ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рябушки. Церковь Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченская церковь


Рябушки. Церковь Иоанна Предтечи
Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:1886.
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, село Рябушки

Координаты: 50.552029, 34.614578
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рябушки или в Рябушки, выходить на остановке "Рябушки"



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   23 июня 2023

Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне. 

Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 г. в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему, и движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 г. прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским. Первым священником в ней был Афанасий Яковлев, рукоположенный Преосвященным Самуилом в 1771 г. 4 декабря. Он по освящении церкви, в течении целого года, ни одного дня не опустил без служения: так говорят старожилы. На место его поступил священник Стефан Лаврентиев Чижевский, который в 1785 г. на пожертвования прихожан купил серебряную вызлощенную отличной работы гробницу, в 1000 р. ас. В товарищи ему, когда приход распространился, в 1789 г. рукоположен Матфей Дмитриев, который собственно от себя в 1810 г., по случаю жестокой болезни сыновей своих, пожертвовал в церковь Казанскую икону Божьей Матери в серебряной и вызлощенной ризе ценою в 190 руб. ассигнациями. После смерти священника Стефана Чижевского поступил священник Михаил Залесский, который в 1810 г. переведен в г. Лебедин, а на место его Преосвященным Христофором, в 1810 г. рукоположен Лука Степанов Чижевский, который бывши еще в Коллегиуме, был регентом архиерейской певческой; почему и во время прохождения должности священника, в часы свободные от занятий по церкви и приходу, занимался вокальною музыкою. Он положил на ноты в четыре голоса канон в девяти песнях на праздник воскресения Христова, со святыми упокой, милость мира, Тебе поем, херувимскую песнь, Отче наш и другие, которые долго употреблялись в харьковской архиерейской певческой. С 1826 г. по 1830 год, в котором он умер, состоял в должности благочинного и в 1826 г. награжден был синоданою скуфьею.

В храме есть список с Печерской иконы Богоматери с частицами мощей преподобных Онуфрия, Макария, Феофана и Сильвестра, - дар Ивана Тимофеевича.

Подцерковная земля 33 десятины, пять колоколов, весь круг церковных книг, в том числе минея за январь месяц издания 1710 г., потир с дискосом, плащаница, подсвечники, лампады, большая часть риз и разных других вещей поступили от Ивана Тимофеевича Красовского. Он так усерден был к св. храму, что ни одного служения не опускал, сам читал и пел на клиросе и подавал кадило; так говорят об нем все старожилы.

За такую благочестивую жизнь, за такое усердное служение св. храму Бог благословил его еще в этой жизни, что особенно видно на детях его. Шесть сыновей его, были воспитаны в страхе Божием, были добрыми слугами Государя и отечества и примерными христианами; преимущественно же благословение Божие почило на среднем из них.

Пять сыновей Ивана Тимофеевича воспитывались в кадетских корпусах, а средний Афанасий Иванович учился читать и писать в Рябушках у пономарки Февронии Ивановой Ушинской, и прямо от неё, 16 лет, поступил в военную службу, где заслугами своими стяжал себе славу героя, Почти 50 лет он украшал собою воинское звание и ровно 30 лет носил и украшал звание генерала; в 23 сражениях он посредственно или непосредственно был предводителем к победам и славе. Смерть его постигла в г. Киеве 1843 г. командиром 1-го пехотного корпуса в чине генерал-адъютанта и генерала от инфантерии. Св. храм сей, построенный отцом его, неоднократно видел его смиренно молящегося Богу всемогущему. В 1813 г. в чине генерал-майора, он прислал в церковь серебряные ризы для местных образов, в коих весу двадцать два фунта, а в 1818 г. сам привез на белом атласе плащаницу.

