыслы обычно освобождались от службы солдаты. Частично они заменили первых поселенцев, уехавших тогда в Россию. В 1869 году в колониях в окрестностях Модлина насчитывалось 525 приверженцев православия, а в 1874 году – 637.

С оттоком поселенцев, которые не смогли приспособиться к местным условиям, последовал процесс полонизации колоний – как путем выкупа ферм, так и путем смешанных браков. К 1875 году было продано 26 ферм. К концу XIX в поселенцы, освоившие новые для них методы ведения хозяйства, также переняли материальную культуру, язык и обычаи польских соседей. Тогдашний настоятель Василий Торский писал, что от местных крестьян-поляков русские колонисты отличаются лишь большей открытостью, добродушием и привязанностью к православию. В 1894 году в приходе было 1056 верующих.

Попытка предотвратить полонизацию была издана в декабре 1875 года постановлением Министерства внутренних дел, запрещающим колонистам продавать и сдавать землю в аренду лицам, не являющимся православными конфессиями. Согласно этому постановлению, пользователи земли в колониях, отличных от православных конфессий, после 1895 года должны были „отдать или отдать” ее лицам православных конфессий. Во второй половине XIX века отмечен в колониях около 270 обращений в православие.

В 1907 году площадь прихода была увеличена, в результате чего число верующих превысило 1300 человек.

Перед наступлением Центральных держав весной и летом 1915 года царские власти предприняли широкомасштабную эвакуацию, в которую также входило православное духовенство. В ее составе выехал вместе с частью верующих настоятель Николай Карпович. Однако большинство верующих остались.

В августе 1915 года во время нападения немцев на крепость в Модлине была сильно повреждена церковь, спроектированная архитектором Яном Якубом Гаем (прим. - "История белорусского искусства: в 6 томах". Том 3, с. 280). Крыша была повреждена, а своды восточной части, вероятно, рухнули внутрь храма.

В декабре 1918 года Указом Главы государства Юзефа Пилсудского все имущество, принадлежащее российскому государству, включая имущество Русской православной церкви, было передано в казну польского государства. Церковь в Александрийской колонии (название села на Станиславово было изменено 19.07.1924) польские власти захватили ее как государственное имущество в виде стен, без оборудования, которое осталось под завалами.

Уже в 1919 году оставшиеся на месте православные верующие начали усилия по восстановлению пастырской опеки. Ставя власти перед свершившимся фактом, они избрали настоятелем преподобного Александра Богачева, вернувшегося из России после окончания войны, и просили его назначить. Их количество (неполные данные позволяют оценить его около 600-700) обосновала необходимость создания прихода, о чем просили Войт гмины Покихово и староста Варшавского уезда, а также власти православной церкви.

В 1922 году митрополит Георгий предложил снести разрушенную церковь Святой Александры и построить из полученных материалов меньшего храма и приходского дома. Министерство религиозных конфессий и общественного просвещения утверждало, что бывшие колонии находятся слишком близко к соборному приходу Святой Марии Магдалины в Варшаве, к которому они были присоединены. В 1920-е гг. прибывшие из нее священники проводили богослужения в приходском доме. Разрушенная церковь в 1927 году была снесена.

20 июня 1930 года Министерство религиозных конфессий и общественного просвещения согласилось создать приход, обязав местных жителей предоставлять жилье и содержание священнослужителю. В октябре 1932 года обязанности пастора взял на себя отец Ян Сайчук.

