ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Колголемо. Церковь Иоанна Милостивого.

Иоанновская церковь


Колголемо. Церковь   Иоанна Милостивого
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоанна Милостивого
Год постройки:не ранее 1870.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Ленинградская область, Волховский район, деревня Колголемо

Координаты: 60.303649, 33.218684



Церковь   Иоанна Милостивого, План, фасад, разрез (Шустов С. Л.), 1867 г. Госкаталог 50380147. Из собрания Государственного Эрмитажа<br>, Колголемо, Волховский район, Ленинградская область
План, фасад, разрез (Шустов С. Л.), 1867 г. Госкаталог 50380147. Из собрания Государственного Эрмитажа
Оксана Мельникова
1 апреля 1867



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Егор Фальков  19 марта 2024

Село Колголема находится в 208 верстах от Петербурга и в 60 от Ладоги; название села Корельское. А что жили здесь корелы, видно из названия одной деревни «Корельская новая весь». В межевой книге владений помещика Зотова, за 1782 год, упоминаются другие названия Колголемы, как то: «Сельцо Колголема; пустошь Курагина, Антушово, Самкиничи, сельцо Новый Наволок» и пр. Ныне Самкиничами называется одно пахатное поле, на правом берегу реки Паши, близь Колголемы. Село стоит на левом берегу р. Паши и, обтекаемое рекою, расположено как бы на острове.

На доске, между 2 и 3 ярусами иконостаса, написано, что храм здешний, во имя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, построен при царе Федоре Алексеевиче, при патриархе Иоакиме и при Новгородском митрополите Корнилии. Потом, как видно из указов духовной консистории от 1807 г., за №№ 561 и 1753, здесь пристроен теплый придел Богоявления Господня. Но прежде нынешнего, деревянного храма, был здесь другой храм, сгоревший, по сказаниям стариков, около 80 лет тому назад. На это есть следующие доказательства: 1) В нынешнем храме сохранились, от прежнего, ветхие, царские двери, стоящие на месте запрестольного образа в Богоявленском приделе; о них в церковной описи 1843 г. сказано, что они вынесены из сгоревшей церкви. 2) В этой же церковной описи указан год, когда сгорела церковь, именно 1792 г. 3) В межевой книге владений г. Зотова, за 1782 год, на странице 21, говорится: «учинена межа, вновь вырезанной, церковной земли, положенной пропорции, к церкви Богоявления Господня, для довольствия села Колголемы, священно и церковнослужителям».

Наконец есть доказательства, что до нынешнего храма, во имя Иоанна Милостивого, был здесь другой храм в тоже наименование. На вересовом кресте, хранящемся в церкви, написано: «Освятися храм Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже во Святых отца нашего Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского, при благоверном царе и великом князе Федоре Иоанновиче, всея Руси, и преосвященном патриархе Иове, и преосвященном митрополите Варлааме Великого Новаграда и Великих Лук, лета 7101 (1593) месяца генваря, в 7 день, на собор святого и славного Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, а освятил сей храм Введенского монастыря игумен Афанасий, с Ояти реки, с острова».

Итак, храм во имя св. Иоанна существует здесь уже около 300 лет. Построенный в 1593 году, храм был первоначальный. Это видно из писцовых книг 1582–3 годов, где, при описании Рождественского погоста на Паше, упоминается деревня Смикиничи, где про погост ничего не говорится, тогда как о деревне Хмопинь (ныне Шижнема) сказано: «с деревянною церковью Честного Креста Господня».

Нынешний храм – деревянный, посвящен св. Иоанну Милостивому, с приделом Богоявления. Антиминсы обоих престолов освящены митрополитом Григорием. На главном – 1858 года, июня 8, на придельном – в 1857 году, августа 11. О нынешнем храме здешний помещик Зотов рассказывал, что помещик Колычев построил его в честь св. Иоанна Милостивого потому, что икону этого угодника он нашел во время своих походов и хранил ее, как драгоценную святыню. Храм построен из бревен толстой, рудовой (красной) сосны. Придел устроила помещица Варвара. От нее же, а также и от мужа ее, Захарии Зотова, пожертвованы в церковь ризы и богослужебные книги.

В храме досторимечательны: 1) Икона Христа Спасителя, седящего на престоле. Серебряная риза на ней, весом 10 ф. 81 зол., устроена усердием прихожан в 1861 году. 2) Икона св. Иоанна Милостивого, одинаковой меры с иконою Спасителя. Серебряная риза на ней, весом 9 ф. 17 зол., пожертвована здешним заштатным священником Петром Ивановым, в 1858 году. 3) Икона Пресвятой Богородицы Тихвинской; риза на ней, весом 6 ф. 93 зол., пожертвована, в 1858 году, помещиком Захариею Зотовым. 4) Старинные Царские врата, упомянутые выше. 5) Картина Страшного суда, с следующею надписью: «1716 года написан святый образ в церковь св. Иоанну Милостивому, по обещанию рабов Божиих Иоанна Ларионова, да Акима Лазарева, на поклонение всем православным христианам». 6) Дарохранительница, серебропозлащенная, весом 2 ф. 41 зол., и старинные венцы, из белой жести, с священными изображениями. 7) Древние богослужебные книги, как то: Евангелие 1701 года и месячные минеи 1692 года. На сентябрской минее написано: «Сия книга, глаголемая минея месяц сентемврий, Богоявления Господня, да Иоанна Милостивого, куплена на церковные деньги». 8) Колокол, весом 51 п. 21 ф., с изображением Божией Матери с Иисусом Христом и св. Николая Чудотворца.