В 1849 г. умер меньший сын Ивана Тимофеевича Красовского артиллерии штабс-капитан и кавалер Александр. Жизнь его замечательна как ревностного и примерного христианина. Оставив службу за болезнью глаз, он в течении многих лет не мог смотреть на свет; все искусные медики призваны были ему на помощь, и ни один из них не облегчил его болезни; сидя всегда в темной комнате, он по нескольку стихов учил из псалтыри и св. евангелия, которые читали ему родные. В это время он дал Богу обещание, что если угодно будет Святому Его милосердию даровать ему когда либо зрение, то он всегда будет читать книги одного только духовного содержания. Некогда отверзший очи слепорожденному, внял сердечной и искренней молитве и сего своего раба, и вскоре он получил облегчение, а наконец и совершенное выздоровление. С сего времени он в течении более 15 лет читал свободно и даже при свече св. евангелие, псалтырь и послания св. Апостолов. Все это, включая сюда еще канон Андрея Критского и все акафисты, он знал наизусть. Библиотека его состояла из творений св. отцов, Тихона Задонского, толкований св. Златоуста на евангелие и послания, житий святых и многих других; но более всего он любил читать творения Златоуста и Ефрема Сурина. В храме Божием он как бы предстоял лицу Божию, ничем не развлекался; тайная, непрестанная молитва невольно выражалась в его взорах и слезах. Нередко целые ночи он проводил в молитвах и слезах; во все посты он исповедывался и приобщался св. тайн; ни один бедный не отходил от него тощ, но он любил благотворить так, чтобы не ведала шуйца, что творит десница; почему благотворил большей частью тайно, через своих духовных отцов. Умирая, он завещал все оставшиеся деньги, за исключением издержек на его смиренное простое погребение, отдать неимущим; у этого владельца почти 100 душ осталось, немного больше 1000 руб. ассигнациями; не одну тысячу он в течении своей жизни предпослал в лице бедных Господу, который воздаст ему сторицею.

В приходе, состоящем по штату в 3 классе, было: в 1770 г. - 1065 муж., 1075 жен., в 1790 г. - 1106 муж., 1125 жен., в 1800 г. - 1292 муж., 1350 жен., в 1810 г. - 1431 муж., 1600 жен., в 1830 г. - 1685 муж., 1738 жен., в 1840 г. - 1763 муж., 1774 жен.

В 1831 г. карающая десница Вышнего посещала слободу Рябушки: но из числа 3423 лиц умерло только 33 человека; замечательнее всего было то, что в деревне Ольшаной сего прихода, где жили тогда во всяком довольстве и изобилии, из числа 133 душ умерло 15 человек. В 1848 г. умерло от холеры 170 человек. По милости Божией, все прихожане, не исключая ни одного помещика, усердно посещали тогда храм Божий, постились, исповедывались и приобщались святых тайн.

Метрики прихода начинаются с 1772 г., а исповедные росписи - с 1782 г.­

Так рассказывала умершая в 1840 г. Жена Ивана Тимофеевича и другие старики; вокруг церкви и теперь еще растет дубовый лес.

Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии", 1857 год


Максим АнтоненкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2024

Каменная однобанная церковь с колокольней находится на холме, в центре села Рябушки, расположенном в равнинной местности. Благодаря высокой колокольне (38 м) церковь является архитектурной доминантой, царящей в сельской застройке и окружающем ландшафте. Построена она в 1886 году, по проекту только что назначенного молодого харьковского епархиального архитектора В. Немкина, на месте одноименного деревянного храма, известного еще с XVIII в.

Упоминания этого первого деревянного храма находим в книге Филарета Гумилевского «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», читаем: «Первый храм в честь Рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 году помещиком Иоанном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и сама церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне... Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 года в Лебединском уезде в селе Тимофеевке, полюбил месторасположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему и, движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского Обоянского, в 1770 году, прежде чем построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени уже постоянно жил в Рябушках, куда переселил часть людей своих. В 1771 г., сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иваном Шкурским».

В 1886 году, на месте старого деревянного храма, на средства прихожан была построена каменная Иоанно-Предтечинская церковь. В это время в приход церкви входили: Рябушки, Костив, Кирилловка, Ольшанка и Северное. В 1875 году бывал в Рябушках епископ Харьковский и Ахтырский Савва. В своих мемуарах он пишет: «В 9 часов вечера прибыл я в слободу Рябушку и остановился на ночлег в доме благочинного, священника Томашевского. Дома в этой слободе расположены в одну линию в течение 7-ми верст. Церковь находится почти в середине слободы. В результате позднего времени я не мог хорошо ее осмотреть».

Следует отметить, что в архитектурном плане церковь в своих внешних формах повторяет традиционный для епархиальной архитектуры кон. ХІХ ст. тип трехдельной однобанной церкви с западным притвором, увенчанным колокольней. Здание удлиненное (45 м), симметричное относительно продольной оси. Все компартименты прямоугольные в плане, центральный – значительно шире остальных. Уголки закреплены гранеными полуколоннами. Такие же полуколонны членят фасадные плоскости на отдельные прясла.

Здание имеет подвал и поднято на высокий цоколь, декорированный нишами. Окна размещены в два яруса: в первом – большие арочные дверные и оконные проемы, окаймленные широкими архивольтами с килевидными завершениями. Во втором ярусе центрального компартимента и западного притвора (а они выше, чем притвор и алтарь) в каждой прясле – группы небольших арочных окон, сдвоенных и строенных вроде бифориев и трифориев. Благодаря такой композиции фасадов здание большого масштаба получает две масштабные шкалы: трифории и бифории вместе с полуколоннами задают большой масштаб, тогда как гипертрофированные размеры окон первого яруса уменьшают общий масштаб памятки.

