В 1816 г. в Матвеево приехал священник Фёдор Никитич Елизаров — первый, обосновавшийся здесь и потянувший за собой священническую ветвь рода Елизаровых-Розановых, в нескольких поколениях являвшихся служителями и устроителями здешних церквей. Фёдор Никитич — дед известного философа, писателя, публициста Василия Васильевича Розанова, оригинального мыслителя, интересовавшегося вопросами пола, семьи, религии. Сам философ родился в 1856 г. в городе Ветлуге. Матвеево — родина его отца, Василия Фёдоровича Розанова; здесь прошли его детские годы. В 1839 г., будучи старшим священником прихода, Фёдор Никитич Елизаров в клировой ведомости записал, что “каменная церковь с такою же колокольней” — крепка, а Богородицкая крепка стенами, однако крыши её “уже ветхи… и полы опустились”. К середине сороковых годов появилась необходимость в строительстве нового храма.
О сооружении каменного храма повествует И. Х. Тлиф в книге “Корень рождения моего…” (К истории рода В. В. Розанова): “Возведение храма — это дело эпохальное. Возглавлял его начальный священник, но строили храм всем приходом. Объявили сбор средств, устроили в определённых местах кружки для пожертвований, состоятельные горожане поддерживали предприятие крупными вкладами. По составлении нужной суммы отправили прошение епископу — о разрешении строительных работ. По приходе храмозданной грамоты начали подвозить лес, железо для кровли, известь, камни для фундамента. Если же случалась поблизости годная глина, прямо на месте выделывали кирпич, ставили печи для обжига, сараи для его хранения. Мастеров-строителей обычно присматривали загодя. Справлялись в других приходах, а порою и за пределами епархии, прочен ли и благолепен видом их новый храм. В случае, если работа сделана по совести, сговаривали умельцев к себе на взаимовыгодных кондициях”.
Новый Рождества-Богородицкий храм был готов к 1855 г. (в некоторых источниках указывается 1858 г.). В 1859 г. его устроители, в том числе Евгений Фёдорович Песков, также и староста церкви, отличившийся особым усердием при возведении церковной ограды, были отмечены наградами епархиального начальства. Фёдор Никитич на вручении наград не присутствовал, он умер за год до открытия храма — 20 января 1857 г.
Преемник отца Фёдора, священник Николай Птицын, в докладе епископу сообщал: “Храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святого Пророка Илии и преподобного Макария Унженского Чудотворца… как по обширности своей, так и по богатству отделки внутри, заслуживает внимания. Иконостас и в нём колонны позолочены червонным золотом на полименте. Стены украшены живописью лучшего письма, и, вообще, всё в этом храме носит печать величия и торжественности…”
Нужно обратить внимание на то, что писал это человек, хорошо сведущий в церковном искусстве, образованный, способный дать глубокую оценку в соответствии с духом времени и общественными потребностями.
Через четыре года после смерти Фёдора Никитича под сводами новой церкви зазвучал “крепкий басовый голос” его внука, дьячка Петра Елизарова. Внуку в ту пору было 19 лет.
Хранительницей духовного здоровья, наставницей и очагом просвещения для жителей села и его округи была церковь. Её духовный строй и лад пронизывал всю жизнь прихожан, их быт и бытие; она же воспитывала и обучала их. В той же книге “Корень рождения моего…” Ирина Тлиф приводит такое свидетельство: “…И малые и взрослые исповедники, чтобы не стояли праздно, не дремали, а другие не говорили пустых слов, все по приглашению Священника сбираются со всего храма в одно место и слушают: взрослые — Заповеди Господни, а малолетние научаются необходимым молитвам. Для взрослых Катехизис читается Диаконами, а для малолетних молитвы причетниками. Порядок преподавания простой — сначала складывается вопрос, потом передаётся ответ и повторяется раз пять и более с изустным толкованием…”.
Поскольку крестьянские дети привыкли к такой понятной им методике образования, открывшееся в 1851 г. в Матвееве начальное училище, существовавшее на попечении палаты государственных имуществ, было скоро упразднено — “за малочисленностью и малоуспешностью обучавшихся”. А вот открытая в 1861 г. при церкви школа была востребована. «Пособия на её содержание не выделялось, своего помещения школа не имела — дети занимались прямо на дому одного из местных священников. Поочерёдно, “всем причтом”, обучали их грамоте и письму, катехизису и Священной Истории, и к концу года выучили 109 мальчиков и девочек, — повествует И. Тлиф, приводя далее свидетельство священника Василия Арсеньева (зятя Ф. Н. Елизарова). — …Успехи учеников нас радуют, все… они учатся без всяких принудительных мер с нашей стороны, каждый по способностям своим учиться… а с малоуспешными мы занимаемся гораздо более, особенно, если замечаем в них сильное желание выучиться…».
Успешные ученики впоследствии становились известными деятелями культуры. Так, в 1834 г. в семье приходского священника Евсигнея Фёдоровича Пескова родился будущий церковный историк Евгений Евсигнеевич Голубинский — автор фундаментального труда “История Русской Церкви”. Детство будущего учёного проходило в Матвееве, в доме отца. Детские впечатления оставили яркий след в его памяти. В своих “Воспоминаниях”, будучи уже маститым учёным, он приводит ряд ярких эпизодов из жизни матвеевского причта. Отец историка, Евсигней Песков, служил в церкви села Матвеева с 1832 по 1862 г., после чего уволился за штат и переехал на жительство в село Горелец к своему зятю священнику Иоанну Груздеву.
По архивным документам известно, что Голубинские-Песковы в 1842 г. понесли тяжёлые утраты: неожиданно умерла мать семейства, Анна Кузьминична, и сгорел дотла недавно построенный отцом Евсигнеем дом. Известно также, что дом был отстроен заново. Несомненно, что оба дома стояли на “церковной земле”, но память об этом за 100 лет стёрлась.
Об известном выходце из священнического рода Елизаровых-Розановых, Василии Розанове, уже говорилось. Кроме того, и многие другие потомки устроителя Матвеевского храма отца Фёдора Елизарова стали известными учителями духовных училищ, церковноприходских и земских школ. Все они, будучи носителями духовных и культурных традиций русского православия, являлись просветителями, хранителями нравственности и культуры в России.
По материалам: Колова О.В. Село Матвеево. История и люди села – в очерках. – Кострома, 2010. сhttps://life.kostromka.ru/matveevo/church/