ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бестужево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте.

Рождественская церковь


Бестужево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Прокопия Устьянского, Флора и Лавра
Год постройки:1763.
Год утраты:1994 (сгорела)
Адрес:
Россия, Архангельская область, Устьянский район, с. Бестужево

Координаты: 61.612702, 43.942586
Проезд:от п. Октябрьский (остановка пл. Победы) автобусом 709 до д. Веригино, далее пешком по мосту на левый берег р. Сенюги, далее идти на восток 400 м. На месте стоит новый одноимённый храм.





Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июня 1980
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июня 1980
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, Вид храма с села Бестужево; паспорт ОКН<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
Вид храма с села Бестужево; паспорт ОКН
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июля 1970
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июня 1970
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
http://nasledie-archive.ru/objs/2900640000.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июня 1970
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, Южный фасад. Фото 1952 г. из фондов Московского историко-архитектурного и природно-ландшафтный музея-заповедника. (ГК №13924094)<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
Южный фасад. Фото 1952 г. из фондов Московского историко-архитектурного и природно-ландшафтный музея-заповедника. (ГК №13924094)
Дмитрий Волохов
1 июня 1952
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте,  Общий вид с северо-восточной стороны. Фото 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №17423092)<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
Общий вид с северо-восточной стороны. Фото 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №17423092)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте, Богородице-Рождественская церковь. Фото 1974 года с сайта nasledie-archive.ru<br>, Бестужево, Устьянский район, Архангельская область
Богородице-Рождественская церковь. Фото 1974 года с сайта nasledie-archive.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 февраля 2023

Село Бестужево расположено в живописной холмистой местности на правом берегу среднего течения реки Устья, правого притока Ваги (бассейн р. Северная Двина), у места крутого поворота, где общее направление течения реки меняется с северо-западного на юго-западное направление. До 1929 года деревня Бестужевская была волостным центром Вельского уезда Вологодской губернии. Верюжский Введенский погост, находящийся у северо-западной окраины д. Бестужево, получил свое название от первой построенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и от речки Верюга, впадающей недалеко от него в Устью. В народе его чаще называли по имени святого - "У Прокопия Устьянского", или просто - "У Праведного".

Первые сведения о Верюжском Введенском погосте относятся к середине XVII века, но, несомненно, погост существовал и раннее. О первых церквах погоста сведений нет, но известно, что деревянные храмы существовали уже во второй половине XVI века. Судя по писцовой книге 1645 года, на берегу Устьи высились тогда три церкви: холодная Введенская «древяна верх», рядом — теплая Флора и Лавра «древяна клетцки» и третья — также теплая Никольская «древяна клетцки с трапезою. ..», а также отдельно стоящая колокольня.

К концу XVII века они «от многолетнего стояния... обетшали и углы у них огнили и обвалились». Благословенная грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важского предписывала эти церкви разобрать и на прежнем месте возвести новые.

В 1692 году начали на Введенском погосте строить шатровую Никольскую церковь с тёплой трапезной, а рядом чуть позже — в 1696 году была срублена холодная Введенская церковь.

В 1763 году на месте этой Введенской церкви была построена новая летняя церковь с тем же посвящением, которая была переосвящена в 1809 году (по др. данным - в 1830) в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с постройкой на погосте каменной Введенской церкви

"Круглый о двадцати стенах" храм, рубленный "в обло" имел по сторонам света четыре прямоугольных прируба, крытыми поздними трёхскатными кровлями и увенчанными главками. В южном прирубе был освящён придел в честь праведного Прокопия Устьянского, а северном - мчч. Флора и Лавра. Эти придельные прирубы имели свои алтари с пониженной кровлей. Восьмерик основного объёма имел шатровое завершение, рубленное "в реж" и завершённое главой, стоящей на шее. С запада храм был опоясан крытой галереей, незаходящая на северный и южный фасады боковых прирубов.

В 1860-х годах обветшавшая деревянная ограда погоста была заменена на кирпичную с башенками-часовнями, которые к настоящему времени не сохранились.

В 1868 году проводилось "обновление" храма, в результате которого небольшие косящатые окна были растёсаны, перестроена галерея, а сама церковь обшита тёсом и покрашена. Изменён характер завершений прирубов.

В Рождественской церкви хранилась чудотворная икона святителя Николая Мирликийского, перенесённая в храм после закрытия в начале XIX века Никольской церкви, с последующем строительством на его месте каменной Введенской церкви.

Приход был закрыт в 1939 году. В 1948 году разобрали на кирпич Введенскую церковь, а деревянная долгое время стояла бесхозной и медленно разрушалась. В 1978 году рухнул шатёр, а 9 мая 1994 года храм сгорел.

В 2014-2015 годах на месте храма Рождества Пресвятой Богородицы был построен небольшой однопрестольный деревянный храм с тем же посвящением, постоянные службы в котором начались с 2017 года.

