Долгое время бархатовцы ходили и ездили в есаульскую Спасскую церковь, в 1891 году Бархатово причислили к Вознесенному приходу. И только в 1903 году на средства крестьянина Константина Прохоровича Карандина и других жителей в Бархатове был построен молитвенный дом. Постройка была задумана спустя два года после коронации государя Николая Александровича, вначале было решено строить небольшую часовню. Был заказан соответствующий проект, в 1898 году его направляют на утверждение в Енисейскую духовную консисторию. Оттуда проект часовни вместе со сметой поступил в Строительное отделение Енисейского губернского управления. Произошло это 13 октября 1898 года, как раз накануне нашего Покрова. Молитвенный дом освятили в честь Покрова Божией Матери, и с тех пор живут бархатовцы под Покровом Божией Матери.
Судя по всему, строительство было не быстрым – начато в 1898–1899 году, а открыт был молитвенный дом только в 1903-м. Возможно, это произошло из-за изменений в проекте, ведь сначала был проект на часовню, потом решили, по-видимому, строить молитвенный дом, то есть пристроить алтарь, а это повлекло за собой внесение изменений, дополнительные пересылки и утверждения документов. Поэтому в клировой ведомости по Вознесенской церкви только за 1904 год значится молитвенный дом в деревне Бархатовой, построенный в 1903 году на средства крестьянина Константина Сергеевича Бархатова и других жителей деревни в честь «священного Коронования Их Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны» и освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором служится литургия на переносном антиминсе. Этот же крестьянин Константин Сергеевич Бархатов в 1906 году был утвержден указом Енисейской духовной консистории церковным старостой Вознесенского храма на первое трехлетие.
Так гласят официальные документы, воспоминания же современников о строителе Бархатовского молитвенного дома говорят другое – что построил его на свои средства, правда, с помощью жителей деревни, местный богач Константин Прохорович Карандин. Человек был зажиточный, имел 30 десятин пахотной земли, держал много скота, одних лошадей было 20 штук, имел четырех годовых батраков, была у него и торговая лавка. Об этом рассказал в своей книге историк села Бархатово Иван Федорович Беспрозванных, и не верить ему оснований нет, ведь он знал это, можно сказать, с рождения, а родился он в 1919 году, когда молитвенный дом в Бархатове еще был, жил и функционировал. Мое недоумение по поводу истинного строителя Бархатовского молитвенного дома разрешилось при помощи исповедных росписей по есаульской Спасской церкви за 1877 год. Среди крестьян деревни Бархатовой значился крестьянин Прохор Федорович Карандин, 42 лет, его жена Васса Ивановна, 41 года, и их малолетние дети Антоний, Иоанн и Евфимия. Внизу были приписаны ее дети от первого брака Константин Сергеевич, 20 лет, и Татьяна Сергеевна, 15 лет, Бархатовы. Таким образом, строитель Бархатовского молитвенного дома Бархатов Константин Сергеевич был пасынком Прохора Карандина. Хотя усыновления не было и по всем официальным документам он значился как Бархатов Константин Сергеевич, но односельчане между собой звали его по фамилии и отчеству отчима – Карандин Константин Прохорович. Тем более воспитывался он в семье отчима с самого детства, с двенадцати лет.
Вспоминая о бархатовской церкви, Иван Федорович Беспрозванных пишет: «Стояла наша церковь в центре деревни, на площади, на возвышении, обнесена красивой оградой, кругом озеленена, и росли вокруг ели, березы и кустарники. Само здание церкви имело привлекательный вид, и еще больше привлекало внутреннее убранство и оформление». С этим можно согласиться – в описи церковного имущества за 1923 год значится множество больших икон в киотах, в металлических ризах, было два Евангелия, кресты, серебряная чаша. В 1921 году, согласно описи, прибавилось и другое имущество, пере- данное во временное пользование: посеребренная панихидница и литийница, водосвятная чаша, плащаница, крестильный ящик, иконы, богослужебные книги. Но самое главное – из закрытой Николаевской церкви города Красноярска был передан шелковый антиминс с илитоном, а это значит, что теперь в молитвенном доме можно было служить Божественную литургию хоть каждый день.