В настоящее время в Колголеме есть уже новый деревянный храм, также во имя Иоанна Милостивого, построенный в 1869–70 г. архит. Набоковым, на сумму в 12,230 р. 56 к. сер. Кроме церковных денег 4,114 р. на постройку жертвовали разные лица, как то: капитан-лейтенант князь Николай Петрович Мышецкий, гвардии ротмистр Захар Конст. Зотов и С.-Петербургский купец Илья Федулович Громов. Церковь освящена 8-го июля 1871 года, благочинным, священником Львом Быстреевским.

В церкви хранятся: план церковной земли и межевой журнал. Метрические книги существуют с 1803 года.

До 1843 года причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня; в 1843 году вакансия диакона уничтожена. Из прежних священников известны: Никита Борисов, Григорий Иванов († 1826 года), Федор Рыбин, сын Григория Иванова, в 1826 году перешедший на другое место; Гавриил Николаев († 1838 года); Тимофей Лавров, поступивший в 1838 году и в том же году перешедший в Гостинополье; Петр Иванов, уволенный в 1854 году за штат; Александр Гостинопольский, поступивший в 1854 году. Священник Петр Иванов имел камилавку за обращение многих прихожан из раскола и за спасение церкви от пожара, бывшего в Колголеме в 1843 году. Александр Гостинопольский завел при церкви училище. С 1874 года священствует Александр Листов.

До штатов причт содержался сбором осенчины, петровщины и крестовиков. Во время обхода деревень в Пасху получал по гривне меди с души – в виде платы за исповедь; подобные же сборы делались в Рождество и Крещение; за поминовение иногда давали корову, или теленка. С 1843 года причт, по 4 классу, получает в год 333 р. 20 к. Прочие средства содержания сократились. Петровшины собирается 1 пуд масла и 100 яиц, на весь причт. Денежного дохода получается в год около 350 рублей сер. Капитал церковный простирается до 600 р.

Земли церковной 36 дес. Из них пахатной – 13 дес. 1,914 саж., сенокосной 20 дес. 216 саж.; под поселением, огородами и гуменниками – 2 дес. 270 саж. При церкви есть дом для сторожа и училища, а причт живет в собственных домах.

Приход граничит с Рождественским–Пашским, Вороновским и Шижнемским приходами. Его составляют деревни: Николаевская и Смоленская – у церкви, Новая, Балдина, Селиванова и Елины – в 3 верстах от церкви, Новая Весь – в 5, Усть-Рыбежна – в 7, Рыбежна – в 8 и Прокшина – в 15 вер. Жителей мужского пола 752, женского 622.

В приходе есть следующие пустоши: 1) Мелеховщина, пахатное поле близь церкви, или, что тоже, пустошь Вермаз; тут, по преданию, прежде жил причт: 2) Плесо, близь Новой Веси; 3) Адрианов Наволок – пустошь близь деревни Рыбежна.

В 4 верстах от р. Паши и в 4 от корельской Новой Веси есть озеро, называемое Озерецким. Оно имеет в окружности пять верст. Кроме реки Паши есть реки: Рыбеж, Сязнега и Салма. Леса находятся по Сязнеге и Салме.

Жители деревень Селивановой, Балдиной и Новой Веси строят лодки; в Прокшине делают деревянную посуду; многие занимаются плотничеством, большинство – земледелием.

Раскольников-Федосеевцев и, отчасти, филиповцев, считается до 14 душ. Грамотных в приходе до 150 обоего пола. Школа есть при церкви и в ней обучает причт. Учатся в ней мальчики и девочки до 40 человек. Попечитель школы – священник. В церковь прихожане ходят исправно. В зимнее время бывает в храме до 300, а леток – до 150 человек.

Сельские праздники суть следующие: 1) в Колголеме, Смоленской деревне, Николаевской и Новой празднуют Иоанну Милостивому и Смоленской Божией Матери; Смоленской празднуют в память прекращения скотских падежей; 2) в Селиванове и Балдиной празднуют Покрову; 3) в Корельской Новой Веси и в большой Новой Веси – Николаю; 4) в Рыбежне – Сретению; 5) в Прокшине – св. Архистратигу Михаилу.

Крестные ходы, кроме 6-го января и 1-го августа бывают: 1) в третий день Пасхальной седмицы – около ограды церковной; 2) 28-го июля – в часовне при деревне Смоленской; 3) 1-го августа – из церкви на реку для малого водоосвящения; кладбище одно – при церкви.

Часовни находятся: 1) в деревне Смоленской – во имя Смоленской Божией Матери. Здесь особенно уважается икона Смоленской Божией Матери. Риза на иконе, ценою 125 р., сделана прихожанами в 1859 году. 2) в деревне Селивановой – во имя св. Николая. В 100 саженях от нее, в поле, стоит каменный крест, в 11 вершков вышины. По преданию, он принесен сюда на льдине, во время весеннего половодья, и теперь, при самом сильном напоре льда, крест, по народному верованию, остается неподвижным. Поле, где находится крест, называется у крестьян «крестовым». Крестьяне почитают крест за чудотворный и, омывая его водою, после моются ею, в надежде исцеления. 3) В деревне Новой Веси – во имя Покрова; 4) в Рыбежне – во имя Сретения, в ней замечательна икона «Венчания Божией Матери»; 5) в Прокшине – во имя Архистратиха Михаила.

Курганы или сопки находятся при деревнях Новой, Прокшине и Усть-Рыбежне,

Попечительство существует с 1872 года. Председатель его – священник. В 1883 г. попечительство построило за 900 руб., дом для школы и вместе с этим образ св. Александра Невского, в память Царя-Освободителя. Цена образа 175 р. Он находится в храме, за правым клиросом. Ежегодный доход попечительства простирается до 150 р.

Источник: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 9 (1884)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.