История погоста тесно связана с обретением мощей святого праведного Прокопия Устьянского. Во второй четверти XVII века на берегу реки Устья близ погоста жители деревни Бестужево обнаружили на льдине, прибитой к берегу гроб, сплетённый из ивовых прутьев, в котором лежало не тронутое тлением тело, издававшее благоухание. Вскоре после этого, он явился во сне местному жителю Савелию Онтропову и назвавшись Прокопием, велел сделать себе новый гроб. Всё было исполнено в точности. Прокопия положили в новый деревянный гроб у южной стены Введенской церкви, а на месте явления мощей на берегу реки построили часовню. Почти сразу начались исцеления и чудеса от мощей святого. Первое чудо исцеление от мощей было зафиксировано в 1641 году. С тех пор он стал известен под именем праведного Прокопия Устьянского.

Мощи Прокопия Устьянского были неоднократно освидетельствованы церковью. Впервые это произошло 11 августа 1696 года по благословению первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, после чего их переложили из ветхого в новый гроб, на котором была сделана памятная надпись. Вторично мощи святого Прокопия были освидетельствованы 28 октября 1739 года по грамоте епископа Архангельского и Холмогорского Саввы. Священники, проводившие осмотр святых мощей, пришли к заключению, что за прошедшее время "никаких частей не умалилось, и тления одеждам никакого не учинилось". Третье освидетельствование мощей праведного Прокопия состоялось 1 августа 1818 года по настоянию крестьянина Федора Кузнецова, получившего исцеление от святыни и дважды после этого посылавшего прошение на имя Государя об оглашении мощей, перенесении их во вновь отстроенную каменную церковь и освящении её во имя праведного Прокопия. Осматривавшие мощи лично епископ Вологодский Онисифор, а также протоиерей Вельского собора Алексей Осокин и священник Иоанн Заостровский сочли огласить их за святые. Однако Святейший Синод решил оставить местное почитание мощей без их оглашения. В результате святой праведный Прокопий Устьянский не был канонизован церковью, как и многие другие местночтимые святые.

До середины XIX века рака с мощами Прокопия Устьянского стояла в приделе Рождественской церкви на полу. В 1852 году в каменном храме начался пожар, угрожавший из-за южного ветра деревянной церкви. Клир и прихожане вынесли святые мощи из церкви и обнесли их вокруг обоих храмов, вследствие чего ветер переменился и опасность миновала. Очевидно, в благодарность за заступничество Прокопия Устьянского после пожара рака с мощами была поставлена на возвышение, к которому вели три ступеньки.

В 1868 году указом епископа Вологодского и Устюжского Павла были установлены служба, акафист, составленный местным священником Вениамином Жаворонковым, и молитва праведному Прокопию Устьянскому. 16 июня того же года, в связи с начавшимся ремонтом Рождественской церкви святые мощи были перенесены в каменную Введенскую церковь. В торжестве приняли участие семь священников и необычайно много для этих мест богомольцев - около шести или семи тысяч человек. К месту обретения святых мощей ежегодно, в день памяти святого праведного Прокопия, 8 июля по ст. стилю (21 июля по нов. ст.), в приходе погоста устраивался крестный ход к реке.

По распоряжению Святейшего Синода 6 июня 1901 года состоялось перенесение святых мощей в кипарисном гробе из старой деревянной гробницы в новую серебряную, которую поставили на прежнее место. Она была сооружена серебряных дел мастером А.Я. Соколовым по рисунку архитектора П.В. Набокова и пожертвована храму статским советником Д.А. Шамаховым. Весной 1908 года в связи с началом капитального ремонта в каменном Введенском храме мощи Прокопия Устьянского вернули в Рождественскую церковь. Тогда же с разрешения Святейшего Синода было установлено ежегодное перенесение мощей на зимнее время в тёплый каменный храм, а на летнее - в холодный деревянный. 18 мая 1910 года усердием прихожан был притащен в церковную ограду громадной величины валун, который положили против алтаря Введенской церкви для остановок и совершения молебна при перенесении мощей святого угодника.

Праведный Прокопий Устьянский широко почитался на Севере, особенно в Архангельской и Вологодской губерниях. К нему обращались в различных бедах и скорбях, и он всегда помогал тем, кто просил у него помощи, где бы они ни находились. Сведения о чудесах от его мощей всегда записывались. Для многочисленных половников, приходивших из дальних мест на поклонение мощам святого, на погосте был построен странноприимный дом. Ныне постройка сохранилась и перестроена под клуб.

В ХХ веке мощи святого Прокопия Устьянского были уничтожены. Но в некоторых приходах до сих пор имеются частицы мощей святого. Так, в Троицком соборе города Онеги Архангельской области находится поклонный крест, в котором хранится частица мощей Прокопия Устьянского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.