С 1931 года церкви не стало, утварь церковную, особенно иконы, а их было много и очень ценных, растащили. О том, как разрушали бархатовскую церковь, оставила свои воспоминания, передав их внуку Андрею Викторовичу Бархатову, жительница Бархатова – Прасковья Петровна Бархатова. Родилась она в 1925 году, была в то время, конечно, совсем еще девчонкой, но детская память очень восприимчива и на всю жизнь сохранила так потрясшее девочку событие. Ну а что забылось или недоступно было детскому восприятию, восполнила ее бабушка, Мария Осиповна Григорьева. «Как начали ворочать церковь, народу собралось много, женщины стоят – кто плачет, кто молится. Приехал уполномоченный, ну а остальные свои были, бархатовские. Один был Федота Ефимовича Григорьева сын Михаил, коммунист. Да, вот так получилось: отец – староста церковный, а сын – коммунист, пришел церковь ломать. Накинули веревку на крест и тянут. Тянут, а ничего сделать не могут, маковка крепко стоит. Ну, потом все же сдернули, уронили крест. В церкви иконы такие были, при венчании крестные молодым дарили и в церкви эти иконы оставляли. Так вот эти иконы люди сразу же из церкви забрали, каждый же знает, какая его икона. А все остальное, что в церкви было – иконы большие церковные, хоругви, утварь разная, – это все в сборню отнесли. А потом потихоньку, ночами, люди по домам разобрали, выкупали иконы у сельсоветских, кто за пуд хлеба, кто за два. Так вот много церковных икон по домам хранилось, у кого на чердаке, у кого еще где, в домах иконы только где-то во время войны стало можно держать».
В связи с этим вспоминается рассказ Анны Астафьевой, двенадцатилетней девочкой ходила она молиться в бархатовскую церковь, была и у нее икона из этого храма, большая, красивая. Стояла она в доме, в красном углу, а муж-то был коммунист, но ничего не говорил, не запрещал. И вот однажды приехал в село уполномоченный из райцентра, женщина это была. И должен был муж ее домой привести, пообедать. А икону-то куда – прятать надо срочно. Впопыхах поставила Анна эту икону в шкаф, дверку прикрыла, да, видно, плохо. Вот сидят в зале за столом, и уполномоченная эта здесь, а икона-то, видно, тяжелая, наклонилась как-то да и вышла из шкафа-то. Ну, женщина покосилась эдак, но ничего не сказала, будто не заметила. Зато муж после такую ругань устроил...
Надо сказать, что после 1931 года церковь фактически действовала еще несколько лет, прихожанка Валентина Самкова вспоминает, что ее мать крестили в бархатовской церкви, а родилась она в 1933 году. Официально же Бархатовский молитвенный дом как церковное здание прекратил свое существование 23 июля 1935 года – именно тогда Президиум Красноярского краевого исполнительного комитета принял постановление за № 1122 «О ликвидации Бархатовской церкви Красноярского района». С религией в Бархатове, казалось бы, было покончено, а крепкое и просторное здание церкви передали, как это было принято в то время, «на культурные нужды».
Некоторое время в здании церкви размещалась начальная школа, потом, после войны, долгое время был клуб, об этом еще помнят бархатовские прихожане. Здесь показывали фильмы, устраивали танцы, проводили концерты художественной самодеятельности. Но в сознании людей это место все равно было святое – по воспоминаниям старожилов, старики часто подходили к зданию клуба, крестились по старой памяти, христосовались около него в праздник Пасхи. В 1969 году здание разобрали, перевезли на территорию Бархатовской птицефабрики и сделали из него склад. Туда складировали травяную муку, от самовозгорания этой муки здание сгорело. Такой путь длиной в семьдесят лет был у Бархатовского молитвенного дома.
На том месте, где стоял старый храм, в 2005 году былустановлен покаянный крест и табличка, слова которой искренне взывают к Небесам: «На этом месте стоял храм! Господи! Прости, не сохранили. Прими наше покаяние».
Т.В. Шарыпова, 2021 https://pokrov24.ru/wp-content/uploads/2022/12/blok_160h235-26.04.2021.pdf