ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великие Будки. Церковь Николая Чудотворца.

Миколаївська церква


Великие Будки. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:не позже 1773.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Недригайловский район, с. Великие Будки

Координаты: 50.877382, 34.035211 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Николая Чудотворца, Интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Великие Будки, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер и убранство. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Великие Будки, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Интерьер и убранство. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Великие Будки, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Великие Будки, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 декабря 2022

С. Будки, Николаевская церк. постр. в 1773 г. на средства помещ. Кондратьева и прихож., деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 200 в. Почтов. станц. здесь.

Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 40 дес. 1528 кв. саж. Прихож. м. п. 806, ж. п. 746. Причта по штату полож.: священ. и псаломщ. Жалов. свящ. 294 р. и псаломщ. 98 р. Помещ. для причта церк. Земское народ. учил. Приход. попечит. нет. Хут. Лемешевка в 2 в.

Священ. Григорий Жуков 22 л. Оконч. курс. в духов. семин. по 2 разр. Священ. с 1903 г. на настоящ. месте. Состоит законоуч. народ. учил. Псаломщ. Павел Столяревский 71 г. Оконч. кур. в народ. учил. Псаломщ. с 1853 г., на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. кр. Феодор Демиденко с 1898 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 апреля 2023

Церковь в Будках была уже в конце XVII ст. В 1733 г. её репарировали (восстановили), а в 1773 г. вместо старой построили новую на средства местного помещика Николая Кондарьева. Церковь построена на дубовых основах. Нижние два венца сруба стен также дубовые, выше – сруб из сосновых пластин толщиной 18 и шириной 30 см. Вымощена церковь была первоначально кирпичными квадратными размером 27–30 см и толщиной 4 см плитками. Позже кирпич заменили на деревянный пол. Главная ось строения по компасу дает отклонение на 5' против движения стрелок часов.

По типу плана (центральный участок – четырехгранник с отсеченными внешними углами) церковь Николая в Будках принадлежит той группе памятников, которые, начиная с XVII в., были любимы и распространены на Левобережье и, в частности, Слобожанщине. Старейшая из этих достопримечательностей – Харьковский Покровский собор, в кирпиче отразивший формы и конструкции деревянной церкви. В XVIII ст. этот тип плана остается излюбленным и распространенным. По этому типу плана построены трибанные каменные церкви: Николая в Харькове и Вознесенский собор в Хорошевском монастыре и однобанная Покровская церковь в с. Ольшаны, а также ряд деревянных. Из деревянных на Слобожанщине нами зарегистрированы кроме церкви в Будках еще церкви: Юрия в Лебедине, Михаила в Левковке, Николая в Синолицовке, Введенская во Введенском. Больше деревянных церквей этого типа плана сохранилось на Полтавщине: Троицкая в Пустовойтовке, Николая в Веремеевке, Покрова в Малых Будках, Михаила в Коровинцах, Троицкая в Левченках, Юрия в Лозовой, Рождества Богородицы в Воронькове, Николая в Красной Луке, Екатерины , Рождества Богородицы в Шиловке, Покровы в Зенькове; на Черниговщине: Покрова в Кролевце, Юрия в Великом Устье, Николая в Печенюгах, Вознесенская в Соснице, Борисоглебская в Ново-Ропске, Михаила в Жадове, Рождества Богородицы в Гремяче, Воздвиженская в Коропе; в Запорожье: Вознесенская в Дериевке, Николая в Бабайковом, Юрия в Петриковке, Введенская в Бериславе.

Перечисленные нами церкви в основном триверхие, только в Будках, Лозовой, Великом Устье и Дериевке – одноэтажные; одни из них сразу строились одноэтажными, другие стали таковыми в результате более поздних репараций.

Снаружи церковь в Будках имеет сейчас один верх – над центральным участком, а алтарь и притвор покрыты выпуклыми крышами «прибанками» – по современной терминологии, под которой спрятаны замаскированные снаружи заломы. Очевидно, церковь была построена на три верха. В алтаре в интерьере ясно видно над изломом начало сруба восьмерика. Надо полагать, что со временем восьмерики алтаря и притвора потрусили и их во время одной из репараций не восстановили, а совсем снесли, перекрыв залом плоским плафоном, а снаружи покрыли выпуклой крышей. Железом покрыли строение также позже; сначала она, как и все другие церкви на Слобожанщине, была под гонтом. Репараций в церкви, вероятно, было немало. Очевидно, также церковь подолгу оставалась без текущего профилактического и предохранительного ремонта. Об этом свидетельствуют серьезные повреждения, которые наблюдались в притворе, где низ западной стены покрывался, а верхняя часть сруба восточной стены потрухла. Здесь, на стыковке притвора и центра строения, долгое время затекала влага, что и привело к разрушению сруба. Видимо, помещик, который дал средства на строительство церкви или его потомки, запустили здание. А после «реформы» 1861 г. помещик, по-видимому, вовсе отказался от участия в ремонтах, а ограбленное «реформой» крестьянство само не могло найти на своевременные ремонты соответствующие средства. Там, где приход внимательно следил за состоянием строения и своевременно ремонтировал, церкви, конечно, дольше хранились в хорошем состоянии.