12 сентября 1933 года в Варшаве встретились представители органов местного самоуправления, церковной иерархии и станиславовского прихода „которые заключили следующее соглашение: "районный отдел Варшавского Сеймика после сноса здания церкви оставит на площади для нужд строительства нового молитвенного дома в деревне Станиславово 45.000 штук кирпича, а также 4 внутренних столпа церкви, не отобранных до высоты 6 м. В случае, если при сносе будет получено большее количество кирпича, чем 450.000 штук, районный отдел обязан оставить на площади 10% этого кирпича / из количества более 450.000 штук / и 5% половин. Несмотря на вышесказанное, уездный отдел обязуется оставить на месте в распоряжение приходских властей следующие предметы и материалы: 1 / железные входные ступени, 2 / внутренние Тамбери, 3 / терракотовые плиты от главного алтаря, 4/ асфальтовый пол, 5 /церковное оборудование, как это: иконостас, шкафы, перила, кресты от куполов и 2 купола небольшие целиком/ насколько это возможно/, 6/ окна и двери, 7/ 5 м3 деревья от сносов связей, 8 / 50 ковчегов. кровельный лист, 9 / деревянная лестница для колокольни. Окружной отдел также предоставит приходу проект молитвенного дома для утверждения и будет осуществлять назначенные им профессиональные лица технический надзор за строительством.”

Источник: https://zabytek.pl/pl/obiekty/stanislawowo-cerkiew-prawoslawna-pw-sw-aleksandry


Т.  30 ноября 2023

Проект новой гораздо меньшей церкви был разработан в 1934 году архитектором Богданом Левандовски. Он предусматривал использование оставленных столбов купола, который был заменен высокой шатровой крышей, увенчанной небольшим луковичным шлемом. Он также предусматривал нереализованную колокольню, примыкающую к церкви на южной стороне. Применяемые стилистические формы устраняли любые ассоциации с традиционной для Российской Империи сакральной архитектурой. Был построен скромный храм, предназначенный исключительно для религиозных нужд.

Разрушенная церковь была снесена в 1935 году. Строительные работы продолжались в 1937-1938 годах. Вероятно, из-за проблем с финансами колокольню не возводили. На момент начала Второй мировой войны церковь не была полностью закончена. Вероятно, из-за разрушения иконостаса из первоначальной церкви сюда был перенесен иконостас из захваченной католической церковью богослужебной церкви Святого Георгия (ныне не существующей). Освящение было сделано только после войны.

Во время Второй мировой войны были повреждены крыша и передняя стена недавно построенной церкви. Однако не разрушение храма было самой печальной утратой Станиславского православного прихода. После вступления Красной Армии большинство верующих были насильственно выселены в СССР. Немногим из вывезенных удалось вернуться в последующие годы.

Согласно докладу Варшавского Деканального округа в 1951 г. она насчитывала 120 прихожан (около 20% довоенного состояния), и ее поддерживал отец протоиерей Всеволод Лопухович. В результате усилий Варшавских православных иерархов и других верующих в 1958 году приход был возрожден, а настоятелем стал отец Владимир Курпьянович. В 1960-е гг. богослужения собирали в Станиславской церкви значительные группы верующих, приезжавших иногда из отдаленных окрестностей и не обязательно связанных с русским поселением XIX века на этих территориях. В последующие годы эта группа неуклонно сокращалась. В начале 1970-х гг. заменено покрытие крыши. Также велись небольшие работы в интерьере. Сокращающийся приход не смог провести более серьезный ремонт.

В 1991 году на территории, принадлежащей церкви, был открыт возведенный в 80-х годах. Православный дом престарелых "Вифания", функционирование которого способствовало улучшению положения прихода – как путем снабжения его многочисленной группой верующих, так и средствами на реставрацию храма. Тем более что местных прихожан осталось всего несколько семей.

За последние 25 лет храм был полностью отремонтирован. Были осушены и закреплены фундаменты и стены церкви, окрашены фасады, отремонтирована ферма и заменено покрытие крыши и центрального купола. В 2014 году на углах были добавлены небольшие купола, относящиеся к первоначальной церкви, и вся крыша была позолочена. Изменения произошли и в интерьере. На нач. л. 90. Пол был покрыт терракотовой плиткой. Во время ремонта в 2014 году были обнаружены остатки оригинальных фресок. В этом же году был восстановлен иконостас. Отреставрированный храм был освящен в мае 2016 года. Церемонию возглавил Его Преосвященство преподобный Савва митрополит Варшавы и всей польской

В 2018 году в результате шторма обрушилась отремонтированная в 2001 году ворота, являющиеся остатками забора первоначальной церкви. В 2018-2019 годах интерьер церкви был покрыт фресками сербского художника Милоша Мирковича. В 2019 году церковь была частично огорожена.

