ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бобрик. Церковь Спаса Пребражения.

Преображенська церква


Бобрик. Церковь Спаса Пребражения
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:не позже 1801. 1801 г. - перенесена с хутора Загайцы; колокольня - 1848 г..
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Роменский район, село Бобрик

Координаты: 50.669546, 33.50989 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Спаса Пребражения, Старинное фото из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор М. Макаренко<br>, Бобрик, Роменский район, Украина, Сумская область
Старинное фото из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор М. Макаренко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Спаса Пребражения, Фото 1929 года из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор С. Таранушенко<br>, Бобрик, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 октября 2022

Бобрик. Церковь Спаса Пребражения.

с. Бобрик. Преображенская цр., дерев., в одной связи с колокольней, хол., постр. 1801; жалов. 1-му свящ. 137 р. 20 к., 2-му свящ. 103 р. 88 к., 1-му псал. 51 р. 94 к., 2-му псал. 35 р. 28 к.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 98, мещ. 110, каз. 1901, крест. 3025; дерев. 14 от 3 до 12 вер.; ст. Беловод Южн. ж. д. 2 вер.; почт. отд. Бобрик; расст. от Консист. 160 вер., от благоч. 8 вер.

Свящ. Иларион Михайлов Малиновский, Иланн Иоаннов Гонтаровский, псал. Максим Стефанов Язловский, Павел Николаев Верещака; церк. стар. крест. Иоанн Филиппов Бажал.

Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 января 2025

Дата постройки Преображенской церкви неизвестна. В плане все срубы прямоугольные, здание одноверхое. Чертежа обмера плана нет, сохранились только чертеж обмера продольного разреза, фото и записи в дневнике. Схема плана реконструирована нами на основе анализа чертежника (чертежа) разреза и фотографии внутреннего облика церкви, зафиксированного в ортогонале.

Раньше постройка, по преданию жителей, стояла в хуторе Загайцы возле села Серебряного. Была перенесена в Бобрик в 1801 г., в 1848 г. пристроили колокольню, соединили ее с бабинцем и в бабинце наслали помост для хоров и придела. Сооружение в современном виде - образец сочетания традиционного типа украинской народной деревянной одноверхой церкви с элементами ампировой архитектуры, которые она приобрела после ремонтов и переделок 1848 года.

Первоначальный план ее – крещатый, с невыступающим наружу срубом центра. Его образует пересечение под прямым углом двух удлиненных прямоугольников: один – длиннее и шире – продольный, второй – короче и уже – поперечный (подобный тип плана имела церковь в Оксютинцах). Составляется план из центрального прямоугольника, у которого ширина больше длины (отношение ширины к длине равно отношению диагонали квадрата к стороне квадрата); из алтаря и бабинца (до перестройки его) – прямоугольников, имеющих ширину такую же, как и центр, а длину – равную 1/2 диагонали центра; южного и северного рукавов – прямоугольников, имеющих одинаковую с центром длину, а сумма ширины южного (или северного) рукава и центра равна диагонали центра.

Срубы стен всех рукавов в современном виде, как и до ремонта, высокие, стройные. По бокам колокольни размещены портики с фронтоном (как и в церкви соседнего села Артюховки), с запада колокольни – тоже четырехколонный портик с фронтоном. Такими же четырехколонными портиками украшены южный и северный рукава. Над западными, а также южными и северными входными дверями – большие полурозеточной формы окна. Окна нижнего ряда в корпусе срубов стен – высокие с закругленным верхом.

Бабинец и притвор имеют еще второй, верхний ярус меньших квадратных окон. Были такие же квадратные окна и в алтаре и южном и северном рукавах. В алтаре в восточной грани сруба стен окно сохранилось, а в южной и северной гранях бабинца, южного и северного рукавов окна зашиты. В западных гранях южного и северного рукавов прорезано еще по одному крещатому с закругленными концами окну.

Все рукава снаружи перекрыты двускатными крышами с фронтонами. Четырехгранная призма сруба стен центрального участка возвышается над уровнем гребня крыш рукавов. Сруб стен центра переходит в низкий первый залом с четырьмя плоскими гранями. Невысокий, но широкий восьмерик волнистой крышей второго залома переводит массу верха в широкий глухой фонарь.

В интерьере первоначальные формы здания сохранились лучше, особенно в центральном участке. Сруб стен алтаря - стройный, перекрытый сейчас коробовым сводом (следствие ремонтов). В восточных углах сруба стен сохранилось по два резных ригеля, в западных углах – по одному.

