ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вышний Волочёк. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Вышний Волочёк. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1907 и 1915.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Тверская область, г. Вышний Волочёк, угол Казанского проспекта и ул. Демьяна Бедного

Координаты: 57.590677, 34.560854 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
MobiSim
1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Денис Ивлев  5 августа 2022

Первое упоминание о вышневолоцких «поповцах» относится к 1834 г. Это были старообрядцы, которые к «наставнику Афонасью никакого отношения не имеют, а приемлют беглых попов из разных мест приезжающих». Так о вышневолоцких поповцах писал местный благочинный Василий Петров. О каком-либо особом молитвенном доме он не упоминает, однако указывает, что подобных старообрядцев в Вышнем Волочке «малое количество» под руководством вышневолоцкого мещанина Егора Афонасьина Сергиевского, в доме у которого и проходили «в праздничные дни для богомолья сборища». Хоронили своих умерших вышневолоцкие поповцы вместе с членами беспоповской общины на кладбище в Тетерках под Вышним Волочком.

В 1863-1865 гг. находятся первые сведения о Белокриницком старообрядческом «молитвенном храме», в котором местная администрация отобрала книги, иконы, облачения и другие предметы на сумму 1200 руб. Все отобранное отправлено в Тверскую Духовную консисторию. Пока остаётся неизвестным, где находился молитвенный дом. Возможно, позднее каменную Казанскую церковь белокриницкая община построит именно на месте молитвенного дома.

Строительство нового молитвенного дома в Вышнем Волочке начали в 1890 г. Из обращения старосты общины Ивана Васильевича Гараева за помощью к архиепископу Московскому и всея Руси Савватию (Левшину) следует, что через два года строительство так и не было завершено. Настоятелем молитвенного дома в это время значится священноиерей Филипп Сергеевич Гусев. В 1892 г. между попечителями общины Николаем Тимофеевичем Макаровым и Соколовым разгорелся конфликт, который привёл в переводу о. Филиппа в д. Юрятино в храм святителя Николы. Новым свяшенноиереем Вышневолоцкой общины стал Анисим Лазаревич Елисеев. Однако и у него с попечителями прихода не сложились отношения. Перед началом Великого поста 1894 г. в Москву поступила телеграмма с требованием срочно вернуть священника на приход, т.к. выяснилось, что первую неделю поста он планирует пробыть в Москве. В добавок через несколько дней выяснилось, что священник и вовсе не в Москве, а на месте своего прежнего служения. После чего снова в Москву пошла жалоба на действия священника.

Конфликт удалось погасить. Отношения между попечителем Н.Т. Макаровым и священником наладились. О. Анисим прослужил в Вышнем Волочке до 1907 г. Однако, средств священнику явно не хватало. Попечитель даже просил высшее церковное начальство выделить «субсидию» священнику. Жалуясь на своё голодное положение о. Анисим «скрылся в Торжок». Финансовое положение на приходе вызвало недоумение у церковного начальства. Прихожан насчитывалось 700 человек, а священник почему то влачил голодное существование. «Священник скрылся, ключи от церкви не передал, церковную утварь, принятую от попечителей, под расписку не сдал. Как наши пастыри не по Евангелию поступают, не полагают душу свою за овца, а оставляют и бегают…», - писали архиепископу Иоанну (Картушину) попечители старообрядческого молитвенного дома.

В ответ архиепископ указал, что сам перевел о. Анисима в Торжок, а в Вышний Волочёк назначил о. Нестора. Если вышневолоцкие старообрядцы не готовы содержать иногороднего священника, то «хорошо бы, если бы в среде вас нашелся достойный кандидат на эту степень. Если имеется таковой в виду, то пришлите приговор и свидетельство отца его духовного: я, по рассмотрении этих бумаг, вызову его для рукоположения», - предложил архиепископ вышневолочанам.

В итоге и о. Нестор не остался на приходе. 27 марта 1907 г. к молитвенному храму в Вышнем Волочке назначен о. Зотик, окормлявший не только Вышний Волочёк, но и Валдай. При нём Вышневолоцкая община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии официально была зарегистрирована Тверским губернским правлением 8 апреля 1907 г.