Над центральным компартиментом на низеньком, почти незаметном снаружи четверике возвышается стройный восьмерик, каждая грань которого имеет арочное окно и завершена кокошником. Этот восьмерик имеет граненое купольное покрытие параболических очертаний с глухим фонариком и макушкой. Над западным притвором – двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике». В восьмерике по сторонам света – высокие арочные отверстия колоколов. Каждая грань завершена кокошником. Венчает колокольню высокий восьмигранный шатер с фонариком и макушкой. В общем, как формы, так и декор фасадов характерны для того направления историзма, который ориентировался на «русско-византийские» образцы.

Неожиданно поражает своей необычностью и определенной нетрадиционностью интерьер храма. Большой центральный компартимент (17х14 м в плане) четырьмя пилонами сложной крестной формы делится на три нефа, причем среднее вдвое шире, чем боковые, и равно ширине алтаря. Широкие полуциркульные подпружиненные арки несут световой восьмерик, увенчанный восьмилоточным сводом. Рамена пространственного креста перекрыты лотковыми сводами с распалубками, краеугольные участки и алтарь – крестовыми сводами.

Западная часть церкви (так называемая трапезная) разделена на три участка двумя продольными арками пролетом 9,0 м. Средняя перекрыта крестовым сводом с распалубками, боковые – лотковыми. Западный притвор традиционно трехдельный, участки перекрыты крестовыми сводами. Интерьер имеет черты базиликальности, прежде всего за счет глубинного развития пространства, подчеркивающих бесконечные перспективные арочные членения, направляющие движение. Автор этого здания применил также интересный композиционный прием: по мере приближения от входа к алтарю увеличиваются прогоны арок вдоль продольной главной оси.

Центральный девятидельный компартимент, значительно выше, чем алтарь и трапезная, имеет лучшее освещение. Благодаря наличию светового восьмерика он показывает тенденцию к центричности внутреннего места. Такая распланировочно-пространственная композиция здания – дань старым традициям монументальной каменной архитектуры Слобожанщины. В поисках регионального своеобразия не на уровне внешнего декора, а на более глубоком уровне распланировочно-пространственной структуры, В. Немкин обратился к таким знаковым произведениям местной архитектурной школы XVIII в. как Успенский собор (1728-38) и Покровская церковь (1753-68) в Ахтырке и Успенский собор в Межириче (1759-75), где центральные компартименты также трехнавные, девятидельные. Иоанно-Предтеченская церковь в селе Рябушки является промежуточным звеном в этом направлении творческих поисков В. Немкина, завершившегося появлением такого шедевра как Спасо-Преображенская церковь (1887 – 96) в с. Гадание.

О поисковом характере церкви в Рябушках свидетельствует и ее не совсем логичный план, и слишком усложненная система сводчатых перекрытий, и такая деталь: крайние бифории центрального компартимента перерезаются поперечными стенами, что свидетельствует о корректировке авторского замысла в процессе строительства. Здание каменное из местного красного кирпича на известково-песчаном растворе. Вальмовые и щипцовые крыши по деревянным стропилам покрыты кровельной сталью. Первоначально фасады не оштукатуривались, сейчас они побелены. В интерьере стены оштукатурены и побелены. Сохранились первобытные масляные рисования: подпружиненные арки имеют иллюзорные светотеневые росписи в виде кессонов, своды и арки в трапезной разрисованные арабесками, на стенах и пилонах центрального компартимента сохранились фигуры святых и сюжетные композиции в виде отдельных картин.

Эта уникальная церковь поставлена на государственный учет как памятник архитектуры и градостроительства местного значения с охранным №287-См. Уже традиционно, в советское время здание церкви использовалось как состав местного колхоза. Благодаря такому отношению, в XXI веке церковь вошла в плачевном состоянии. Был утрачен иконостас. В 1986 году даже принималось решение о сносе церкви, но усилиями руководителя местного хозяйства ее удалось спасти.

В 2000 году храм был передан Украинской православной церкви Киевского патриархата и возобновил свою деятельность, но в то время здание требовало серьезного капитального ремонта: перекрытия кровли куполов, замены дверей, окон, полов. Средств, как водится, не хватало… Но в 2008 году по инициативе прихожан и при поддержке власти, местного сельхозпредприятия были начаты восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день.

Источник: https://artmuseum.lebedyn.org/ioanno-predtechenska-tserkva-v-seli-ryabushky/ (перевод на русский язык)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.