По свидетельству ктитора, в начале XX ст. центральный верх настолько ослаб, что его пришлось взять в железные шины и обшить изнутри первый залом. Запись на стене алтаря свидетельствует, что в 1878 г. церковь подвешивали. Тогда же была построена колокольня. Южный и северный рукава пристроены также позже. Притом в южной, северной и западной стенах сруба извлечены широкие просветы и зашита снизу часть южных и северных окон центрального сруба, закрывшая крышу рукавов.

Невысокие стены сруба алтаря и притвора в интерьере мягко закругляют пространство, перекрытое граненым, тоже невысоким на глаз, заломом. Оформление пространства центрального участка в интерьере носит другой характер. Закругленное гранями сруба стен пространство легко возвышается на значительную высоту, что чуть ли не вдвое превышает высоту сруба стен алтаря и притвора. Энергично возведенным первым заломом пространство сруба стен центрального участка переходит в стройный с виду, залитый светом первый восьмерик. Еще более энергично убавляет пространство верха второй залом, над которым возвышается уже совсем небольшой в плане второй восьмеричек – фонарь, завершенный последним, третьим заломом, перекрытым плоским плафоном.

Центральный участок в интерьере производит впечатление просторного, щедро освещенного помещения, у которого высота (иллюзионная) значительно превосходит размеры плана целого строения, хотя в действительности высота церкви меньше длины ее плана.

Планы срубов обоих восьмериков акцентируют удлиненность пространства целого центрального участка в направлении восток-запад.

Многие нарядности строению придают ригели. В притворе и алтаре сочно резные ригели стягивают только четыре угла верхних венцов сруба стен. На метр ниже этого венца между стенами, ориентированными по сторонам света, заложено дополнительно еще четыре ригеля, несколько отличные от верхних мотивов резьбы. Второй пояс ригелей вяжет верх сруба первого восьмерика. Здесь ригели расположены тоже не сплошным венчиком: нет ригелей перед восточной и западной гранями. Верх второго восьмеричка – фонаря связывает сволочок, положенный в направлении юг-север, который держит цепь от паникадила.

Снаружи, особенно с юга и севера, массы строения скомпонованы так, что церковь выглядит «приземистой», «копичкой». Даже сруб стен центрального участка, несмотря на грандиозность и довольно значительный наклон граней внутрь, воспринимается ниже длины плана участка. Это впечатление усиливают также формы восьмерика, фонаря и крыш над изломами; у всех у них удлиненные размеры значительно превосходят их высоту. В первом восьмерике горизонтальные замеры чуть ли не втрое превосходят высоту.

Анализ мерных чертежей показал, что в натуре план (особенно) и сборка срубов проводились недостаточно внимательно, и некоторые компоненты на чертежах выглядят деформированными (в натуре эти деформации незаметны). При анализе отдельные размеры приходилось определять с приближением.

Исходный размер в построении плана – длина центра; ширина центра – апофема равностороннего треугольника со стороной равной длине участка. Западная и восточная грани центра равны ½ диагонали четырехугольника, в который вписывается план центрального участка, они на толщину двух брусьев длиннее южной и северной граней.

Алтарь и притвор в плане – четырехугольники с отсеченными наружными углами, оба участка почти одного размера (план притвора в западной части шире, а в восточной уже). Длина притвора плюс половина длины центра равны диагонали южной половины четырехугольника, в который вписывается план центра. Эта же удвоенная диагональ дает длину плана строения. Длина алтаря равна длине притвора, а ширина притвора равна ширине алтаря. Итак, ширина и длина притвора – одного размера, так же длина и ширина алтаря также одного размера. Южная грань алтаря приближается к ½ ширине плана центра, а восточная грань равна ½ диагонали четырехугольника, который вписывается в шестигранник алтаря. Аналогично определяются грани притвора.

Размеры срубов стен, изломов и восьмериков определяются размерами плана. Высота сруба стен алтаря равна ширине плана участка, а высота сруба стен и излома вместе равны диагонали четырехугольника, в который вписывается план алтаря. Залом алтаря (поминая скругленность граней) в разрезе имеет форму трапеции. При заготовке сруба этого излома мастер использовал шаблон-трапецию, у которой основание – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна 1/3 основания и высота равной ½ длины южной грани плана участка. Граням мастер придал выпуклую форму.

Срубы стен алтаря и притвора имеют одинаковую высоту. Аналогично сложены у них и изломы. Высота сруба стен центрального участка равняется длине плана участка. Складывая сруб стенок, на половине высоты его мастер заложил пару окон в южной и северной гранях. Высота этих окон – диагональ квадрата со стороной, равной ширине окна. На высоте, равной длине южной грани плана центра, заложены лутки круглого окна; центр этого круглого окна находится на высоте равной 1/3 полной длины строения, а также определяется вершиной треугольника с основанием – длина плана участка и боками равными ширине плана участка.

