ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Крохино (акватория Шекснинского водохранилища). Часовня Василия Великого.

Часовня над могилой князя Глеба Белозерского


Крохино (акватория Шекснинского водохранилища). Часовня Василия Великого
Деревянная часовня.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Василия Великого
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Белозерский район, акватория Шекснинского водохранилища на месте села Крохино

Координаты: 60.060554, 38.043308 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Часовня Василия Великого, Фото из книги Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. — Вып. 1: Белозерский край / Изд. А. А. Жукова. — Б. м., 1914.<br>, Крохино (акватория Шекснинского водохранилища), Белозерский район, Вологодская область
Фото из книги Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. — Вып. 1: Белозерский край / Изд. А. А. Жукова. — Б. м., 1914.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Часовня Василия Великого, Фото Равдоникаса В. И. Снимок сделан в 1929 году<br>, Крохино (акватория Шекснинского водохранилища), Белозерский район, Вологодская область
Фото Равдоникаса В. И. Снимок сделан в 1929 году
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  11 сентября 2022

..."А егда оубо град Белоозеро стоял на оусть Шексны реки, тогда соборная церковь стояла, иде же ныне Княжее зовомо. И ныне на том церковном месте стоит часовня, а в ней почивает благоверный князь Глеб Василковичь, державец града сего Белаозера".

...Трагедия «Батыева нашествия», завершившаяся мученической гибелью князя Василька Константиновича Ростовского, становится прологом для начала «настоящей» местной белозерской истории, поскольку именно сын Василька — Глеб стал основателем самостоятельного Белозерского удельного княжения и местной княжеской династии. По логике развития «исторического мифа» образ князя Глеба должен быть прорисован особенно тщательно, поскольку в сохранившейся письменной и устной традиции средневекового Белозерья личность Глеба Васильковича чрезвычайно примечательна и функционально близка образу культурного героя. Наиболее ярко это проявляется в Летописце (Сказании) Троицкого Устьшехонского монастыря, повествующем о построении князем Троицкой Устьшехонской обители и Спасо-Преображенского монастыря на Каменном острове Кубенского озера. Но в данном тексте автор практически не касается биографии и деяний князя Глеба, специально подчеркивая лишь, что он «начал княжити на Белеозере, и на Вологде, и на Устюге Великом», а по смерти «положен бысть на Белеозере в соборной церкви святаго Великаго Василия Кесарийскаго».

Столь же фрагментарно выглядят сообщения о переселении белозерцев и перенесении храма «с Шексны реки в Карголом» и уничтожении города и соборной церкви польско-казацким отрядом. Вновь отстроенный, но уже успевший ко второй половине этого же столетия сильно обветшать, храм окончательно уступил первенство новой соборной церкви, главный престол которой был освящен во имя Преображения Господня.

Стараясь убедительнее подчеркнуть историческую значимость прежнего собора, древнерусский книжник приводит в завершении повествования предание о часовне, выстроенной белозерцами на месте бывшего города («егда оубо град Белоезеро стояло на оусть Шексны») и бывшего соборного храма. Именно там, по мнению автора (да и большинства белозерцев), «почивало» тело князя Глеба Васильковича — «державца града сего Белаезера». Это сообщение также требует посильного комментария. 

Согласно летописи, князь Глеб Василькович умер 13 декабря 1278 года в Ростове, где и был первоначально похоронен. Ростовский епископ Игнатий, отпевший тело князя в ростовской соборной церкви, через девять недель приказал произвести перезахоронение его останков в Спасском монастыре. О дальнейшей судьбе праха князя Глеба летопись умалчивает. Но, видимо, именно с этого времени берут начало предания о нахождении захоронения Глеба на земле Белозерья — в соборном храме на «месте Княжьем» на «устье» (истоке) Шексны.

Следует упомянуть, что это предание включено также в «Летописец Троицкого Устьшехонского монастыря» и повторяется в «Описании города Белозерска» конца XVIII века. Часовня с гробницей была хорошо известна историкам и краеведам XIX века. В публикации 1853 года «Курганы близ города Белозерска», анонимный автор сообщает о перестройке часовни в 1823 году. При этом «были найдены огромной величины человеческий череп и ножные кости, которые оставлены в той же могиле». Тот же автор указывает на существование местных легенд, по которым могила Глеба располагалась не только на Старом городе, но и на месте Троицкого Устьшехонского монастыря, а также в самом городе Белозерске.

...Последняя мифологема церковного летописца прямо отождествляет нахождение останков князя Глеба с Васильевской часовней, построенной на месте бывшего первого соборного храма древнего Белоозера...

По материалам: Р.П. Биланчук. Летописец белозерской соборной церкви Василия Великого и проблемы реконструкции местного текста культуры // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 308-322.

В г. Белозерске сохранялось устойчивое предание, записанное впервые не позднее кон. XVI в., что останки Г. В. покоятся в покинутом жителями в кон. XIV в. г. Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя свт. Василия Великого (часовня и курган, на к-ром она стояла, были разрушены в 50-х гг. XX в.). В рукописи РГБ. Ф. 178. № 3445. Л. 183 об. сохранился рисунок сер. XVII в. с изображением часовни и припиской, что там «почивает благоверныи князь Глеб Василевич Белоозерьскии» и находится «гроб князя Глеба».

https://www.pravenc.ru/text/165103.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.