В 1908 г. новым настоятелем общины стал священноиерей Григорий Трифонович Ширяев, переведённый через два года в г. Ржев. Он стал одним из участников закладки первого каменного старообрядческого храма в Вышнем Волочке. И хотя по оценкам самих старообрядцев община была весьма бедной, этот факт не помешал в 1911 г. в Вышнем Волочке начать сооружение на средства купцов Павла Ивановича Соколова, его супруги Елизаветы Александровны и председателя Вышневолоцкой старообрядческой общины Антона Михайловича Капустина особого каменного храма. В 1911 г. настоятелем общины в Вышнем Волочке был уже священноиерей Андрей Клюшкин. Из сообщения корреспондента журнала «Церковь» из г. Вышний Волочёк Тверской губернии следует, что 28 сентября 1914 г. на строящийся уже три года каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери «при большом стечении народа, состоялось торжественное поднятие крестов».

«Божественную литургию совершал епископ Геронтий, петроградский и тверской, при участии местного священника о. Андрея Клюшкина и местного вновь организорванного любительского хора, под управлением Ф.И. Гусева, - сообщал корреспондент, - По окончании водосвятия совершенного в храме, крестным ходом пришли к месту поднятия крестов, после чего епископом Геронтием было сказано слово на тему: «Значение Креста и благоустройства церквей».

Освятили храм 21 декабря 1915 г. «Приход наш бедный, кажется, никогда не мог подумать о такой церкви, какая создалась» , - писал очевидец события. Чин освящения совершил епископ петроградский и тверской Геронтий в сослужении священников – местного настоятеля о. Андрея Клюшкина, а так же участвовавших в закладке храма о. Григория Ширяева из Ржева, протодиакона о. Харлампия из Петрограда, а так же диакона о. Ферапонта из Москвы. В богослужении участвовали певчие Остоженской общины.

Из текста следует, что храм был рассчитан на 200 прихожан, «имела очень приличный наружний вид и внутреннее оборудование», которое описывалось как «очень красивое, новое и ценное». На колокольне поставили шесть колоколов весом 70 пудов «за счет благотворителей Соколовых». Рассчетное количество прихожан не противоречит данным последующих списков общины. Очевидно, число 700 в оценках начала XX в. всё же противоречит действительному положению вещей.

Убранство интерьеров и предметы утвари Казанской церкви в Волковом переулке помогают установить описи инвентаря, принадлежавшего общине. В алтаре значатся престол и жертвенник, а так же богослужебные сосуды и 16 икон, в иконостасе 81 икона, а в храме 71. 3 креста, 2 хоругви, 12 подсвечников, 1 паникадило. В дополнительной описи декабря 1925 г. указывались сама «старообрядческая каменная церковь», при которой имелось шесть колоколов. Самые большие весили 29 пудов 27 фунтов, 14 пудов 37 фунтов и 6 пудов 21 фунт. Так же указывалось, что при церкви «имеется один дом деревянный для проживания церковного культа, прихожан крестьян приезжающих. Одна старая избушка и старая баня».

С приходом к власти большевиков жизнь прихода поначалу мало изменилась. В 1919 г. Древне Старообрядческая община во имя Казанской Божией Матери города Вышнего Волочка в Волковом переулке подписала типовой договор на пользование «каменным зданием» храма и имуществом. Под договором стоят подписи священника А. Миронова, председателя общины В. Преображенского, секретаря С. Николаева. 27 августа 1923 г. община прошла установленную для всех религиозных организаций процедуру перерегистрации.

Собранные общиной документы Вышневолоцкий уездный исполнительный комитет передал на регистрацию 14 июля 1923 г. В списках членов общины значилось 129 жителей преимущественно деревень Кузнечиха, Жальцы, Кривцово, Степково Заборовской волости и только примерно треть списка – жители Вышнего Волочка. Среди служителей культа указан священник Миронов Афанасий Степанович, проживающий по адресу г. Волочёк, Волков пер., д. 29, происходивший из крестьян. Временем присоединения к данному культу указан 1862 г. – очевидно дата рождения.

В документах прихода начала 1920-х гг. мы находим записи хозяйственного содержания. Так, указанный в описи «горелый струб» в 1926 г. разрешили утилизировать. В списке верующих за 1926 г. значится 134 человека. Документ от мая 1927 г. указывает количество прихожан храма – 144, 3 члена церковного совета, 1 священник. Приход значится принадлежащим Ленинградской и Тверской епархии. Под справкой поставили подписи председатель общины Преображенский и секретарь С. Николаев.

