Первое упоминание о храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. относится к началу 17 века. «В писцовых книгах 1629 и 1630 г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение, деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная, да придел мученицы Христовой Пятницы».
Издревле в поле на этом пустынном месте, которое называют «Старое», строятся храмы для увековечения памяти о месте явления Феодотьевского образа Пресвятой Богородицы. Возводимые здесь храмы всегда освящают в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Рязань.
«А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муровского». Известно, что святитель Феодорит, особо почитавший Феодотьевскую икону Богородицы, не только передал в храм книги, ризы и колокола, но и в 1611 г. повелел изготовить с иконы 2 списка, «самыя верныя по величине, размеру и виду. С мыслью увековечить священную память о самом месте явления ея, одну из этих святых икон с подобающею честию препроводил в село Федотьево».
«Вместо упоминаемой в писцовых книгах Ризоположенской церкви, находившейся первоначально в 5 верстах от с. Федотьева, близ деревни Ближнее Торчино – на месте явления Феодотьевской иконы в 1720 г. поставлена была новая в том же храмонаименовании с приделом Пятницким и в том же году была освящена по просьбе попов Карпа и Стефана, служивших при Успенской церкви в с. Федотьеве. В 1788 г. Ризоположенская церковь перенесена была в с. Федотьево и с того времени значится кладбищенской приписанной к церкви Успенской, куда в том же году из Ризоположенской церкви перенесена была и копия с явленной иконы Феодотьевской.
Церковь была перенесена в Федотьево по благословению епископа Рязанского и Шацкого Симона (Лагова), который велел «старую деревянную церковь, стоящую в поле, перенести и построить на кладбище в Федотьево и убрать по подобию прочих православнокафолических греческого исповедания церквей». В сентябре 1788 года благочинносмотритель г. Спасска иерей Евдоким Егоров в своем рапорте на имя епископа Симона сообщал: «Церковь перестроена на показанное место и утроена по приличию». Эту церковь, перенесенную с поля — места явления чудотворного Феодотьевского образа, федотьевцы по сей день называют «полевой».
В 1838 г. испрашивалось дозволение на исправление ветхостей в Ризоположенской церкви, а в 1881 г. под ней подведен был каменный фундамент».
На месте явления чудотворного образа близ Торчино после перенесения храма была построена деревянная часовня. Со временем она обветшала, и в 1845 году священники села Федотьево обратились к свт. Гавриилу с просьбой позволить на месте явления иконы Божией Матери построить каменную часовню с иконостасом «на счет доброхотных дателей». В октябре 1852 года на пожертвования прихожан (всего 4026 руб. 5 коп., из которых 3424 руб. 80 коп. внес коллежский советник Иван Павлович Сулима) была построена и 1 октября 1852 года освящена каменная часовня «с приличным иконостасом и каменною вокруг оградою». Владельцы села Федотьево отвели под часовню две десятины земли, а на средства жертвователей были возведены иконостас и ограда.
Жители Большого и Малого Торчино очень жалели о перенесении храма. В прошении от 29 сентября 1902 года, с которым они обратились к рязанскому губернатору, говорилось: «... Не пользуясь удобствами сообщения приходским храмом села Федотьево в осеннее и весеннее время, от чего многие помирали без причастия, а также, не желая оставлять в забвении место явления Чудотворной Феодотьевской иконы Божией Матери, мы смиреннейше просим Ваше Превосходительство, Вашего ходатайства о разрешении устроить нам храм». В 1903 году с разрешения епархиального начальства на месте явления чудотворной иконы Божией Матери и в ознаменование выздоровления в 1900 году святого царственного мученика Николая в Большом Торчино приступили к постройке трапезного придельного храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. К январю 1904 года храм был построен.
И опять жители Торчино стали писать прошение, на этот раз они обращались к епископу Рязанскому и Зарайскому Аркадию: «У нас нет иконостаса, колокольного звона, богослужебных книг и есть много других нужд, а средства истощились. Поэтому мы слезно прибегаем к Милостивому Архипастырю и Отцу нашему походатайствовать перед Святейшим Синодом об оказании нам помощи». По императорскому указу Святейший Правительствующий Синод «определил отпустить для церкви в деревне Торчино ризничьих и утварных принадлежностей и книг на сумму 226 руб. 23 коп.». При этом на постройку церкви при Торчино, по определению Святейшего Синода, было препровождено 1000 рублей. Так, всем миром, был построен храм.
В дни престольных праздников свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, на службе в этом храме присутствовали не только жители Торчино, но и богомольцы из Федотьево приходили пешком для участия в праздничном богослужении.
В советское время в Федотьеве была уничтожена кладбищенская церковь в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, перенесенная с места явления чудотворного образа.
Храм во имя свт. Николая на месте явления чудотворной иконы Божией Матери также был разрушен. От него сохранился только фундамент. Именно по остаткам фундамента в 1990-х годах удалось установить точно место, где располагался сам храм и его алтарь, что позволило построить новый деревянный Ризоположенский храм на том же самом месте, где явлена была чудотворная Феодотьевская икона Богородицы.
По материалам: ГАРО. Ф. 627. Оп. 161. Д. 43. Б/н. Добролюбов Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных... / Сост. Иоанн Добролюбов. — Зарайск, 1884–1891. — Т. 4. Иероним, архимандрит. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. РЕВ 1870 №12. Прибавления. С. 377-386