Заготовляя сруб первого излома центрального верха, мастер использовал 2 шаблона-трапеции. Составляя южную и северную грани, использован шаблон, у которого основание – ширина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна ширине плана алтаря, или равна диагонали южной половины плана притвора, и высота равна ¼ ширины сруба стен участка (вверху); вместе с высотой сруба стен первый залом равняется удвоенной полной длине плана притвора. Шаблон, которым пользовался мастер, составляя западную и восточную грани первого излома, имел основу, длину сруба стен участка (вверху), верхнюю грань равную полной длине плана притвора, а высоту такую же, как и предыдущий шаблон.

Полная длина восьмерика равна длине южной грани плана участка, ширина равняется ширине плана алтаря, высота восьмерика и первого излома вместе равны длине южной грани плана алтаря.

Заготавливая сруб второго залома, мастер использовал 2 шаблона-трапеции. Составляя западную и восточную грани, использован шаблон, у которого основание – длина первого восьмерика (вверху), верхняя грань (полная длина) равна ½ полной длины восьмерика (вверху), а высота равняется высоте первого излома участка. Аналогично составлен был и шаблон для изготовления южной и северной граней. Высота второго излома, восьмерика, первого излома и сруба стен вместе равна сумме полной длины плана центра и алтаря.

У фонаря полная длина основания равна ½ длины восьмерика (внизу), полная ширина равна ½ ширины восьмерика (вверху) и высота равняется высоте второго излома. У третьего излома длина верхней грани (плафона) равна ½ длины фонаря (вверху), ширина равняется длине восточной грани второго восьмерика, а высота вместе с фонарем равна высоте первого восьмерика.

Внутренняя высота центрального верха равна ширине сруба стен участка (вверху), внутренняя высота центрального участка меньше длины плана строения и равняется длине плюс ширина плана участка, или равняется апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана строения.

Окна в восьмерике заложены над верхним венцом сруба стенок на высоте равной ¼ длины сруба стенок участка (вверху). На такой же высоте заложены окна в фонаре над верхним венцом сруба стен восьмерика.

Фото внешнего вида церкви опубликовано в издании: С.А. Таранушенко «Достопримечательности Слобожанщины». табл. XXV, рис. 7. Обмерные чертежи плана и разреза воспроизведены в «Очерках».

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г. , фотографиям 1913 и 1927 г.г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 апреля 2023

Когда из принадлежавших полковнику сумского полка Герасиму Кондратьеву обширных земель в Сумском и Лебединском уездах, иные заселены были черкасами, другие назначены были для хлебопашества, на третьих паслись стада его: то возвышенные пустопорожние земли, прилегающие к нынешнему селу Будкам, некоторое время нанимаемы были под бакши; на них же были и пасеки. Для наблюдателей за этими хозяйственными заведениями устрояемы были шалаши – будки, от чего и урочище это получило название Будок. Образовавшееся за тем поселение внизу возвышенностей по ближайшему урочищу названо также Будками. В 1697 году Будки назывались деревнею стольника Романа Герасимовича Кондратьева.

В 1733 году ктитор и прихожане «Николаевской церкви вотчины сумского полкового есаула Ивана Кондратьева слободки Будок», испрашивая дозволения возобновить храм свой, писали: «в прошлых годах, тому будет лет с сорок и больше, в той его вотчине, слободке Будках, построена церковь Божия во имя Николая Чудотворца». По этому известию первый храм в Будках построен около 1692 года. Ныне существующий храм Святителя Николая построен в 1773 году. Николай Степанович Кондратьев, создатель сего храма, украсил его прекрасным иконостасом: живопись, резьба и позолота – сделаны со вкусом. Николай Степанович любил изящные художества и сам занимался живописью; потому можно думать, что некоторые иконы написаны рукою самого храмоздателя. По крайней мере, несомненно известно, что икона Святителя Христова Николая, есть произведение его кисти; эта икона - мастерское произведение. Древняя книга: триодь цветная Киевской печати 1702 г.

По устному преданию известно, что в этом приходе в старину соблюдалось следующее обыкновение: пред храмовым праздником и пред праздниками рождества Христова, святой пасхи и сошествия Святого Духа, церковный староста собирал от прихожан доброхотные подаяния, готовил мёд и, в праздник готовился так называвшийся братский стол, к которому приглашались священник, церковнослужители и прихожане; при этом для всего села производилась продажа мёда, и выручаемые деньги обращались в пользу церкви, с отделением некоторой части для нищих. Отсюда также открывается, что в Будках было церковное братство – учреждение Заднепровское.

Дела правосудия Божия: а) в 1831 году от эпидемической болезни – холеры умерло 65, а в 1848 году 47 человек; в 1830 году от кори умерло 20 младенцев, б) в 1847 году в осеннее время свирепствовала гнилая горячка, от коей умерло 19 человек. Сверх того страдали жители сего села от неурожаев хлеба в 1830, 1835 и 1840 г.г.

Число прихожан: в 1730 г. 448 муж., 420 жен., в 1750 г. 622 муж., 620 жен., в 1770 г. 535 муж., 510 жен., в 1790 г. 385 муж., 477 жен., в 1810 г. 432 муж., 569 жен., в 1830 г. 576 муж., 647 жен., в 1850 г. 484 муж., 574 жен. пола.

Из «Историко-статистического описания Харьковской епархии». 1857 год.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.