Центральный сруб стен высокий. На высоте 8 м в углах сруба врублено по одному брусу-ригелю. На 1 м выше этих ригелей четырехгранная призма сруба стен начинает переходить в восьмигранную. Пазухи в углах закрыты наклонными клиньями. Внешне этот переход четырехгранника в восьмигранник замаскирован; здесь сруб стен до начала залома выглядит четырехгранной призмой. В интерьере сруб стен центрального участка вверху упрочнен сплошным кольцом ригелей. Над ним начинается сруб стремительного, динамичной формы первого залома.

Форма восьмерика в интерьере выглядит совсем не такой, как снаружи; внутри восьмерик – стройная, резко вытянутая по оси юг - север призма. Завершает восьмерик сплошное кольцо резных ригелей, разграничивающее объемы восьмерика и второго залома. Грани второго залома имеют более крутой наклон и более динамичную форму, чем первый залом. Энергично сузив объем верха, второй залом переходит в широкий и невысокий глухой фонарь, перекрытый плоским плафоном по сволоку, уложенному по главной оси здания.

В целом сруб стен центрального участка - призма вытянутых вверх пропорций. Просветы к южному и северному рукавам и бабинцу высокие, вытянутые вверх; завершаются они полукругом. Верх центрального участка в интерьере также высокий, стройный, энергично вытянутый вверх. Южный и северный рукава - маленькие помещения, перекрытые коробовым сводом.

Старая западная граница бабинца отмечена в интерьере остатками западной грани в виде заплечиков. Внутри бабинца и притвора расставлено в два ряда шесть колонн, поддерживающих сволоки, на которые наслан помост хоров и придела. От центрального участка хоры отделяет перегородка из балясин. Перекрыты хоры Коробовым сводом. Обмерные чертежи плана погибли, и сохранился лишь обмерный чертеж продольного разреза. Схему плана срубов стен, Основные размеры восьмерика и фонаря мы реконструировали на основе чертежа разреза и анализа внутреннего вида верха церкви, сфотографированного в ортогональной проекции. При этом мы исходили из предписаний, по которым строились формы других обмеренных нами сооружений Левобережья. Реконструкция плана и обмерные чертежи разреза и стали основой для анализа архитектурных форм памятника.

Анализ контура кольца ригелей при вершине сруба стен центрального участка приводит нас к выводу, что план центра прямоугольник, у которого отношение длины к ширине равно отношению стороны квадрата к диагонали его. Длину плана центра дает нам чертеж разреза, что и позволило построить схему плана центрального участка. Длина плана алтаря и бабинца равнялась 1/2 диагонали центра, а ширина плана алтаря и бабинца – ширине плана центра.
Длина плана южного и северного рукавов равна длине центра, фотографии же позволили прийти к выводу, что сумме ширины рукава и центра равны диагонали центрального прямоугольника.

Высота сруба стен алтаря до первого ригеля равна длине плана участка, а полная высота сруба стен алтаря – 1/2 диагонали квадрата со стороной, равной длине алтаря. Окна нижнего ряда заложены на высоте, составляющей 1/2 длины плана центра, а квадратные – на высоте, равной длине плана центра. Нынешняя внутренняя высота алтаря равна двойной длине плана участка, или ширине плана центра и южного рукава, вместе взятых. Высота сруба стен центра до первого ригеля равна ширине плана участка, а до начала перехода четверика в восьмигранник – диагонали плана участка. Полная высота сруба стен центра равна сумме полной длины плана центра и алтаря.

Церковь в Бобрике принадлежит к группе зданий, в которых размеры восьмерика перекликаются с размерами плана алтаря. Грани первого залома наклонены под углом 70° и высота его взята из расчета, чтобы длина восьмерика равнялась 1/2 ширины плана центра, ширина – длине плана алтаря; высота восьмерика – 1/2 ширины его. Окна в восьмерике заложены над верхним венцом сруба стен на высоте 1/2 ширины восьмерика. Высота восьмерика и первого залома равна 1/2 ширины плана центра. Второй залом в разрезе имеет вид трапеции. Шаблоном для составления граней залома послужила нижняя часть равностороннего треугольника с основанием, равным длине восьмерика (вверху). Высота шаблона второго залома равна высоте первого залома. У фонаря длина и ширина равны высоте восьмерика (1/2 длины плана алтаря), а высота фонаря – высоте второго залома.

Высота верха центрального участка равна диагонали четырехгранника, составляющей южную половину плана центра. Общая внутренняя высота центрального участка равна ширине плюс диагонали плана участка. Следовательно, он значительно превышает первоначальную длину плана здания. Это свидетельствует, что церковь действительно в 1801 г. перенесена на новое место, а построена она была раньше. Никаких черт, характерных для эпохи усиленного воздействия классических принципов, в пропорциях сооружения нет.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.