Нынешняя церковь была возведена на месте предыдущего храма из кирпича, датируемого его сносом. Установленный на квадратной проекции, он занимает центральную часть первоначального здания-его углы-оставленные столбы, поддерживающие купол. С запада к нему пристроили небольшой крыльцо. В восточной части интерьера, за разделяющим их иконостасом, по бокам выделены 2 комнаты, между которыми находится псевдоабсида, вмещающая алтарь.

Одноэтажное здание с очень скромными оштукатуренными фасадами было покрыто 4-ступенчатой крышей, увенчанной луковичным куполом с православным крестом. Во время последнего ремонта крыши купол был помещен на тамбур (барабан), увеличен и изменен по форме. Также были добавлены купола на тамбурах по всем углам-в предположении они должны напоминать форму первоначальной церкви.

Все фасады 3 смелые, углы акцентированы гладкими лизенами и все это окружает простой коронованный карниз. Передний (западный) фасад, а также Северный и Южный боковые фасады в верхней части имеют по 5 больших, закрытых аркой окон. Передний фасад акцентирован хрупким, увенчанным тимпаном с прорезью ослиного хребта, над которым расположены 3 окна. 2 других были размещены на осях его боковых полей. Ритм окон боковых фасадов соответствует расположению интерьера - по 2 в Западной и центральной частях (Неф) и по 1 в Восточной. В восточной части северного фасада есть вход в ризницу восточный фасад имеет только высоко расположенный небольшой Окулус на оси.

Скромное здание скрывает величественный интерьер, покрытый в центральной части псевдосклепом, а вокруг-подвесными потолками. Около 1/4 длины Церкви с восточной стороны была отделена необарочной, образованной пополам. XIX в. иконостас, происходящий из несуществующего храма Святого Георгия в богомольской крепости. Разделенный на покои резными позолоченными колоннами на выступающих цоколях и увенчанный выступающим карнизом однорядный иконостас содержит иконы: Святого Николая, Архангела Гавриила, Богоматери (слева от царских врат), Христа, Архангела Михаила, Святого Георгия Победоносца и св. Александры (справа от царских врат). В резных и позолоченных Царских вратах помещены сцена Благовещения и изображения евангелистов. Над Царскими вратами находится икона Тайной Вечери, а в венце-икона и крест. Покровительственная икона, изображающая Святую Александру Императрицу и мученицу, была создана в последние годы.

Стены, потолки и псевдослепление покрыты современными фресками, повторяющими традиционную иконографическую схему с Христом Пантократором в центральной части, Богородицей в алтарной части, рядами святых и пророков и окружающими храм сценами из Нового Завета, иллюстрирующими историю спасения. Перед иконостасом стоят столики с иконами и справа - расписное распятие.

Западную часть интерьера занимает музыкальный хор с металлическими перилами, к которому ведет чугунная винтовая лестница. На боковых стенах висела и устанавливалась на полках коллекция икон, в состав которой входят как иконы XIX века, относящиеся к предыдущей церкви и кладбищенской церкви, так и пожертвованные верующими современные произведения. В каталоге памятников перечислены иконы: Богоматери вечной помощи, Троицы и Смоленской Богоматери. Из первоначальной церкви также хранится в ризнице мемориальная доска в память о визите царя Александра III с семьей в 1884 году.

Доступность объекта для посетителей. Несколько ограниченно - в общем заборе с домом престарелых.

Источник: П. Агата Клочко, группа по реестру и записи памятников, 05.2023 г.

https://zabytek.pl/pl/obiekty/stanislawowo-cerkiew-prawoslawna-pw-sw-aleksandry



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.