ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня.


Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:не позже 1596. перестроена во 2-й пол. XVII в.
Год утраты:1939 (затоплен водохранилищем)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Угличский район (акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки)






Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня, Фото 1930-х гг. из фондов Угличского музея. (ГК № 1993166)<br>, Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища), Угличский район, Ярославская область
Фото 1930-х гг. из фондов Угличского музея. (ГК № 1993166)
Дмитрий Волохов
1 июня 1930
Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня, Слева Покровский собор, 1910—1935,   https://pastvu.com/p/162596<br>, Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища), Угличский район, Ярославская область
Слева Покровский собор, 1910—1935,   https://pastvu.com/p/162596
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1929
Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня, Южный фасад. Фото 1910-1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК № 15383878)<br>, Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища), Угличский район, Ярославская область
Южный фасад. Фото 1910-1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК № 15383878)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня, Фото начала ХХ века. https://uglmus.ru/about/publics/bogoyavlenskii_trapeznii_hram/<br>, Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища), Угличский район, Ярославская область
Фото начала ХХ века. https://uglmus.ru/about/publics/bogoyavlenskii_trapeznii_hram/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1 сентября 1900



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  3 декабря 2022

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня.

...Еще одной древней постройкой монастыря была церковь во имя Богоявления Господня. Храм, который остался запечатлен на фотографиях и рисунках, построили во второй половине XVII века (или, по предположению, перестроили пострадавший в Смуту храм XVI века). Здание имело подклет, храмовая часть была бесстолпной пятиглавой с тремя апсидами, с запада примыкали трапезная и кельи.

Текст: Александра Шапиро, сайт https://indicator.ru/humanitarian-science/rossiiskie-drevnosti-ischeznuvshii-pokrovskii-paisev-uglichskii-monastyr.htm


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 сентября 2023

Значительный пятиглавый храм возвышался к северу от Покровского собора, образуя с ним симметричную группу. Как и другим зданиям обители, ему посвящено крайне мало публикаций и даже имеющиеся «жалкие крохи» наполнены неточностями и ошибками.

Начнём с того, что архимандрит Антоний и вслед за ним многие другие авторы сообщали, что храм упоминается в 1596 году. Как и в случае с Никольской церковью, эта ссылка на более ранние «приправочные книги» ошибочна – касается не зданий монастыря, а земельных владений. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов о храмах сообщается следующее: «церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да другой храм Николы Чудотворца под колоколы каменные, да тёплой храм Преподобнаго Чудотворца Сергия древян, клецки, верх шатровой».

Как можно заметить, описание не только не отражает период конца XVI столетия – в нём вовсе нет Богоявленской церкви, но есть одноимённый придел Покровского собора. По сообщению Типографской летописи, наряду с соборным храмом он был освящён в октябре 1523 года. Этот придел, очевидно, не существовал изначально при постройке собора в 1479-1482 годах. Принято считать, что Паисий, став настоятелем монастыря, построил деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Возможно, полвека спустя храм упразднили, а посвящение перенесли в придел. Очевидно, на протяжении последующих полутора веков в Покровском монастыре не имелось отдельной Богоявленской церкви.

Исследователи, описывая ансамбль Покровского монастыря, обычно упоминают о существовании Богоявленской церкви в 1596 году, но при этом неизменно отмечают, что её облик всецело принадлежал XVII столетию. Как свидетельствуют приведённые выше факты, «документальное известие» недостоверно – храм получил облик, типичный для второй половины – конца XVII века, не в результате перестроек, а потому что в тот период изначально был построен.

Храм имел несомненное сходство с другим местным памятником – церковью Одигитрии Воскресенского монастыря. Оба здания относятся к типу трапезных храмов – включают комплекс помещений бытового и хозяйственного назначения. Нетрудно заметить совершенно аналогичные объёмы, поднятые на высокий подклет. Такова прямоугольная, вытянутая в поперечном направлении храмовая часть, завершённая ярусом глухих кокошников. Сильно выступающие алтарные апсиды, разделённые лопатками. Практически одинаковые пояски с поребриком и Т-образными «городками», широкие угловые лопатки. Близкие формы наличников.

Говоря о последних, отметим, что у двух храмов в оформлении северного фасада доминируют наиболее простые наличники с треугольными сандриками, но в Воскресенском монастыре они также использованы в оформлении окон подклета. В Богоявленской церкви преобладают килевидные вогнутые сандрики, а проёмы южного фасада храмовой части получили наиболее нарядные наличники с фигурными многолопастными очельями и рядами миниатюрных двойных кубышек в боковых частях. В оформлении южного и западного фасадов церкви Одигитрии преобладают наличники с парными килевидными сандриками.

Ещё одним отличием являлась композиция окон храмовой части. Богоявленская церковь имела более насыщенный и сложный декор из наборного лекального кирпича. Объём здания был удлинён в западном направлении – к трапезной примыкали паперть и ещё ряд помещений.