В заявлении на разрешение исправить сарай при общине мы находим и адрес дома, принадлежащего Казанской старообрядческой церкви: ул. Демьяна Бедного, д. 32. Адрес самого храма указан в списке прихожан – членов Старообрядческой общины гор. Вышнего Волочка по улице Демьяна Бедного, д. 80. Это современный перекрёсток Казанского проспекта и ул. Демьяна Бедного, где расположено здание Вышневолоцкого медицинского колледжа.

В списке прихожан мы находим имя священника храма Миронова Афонасия Степановича, 67 лет, а так же его супруги Мироновой Марфы Ивановны, 62 лет, уборщицы при церкви и дочери Мироновой Марии Афонасьевны, 23 лет, псаломщицы. Всего вместе со священником и его семьёй на 11 июля 1929 г. было 318 членов общины.

Однако, это не помешало местной власти начать процедуру ликвидации общины и храма. «Февраля 23-го дня 1930 года комиссия в составе начальника гормилиции Астафьева, Райфо т. Вересова, Председателя Горсовета т. Иванова, неорганизованного населения т. Тихомирова произвели прием старообрядческой церкви и всего инвентаря, имущества и строения от представителей члена церковного совета т. Николаева Семена Николаевича и служителя культа т. Миронова выразившееся в следующем», - записано в акте передачи здания. В акте перечислено имущество храма: сосуды, иконы, иконостас, облачения, книги, мелкие вещи и колокола.

Судьба всего имущества храма была решена однозначно: «Принятые в поименованном в сем акте вещи комиссия считает необходимым сдать: 1. Медные и железные вещи в Рудметалторг, 2. Облачение негодное в утильсырье, 3. Шкафы и другую мебель в ЦРК. 4. Серебро состоящее из лжицы и оправы евангелия в Госбанк. 5. Хорошие ризы и другие одежды в РАЙФО. Предложить горкомхозу принять находящиеся при церкви строения состоящие из одного деревянного дома, сторожки и старой бани». В середине 1930-х гг. здание старообрядческой церкви снесли для постройки фельдшерско-акушерского училища. Возможно, кирпичи от здания пошли на строительство нового здания.

Кроме старообрядческой Казанской церкви в д. Кузнечиха Ясеновской волости Вышневолоцкого уезда – ныне Вышневолоцкий городской округ значился молитвенный дом. 16 декабря 1927 г. председатель общины молитвенного дома Е.Т. Кукушкин и секретарь В. Малофеев дали расписку священнику Афонасию Миронову в том, что во временное пользование в молитвенный дом взяты Евангелие и Апостол. Ещё один небольшой документ с просьбой взять копию с акта от мая месяца 1930 г. на утварь взятую в Кузнечихинскую общину даёт основание полагать, что в 1930-1931 гг. община продолжала существовать, тогда как Казанская церковь в Вышнем Волочке была закрыта в 1930 г.

Последним известным старообрядческим священником Вышневолоцкого района стал священноиерей Александр Устинов. О себе Александр Егорович в анкете показал такие сведения: «Родился в 1897 г., по 1916 г. конторщик фабрики, с 1916 по 1923 г. на военной службе, с 1923-27 г. не работаю, с 27 г. священнослужитель». Проживал священник в д. Заболотье Максатихинского РИКа. Среди судимостей значился «1 месяц принуд. работ за халатность». Анкета датирована 16 апреля 1929 г. и составлена была для общины д. Васютино Весьегонского уезда (ныне Максатихинский район).

Из сведений, собранных священником Евгением Чуниным (г. Ржев) об священноиерее Александре Устинове известно, что после восьми классов школы он обучался в старообрядческом институте на Рогожском посёлке. Окончив институт с отличием, он остался работать там же преподавателем. В 1926 г. повенчался с девицей Анной Яковлевной, которая была родом из д. Сальцы Новгородской области. 23 марта 1927 г. родился сын – будущий священноиерей Георгий Устинов. Возможно, отец Александр оказался в Заболоцкой церкви благодаря знакомству с купцом М.П. Цветовым. После 1929 г. он оказался в Вышнем Волочке, где окормлял весь Вышневолоцкий район, был настоятелем молитвенного дома в д. Кузнечиха.

Осенью 1937 г. отец Александр был арестован и осужден на 10 лет лагерей. Заключение отбывал в районе реки Шексна. После 6 лет заключения он скончался в 1943 г. от непосильного труда и голода. 24 августа 1964 г. дело было пересмотрено и священноиерей Александр был реабилитирован. Русской Православной старообрядческой церковью о. Александр канонизирован в лике священномучеников в 2001 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.