ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Карандашевская. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь.

Спасская Козьеручьевская пустынь


Карандашевская. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1617.
Год утраты:1764 (упразднен)
Адрес:
Архангельская область, Приморский район, деревня Карандашевская

Координаты: 64.328461, 41.455654 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Волохов
 
Дмитрий Волохов  12 июля 2023

На месте нынешнего Спасоприлуцкого прихода, расположенного по правому берегу р. Сев[ерной] Двины в 57 верстах выше г. Архангельска и в 7 вер. от ближайшего Коскогорского прихода, до 1764 года находился Спасский Козеручьевский общежительный мужской монастырь, бывший сначала самостоятельным, а потом приписным к архиерейскому дому. Основателем его был некто инок Иоасаф, родом свирянин и постриженник пустыни преп. Александра Свирского, пришедший на это место 25 марта 1617 года. Здесь означенный инок выпросил у царя и великого князя Михаила Феодоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, поставил келью и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, устроил первый деревянный храм во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освящённый 24 сентября 1618 г.

Преемник Иоасафа с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. По смерти Иосифа (25 марта 1657 г.) строителем монастыря был старец Тихон, при котором 8 мая 1666 года церковь сгорела, и приступлено было 1 июня 1670 года к постройке нынешней каменной пятиглавой церкви во имя Нерукотворенного Спаса с приделом по южную сторону во имя мученика Христофора, освящённый 7 мая 1674 г. При Преосвященном Варсонофии (год в точности неизвестен) эта церковь из пятиглавой переделана в одноглавую, при чём кирпич из четырёх разобранных глав употреблён на устройство другого придела с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а самый монастырь приписан был к архиерейскому дому и сделался летней резиденцией епархиальных архиереев. Поэтому на юго-восток от церкви устроены были архиерейские каменные одноэтажные келлии, на северо-восток для симметрии с первыми каменные службы, на запад каменные келлии для братии, а посреди их колокольня. В таком виде этот монастырь существовал до 1764 года, когда он был упразднён и обращён в приходскую церковь, при чём монашествующая братия переведена была в Михаило-Архангельский монастырь, лучшие церковные принадлежности были розданы по церквям гор. Архангельска, келлии обращены в квартиры для причта новоустроенного прихода, но в недавнее время были проданы за ветхостью на снос для устройства каменной ограды вокруг церкви Ступинского прихода. Каменная колокольня в 1890 году июля 12 от ветхости разрушилась; на построение новой в распоряжении причта пока нет достаточных средств, кроме 600 рублей, собранных стараниями нынешнего священника. Церковь же и по настоящее время стенами тверда, особенно после ремонта её в 1893 году на средства благотворителей, собранные священником.

С внешней стороны она представляет собой четырёхугольный ящик с железной крышей на 4 ската и одной главой. В ней два престола: в холодном храме во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя, и в тёплом - придельном во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Из достопримечательностей в храме можно обратить внимание на напрестольный осмиконечный серебряный под золотом, весом 1 фунт 42 золотника, св. крест с мощами разных святых, названных на особой серебряной пластине с задней стороны, пожертвованный в 1668 году в Козеручьевский монастырь окольничим Иваном Богдановым Милославским. Утварью, ризницей и особенно книгами богослужебными церковь не бедствует и располагает капиталом в 400 рублей.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет пахотной землёй в количестве 2 десят. 3020 саж. и сенокосной ("Поповское") - 11 десят. 1080 сажен, дающей до 70 руб. в год, пользуется % с капитала в 200 рублей, получает жалованья: священник 296 руб. 60 коп. и псаломщик 51 руб. и дохода за требоисправление до 65 рублей в год. Для помещения его устроены обществом два дома со службами: священнический в 1873 году и исправлен в 1893 году и для псаломщика в 1887 году.

С 1891 года открыта школа грамоты, помещающаяся в священническом доме и снабжённая учебными пособиями от епархиального Училищного совета. На содержание её средств не имеется. Обучением занимается местный священник безвозмездно. Учащихся к 1 янв. 1894 года состояло 1 мальчик и 3 девочки.

К церкви Спасоприлуцкого прихода приписана часовня в Рембульской деревне во имя великомученика Георгия Победоносца, первоначально устроенная крестьянами этой деревни в 1718 году, заменённая новой в 1838 г., которая была перенесена на другое место и исправлена и которую указом консистории от 3 июня 1892 года за №4337 предложено обратить в тёплую однопрестольную церковь во имя великомученика Георгия.

Прихожан к 1 янв. 1894 года состояло 347 душ муж. пола и 420 жен. пола, живущих в 7-ми деревнях не далее 6 вёрст от приходской церкви при беспрепятственном сообщении с нею.

Извлечено свящ. Смирновым из описания местного священника П. Павловского и из клировых ведомостей за 1893 г.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1894. С. 184 - 187.


Марина Зуйкова  13 июля 2023

Описание В. В. Зверинского:

1194. Спасский – Новоприлуцкий – Козьеручьевский, мужской, ныне камен. церковь и остатки камен. келий недалеко от деревни Аннина Гора, Архангельской губ., Холмогорского у., в 15 вер. к вост. от Холмогор, на правом берегу р. Двины. Основан в 1617 г. старцем Иоасафом, постриженцем Александро-Свирского мон., на месте явления ему образа Спасителя. В 1764 г. упразднен, и в келиях его помещено училище для детей церковнослужителей, из которого потом образовалась семинария, переведенная в 1771 г. в Архангельск. Оставшаяся церковь во имя Спаса существует с 1670 г. ... (в 1727 г. в м-ре было: строитель, 3 иеромон., иеродиакон, 4 монаха и 7 служителей).

