Описание В. В. Зверинского:
1194. Спасский – Новоприлуцкий – Козьеручьевский, мужской, ныне камен. церковь и остатки камен. келий недалеко от деревни Аннина Гора, Архангельской губ., Холмогорского у., в 15 вер. к вост. от Холмогор, на правом берегу р. Двины. Основан в 1617 г. старцем Иоасафом, постриженцем Александро-Свирского мон., на месте явления ему образа Спасителя. В 1764 г. упразднен, и в келиях его помещено училище для детей церковнослужителей, из которого потом образовалась семинария, переведенная в 1771 г. в Архангельск. Оставшаяся церковь во имя Спаса существует с 1670 г. ... (в 1727 г. в м-ре было: строитель, 3 иеромон., иеродиакон, 4 монаха и 7 служителей).
В писцовой книге Двинского уезда за 1622-1624 гг. описан монастырь в Курейской волости - "на Айнове горе монастырь на реке на Двине на Козем ручью". В монастыре церковь в честь Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа "древяна вверх с трапезою", т.е. шатровая. В трёх кельях жили строитель (настоятель) Иосиф, иеромонах Лаврентей и четыре "брата".
Источники: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 11. Л. 351-352. (сведения В. Н. Заозерского); Зверинский В.В. О православных монастырях в Российской империи. Том 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов.
Молчанов К. С. в своей книге об Архангельской губернии пишет следующее: “Спасский был сначала особым монастырём, а потом приписным к Архиерейскому дому”. Далее он говорит уже о вышеназванном иноке Иоасафе: “Он (по фамилии Свирянин) пришёл на это место 25 марта 1617 года, сначала выпросил у Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, и оное расчистив, поставил келью”. После чего Молчанов упоминает митроплита Сарского и Подонского Иону, который, как известно из истории, был связан с Спасо-Прилуцкий Димитриевым монастырём в городе Вологда: “Потом между Патриаршеством получил благословение у Ионы митрополита Сарского и Подонского, положил первому храму основание 29 мая 1618, а освятил оный того же года 24 сентября в имя Нерукотворного Образа, с приделом Александра Свирского”...
“После чего сей первый строитель Иоасаф 28 ноября 1636 в связи со старостью своей сдал строительство по согласию братии и вкладчиков постриженику своему и старцу Иосифу… Ныне в этом монастыре каменная церковь в имя Нерукотворного Образа Спаса с приделом, которая так, как и весь монастырь возобновлены были Преосвященным архиепископом Варсонофием; так как монастырь был приписан к Архиерейскому дому, то долгое время в нём жительствовали архангельские архиереи, потому в оном имеются на юго-востоке по приезду их в один этаж каменные кельи и другие такие же для симметрии к северо-востоку — служебные; с западной стороны линия не малая каменная, а посреди оной колокольня, в оном монастыре до статов жили монашествующие, поэтому здесь находилась Архангельская семинария, до того как она была не перенесена Антонием Преосвященным в Архангельский монастырь”.
Интересную информацию можно вновь найти в “Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии” 1895 года, где описывается Спасоприлуцкий приход: “При Преосвященном Варсонофии эта церковь (церковь в имя Нерукотворного Образа Спаса) из пятиглавой переделана в одноглавую, при чём кирпич из четырёх разобранных глав употреблён на устройство другого придела с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В таком виде этот монастырь существовал до 1764 года, когда он был упразднён и обращён в приходскую церковь, при чём монашествующая братия переведена была в Михаило-Архангельский монастырь, лучшие церковные принадлежности были розданы по церквям города Архангельска, келлии обращены в квартиры для причта новоустроенного прихода, но в недавнее время были проданы за ветхостью на снос для устройства каменной ограды вокруг церкви Ступинского прихода. Каменная колокольня в 1890 году июля 12 от ветхости разрушилась; на построение новой в распоряжении причта пока нет достаточных средств, кроме 600 рублей, собранных стараниями нынешнего священника. Церковь же и по настоящее время стенами тверда, особенно после ремонта её в 1893 году на средства благотворителей, собранные священником.
С внешней стороны она представляет собой четырёхугольный ящик с железной крышей на 4 ската и одной главой. В ней два престола: в холодном храме во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя, и в тёплом — придельном во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Из достопримечательностей в храме можно обратить внимание на напрестольный осмиконечный серебряный под золотом, весом 1 фунт 42 золотника, св. крест с мощами разных святых, названных на особой серебряной пластине с задней стороны, пожертвованный в 1668 году в Козеручьевский монастырь окольничим Иваном Богдановым Милославским. Утварью, ризницей и особенно книгами богослужебными церковь не бедствует и располагает капиталом в 400 рублей.
О. В. Овсянников в книге “Средневековые города Архангельского севера. Люди, события, даты” даёт достаточно подробное описание построек монастыря. Спасский собор представлял собой большую постройку, почти квадратную в плане, с тремя полукруглыми апсидами. С запада к средней части фасада храма примыкал небольшой притвор. Первоначально он был пятиглавым, но впоследствии четыре его барабана были разобраны и кирпич был употреблен на строительстве придела во имя Тихвинской иконы Богоматери с северной стороны собора… У здания собора был парадный, торжественный вид. Нижняя часть стен здания имела довольно сложную, фигурную профилировку. Восточные углы храма подчеркнуты тройными колонками из полукруглого кирпича… Своды храма держались на четырех столбах (восточная пара в плане была прямоугольной формы, а западная — восьмиугольной). Исключительно нарядным был западный портал здания, который обрамляли «дыньки», «розетки», «жгуты» и другие детали из фигурного кирпича.
По материалам: https://sacradamus.ru/russkij-sever/istoriya-spasskogo-novopriluckogo-kozeruchevskogo-monastyrya-ot-17-veka-do-nashix-dnej-avtor-aleksandr-lyzhin.html