Наиболее ценные сведения о здании содержатся в Описных книгах 1702 года: «Церковь тёплая каменная во имя Богоявления Господня, да в пределе престол во имя Сергия Радонежскаго чудотворца, о 5 главах, главы обиты черепицею зелёною… перед трапезою паперть, перед папертью палатка отдаточная, да келья жилая, каменные ж, а в них 5 окошек больших с решётками железными, окончики слудяные; 2 печи изращатые зелёные, у трапезы всход каменный…»

В отличие от Покровского собора, внутреннее убранство было довольно скромным – включало тябловый иконостас с местным, деисусным и праздничным рядами, иконы которых, несмотря на недавнее построение храма, оказались ветхими. Клиросы и архимандритское место были каменные. Немало икон находилось в братской трапезной. Там же были упоминавшиеся печи с зелёными «муравлеными» изразцами. В середине XVIII века значится более сложный декор иконостаса, включавший «царские двери и сень мелкой рези, посеребрены», позолоченные каймы и столбики.

Исследователи отмечали непропорциональность пятиглавия храма. Можно предположить, что изначально завершение было лучше согласовано с формой тесовой крыши, не скрывавшей кокошники в основании барабанов. Миниатюрные луковичные главы, подобно единственной главе церкви Одигитрии, очевидно, были каменные. Покрытием служила поливная зелёная черепица. Также важно учитывать наличие придела Сергия Радонежского, располагавшегося в апсиде дьяконника и явно завершённого дополнительной главкой. К зданию, вероятно, с южной стороны примыкало крыльцо, с которого был вход в помещение паперти и трапезную палату.

Будущее оказалось немилосердно к Богоявленскому храму. Ко времени составления описи имущества 1834 года храм и придел были упразднены, а трапезная перестроена в келейный корпус. На втором этаже сооружены сводчатые кельи и продольный коридор. В трапезную преобразована одностолпная палата подклета, к которой прилегали кухня, пекарня и две кладовые.

В 1834-1839 годах церковь была возобновлена на средства купца М.А. Братцова и освящена 24 сентября 1839 года. При этом новый иконостас столярной и резной работы, по фасаду, утвержденному архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением, изготовлен заозерским мастером Семёном Ивановичем Стрелковым.

Несмотря на многочисленные перестройки, Богоявленская церковь в значительной степени сохраняла облик и основные объёмы. В особенности это касается храмовой части и алтаря, практически не подвергшихся искажениям. Это был один из наиболее интересных памятников архитектуры Угличского края – равноценный памятникам Воскресенского и Николо-Улейминского монастырей. Как и Покровский собор, Богоявленский храм можно отнести к числу крупнейших и наиболее трагических утрат.

Е. Лиуконен "Богоявленский трапезный храм", https://uglmus.ru/about/publics/bogoyavlenskii_trapeznii_hram/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2024

«…К деятельности угличских зодчих может быть отнесен еще ряд памятников. Например, Богоявленская церковь Покровского монастыря, не имеющая точной датировки, но, очевидно, возведенная в 1680-1690-х гг. Своим обликом и композицией она явно копирует трапезный храм Воскресенского монастыря, повторяет многие использованные детали и приемы. Можно еще отметить Введенскую церковь Николо-Улейминского монастыря, завершенную в 1695 г. Данный храм, по мнению С.Е. Новикова, строился под явным влиянием московского зодчества, включает редкую форму трехлучевого «звездчатого» наличника, но при этом можно отметить распространенные в угличских памятниках карниз из Т-образных «городков», формы других наличников с килевидными сандриками. Примечательно, что на композицию храмовой части также оказал влияние трапезный Благовещенский храм Борисоглебского монастыря (1524-1526), перестроенный в XVII веке. По его примеру могли быть выполнены средние лопатки южного фасада четверика, прерывающиеся над окнами, а также кокошники с сухариками…»

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "К вопросу о каменном строительстве в Угличском крае в XVII - нач. XVIII вв." https://uglmus.ru/about/publics/Liukonen_stroitelstvo/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«… 28 сентября 1837 года подрядчик С.И. Стрелков заключил контракт с угличским 1-й гильдии купецким братом Михаилом Алексеевым Братцовым, по которому порядился в церковь Богоявления Господня угличского Покровского монастыря сделать новый столярной и резной работы иконостас по имевшемуся в означенном монастыре фасаду, утверждённому архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением. Работа оценивалась в 1000 рублей ассигнациями, срок определён в шесть месяцев до 1 апреля будущего 1838 года. Заказчик и изготовитель обязались хранить сей контракт с обеих сторон свято и ненарушимо…»

Из статьи Евгения Лиуконена «Контракт сей с обеих сторон содержать свято и ненарушимо…» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 98.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.