В писцовой книге Двинского уезда за 1622-1624 гг. описан монастырь в Курейской волости - "на Айнове горе монастырь на реке на Двине на Козем ручью". В монастыре церковь в честь Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа "древяна вверх с трапезою", т.е. шатровая. В трёх кельях жили строитель (настоятель) Иосиф, иеромонах Лаврентей и четыре "брата".

Источники: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 11. Л. 351-352. (сведения В. Н. Заозерского); Зверинский В.В. О православных монастырях в Российской империи. Том 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов.

Молчанов К. С. в своей книге об Архангельской губернии пишет следующее: “Спасский был сначала особым монастырём, а потом приписным к Архиерейскому дому”. Далее он говорит уже о вышеназванном иноке Иоасафе: “Он (по фамилии Свирянин) пришёл на это место 25 марта 1617 года, сначала выпросил у Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, и оное расчистив, поставил келью”. После чего Молчанов упоминает митроплита Сарского и Подонского Иону, который, как известно из истории, был связан с Спасо-Прилуцкий Димитриевым монастырём в городе Вологда: “Потом между Патриаршеством получил благословение у Ионы митрополита Сарского и Подонского, положил первому храму основание 29 мая 1618, а освятил оный того же года 24 сентября в имя Нерукотворного Образа, с приделом Александра Свирского”...

“После чего сей первый строитель Иоасаф 28 ноября 1636 в связи со старостью своей сдал строительство по согласию братии и вкладчиков постриженику своему и старцу Иосифу… Ныне в этом монастыре каменная церковь в имя Нерукотворного Образа Спаса с приделом, которая так, как и весь монастырь возобновлены были Преосвященным архиепископом Варсонофием; так как монастырь был приписан к Архиерейскому дому, то долгое время в нём жительствовали архангельские архиереи, потому в оном имеются на юго-востоке по приезду их в один этаж каменные кельи и другие такие же для симметрии к северо-востоку — служебные; с западной стороны линия не малая каменная, а посреди оной колокольня, в оном монастыре до статов жили монашествующие, поэтому здесь находилась Архангельская семинария, до того как она была не перенесена Антонием Преосвященным в Архангельский монастырь”.

Интересную информацию можно вновь найти в “Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии” 1895 года, где описывается Спасоприлуцкий приход: “При Преосвященном Варсонофии эта церковь (церковь в имя Нерукотворного Образа Спаса) из пятиглавой переделана в одноглавую, при чём кирпич из четырёх разобранных глав употреблён на устройство другого придела с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В таком виде этот монастырь существовал до 1764 года, когда он был упразднён и обращён в приходскую церковь, при чём монашествующая братия переведена была в Михаило-Архангельский монастырь, лучшие церковные принадлежности были розданы по церквям города Архангельска, келлии обращены в квартиры для причта новоустроенного прихода, но в недавнее время были проданы за ветхостью на снос для устройства каменной ограды вокруг церкви Ступинского прихода. Каменная колокольня в 1890 году июля 12 от ветхости разрушилась; на построение новой в распоряжении причта пока нет достаточных средств, кроме 600 рублей, собранных стараниями нынешнего священника. Церковь же и по настоящее время стенами тверда, особенно после ремонта её в 1893 году на средства благотворителей, собранные священником.

С внешней стороны она представляет собой четырёхугольный ящик с железной крышей на 4 ската и одной главой. В ней два престола: в холодном храме во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя, и в тёплом — придельном во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Из достопримечательностей в храме можно обратить внимание на напрестольный осмиконечный серебряный под золотом, весом 1 фунт 42 золотника, св. крест с мощами разных святых, названных на особой серебряной пластине с задней стороны, пожертвованный в 1668 году в Козеручьевский монастырь окольничим Иваном Богдановым Милославским. Утварью, ризницей и особенно книгами богослужебными церковь не бедствует и располагает капиталом в 400 рублей.

О. В. Овсянников в книге “Средневековые города Архангельского севера. Люди, события, даты” даёт достаточно подробное описание построек монастыря. Спасский собор представлял собой большую постройку, почти квадратную в плане, с тремя полукруглыми апсидами. С запада к средней части фасада храма примыкал небольшой притвор. Первоначально он был пятиглавым, но впоследствии четыре его барабана были разобраны и кирпич был употреблен на строительстве придела во имя Тихвинской иконы Богоматери с северной стороны собора… У здания собора был парадный, торжественный вид. Нижняя часть стен здания имела довольно сложную, фигурную профилировку. Восточные углы храма подчеркнуты тройными колонками из полукруглого кирпича… Своды храма держались на четырех столбах (восточная пара в плане была прямоугольной формы, а западная — восьмиугольной). Исключительно нарядным был западный портал здания, который обрамляли «дыньки», «розетки», «жгуты» и другие детали из фигурного кирпича.

По материалам: https://sacradamus.ru/russkij-sever/istoriya-spasskogo-novopriluckogo-kozeruchevskogo-monastyrya-ot-17-veka-do-nashix-dnej-avtor-aleksandr-lyzhin.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.