ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Урочище Дуброва. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня.


Урочище Дуброва. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Происхождения честных древ Креста Господня, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Владимирская область, Александровский район, Дуброва урочище.

Координаты: 56.535503, 38.584711 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
 

Церковь в селе Дуброве несомненно существует с самого начала XVIII столетия, но сведения о ее начале довольно противоречивы. По патриаршим окладным книгам 1705 года значится прибылою вновь «церковь Преосвященной Богородицы Казанской в Новосельском стану Переславского уезда Залесского в сельце Дуброве». Церковь эта построена стольником Карпом Евтихиевым Сытиным, к ней были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница, приходских дворов числилось 11, земли для причта было отведено 15 четвертей в поле, сена – 15 копен; дани с церкви было положено 19 алтын 4 деньги, заезда гривна.

В 1706 году выданы были антиминсы «тоя ж церкви попу Андрею Кузьмину» на 3 престола – Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия; очевидно, новопостроенная церковь была с двумя приделами. Эта церковь во имя Казанской иконы Божией Матери значится и в других документах патриаршего и синодального приказа под 1708, 1715 и 1738 годами. В 1746 году дани с нее положено 99 копеек. Из этих данных видно, что в Дуброве с 1705 года существовала церковь во имя Казанской Божией Матери; неизвестно только, деревянная или каменная. Но в делах синодального приказа 1738 года сохранилось прошение «Катерины Герасимовы дочери Кириловы жены Карповича Сытиной (очевидно, это жена сына упомянутого выше строителя) следующего содержания: «в вотчине моей в Новосельском стану в селе Дуброве имеется каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ, в которой на престоле одежда весьма ветха, також и образы от поту отопрели, и ныне я желаю вместо оной ветхой одежды сделать вновь и образа починить, а без указу не смею оного сделать и дабы указом повелено было о перемене одежды и о починке образов»…

В синодальном приказе найдена справка и по справке оказалось, что в 1738 году в Дуброве значится церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, «прибылая» в 1705 году. Но тем не менее разрешение было дано, освятить же на новом антиминсе поручено было игумену Лукьяновой пустыни Иессею, который в следующем 1739 году и доносил Святому Синоду о совершенном им освящении. Таким образом, в Дуброве существовал еще каменный храм другого наименования, построенный неизвестно кем и когда. Как же примирить два противоречивых указания? Здесь или действительно были две церкви или церковь Казанская была по какому-нибудь случаю переименована, как это бывало в других случаях. Но последнего предполагать нельзя: 1) во всех документах XVIII века церковь настойчиво именуется Казанскою; 2) едва-ли возможно, чтобы чрез 33 года (от 1706 до 1738 гг.) одежда на престоле оказалась «весьма ветха» и вызывала необходимость перемены; так что естественно предположить, что «каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ» другая церковь, древнейшая Казанской. Подобные постройки небольших каменных церквей при существовании деревянных были и в других селах, например, в Старинском погосте Судогодского уезда. Это последнее предположение до некоторой степени подтверждается местной церковной летописью, в которой сказано, что «местный помещик Воейков на основании документов своего архива сообщил местному священнику, что церковь во имя Происхождения Честных Древ начата постройкой по велению царей Иоанна и Петра Алексеевичей с благословения Святейшего Патриарха Андриана. Храмоздателем был родоначальник Воейкова польский воевода Карл Войтяг, в православии же Карп Кириллович Сытин».

Таким образом, мы останавливаемся на следующем предположении: в конце XVII века в Дуброве была построена небольшая каменная церковь, а в 1705 году – другая деревянная, в честь Казанской Божией Матери. Последняя церковь в конце XVIII уже не существовала, ибо священник села Дубровы показывал в 1799 году, что в Дуброве одна каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ, построена неизвестно когда.

Фасад каменного храма, как можно видеть на сохранившемся в церковном архиве плане, напоминал собою польский костел, по бокам его были две башни, в одной помещались колокола, а в другой – ризница. Престол в нем был один. В 1837 году прихожане решили расширить храм, пристроив к нему с западной стороны теплую трапезу с двумя приделами; первый был освящен в 1838 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а второй – в 1854 году в честь Святого Николая Чудотворца. Очевидно, эти приделы устроены в память бывших приделов того же имени в деревянной церкви. В 1843 году построена была и новая каменная колокольня.

Над престолом в холодной церкви устроена сень на четырех резных позолоченных колоннах. Самый престол поверх индитии обтянут медными сребряно-злащенными листами с различными священными изображениями на них; также и жертвенник обтянут с трех сторон металлическими отсеребренными листами с изображениями Святого Креста. Иконостас старинный резной художественной работы; над царскими вратами в отдельном прорезном щите утвержден Государственный герб. Иконостас этот возобновлен в 1866 году главным образом на средства помещика Куманина в память избавления Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 года; за свое пожертвование Куманин удостоен Высочайшей благодарности. 

1885 г. «В селе имеются: господский дом и мукомольная водяная мельница о двух поставах, при пруде. Церковь снабжена ризницей, утварью и св. иконами достаточно. Из икон замечательна святая икона Казанской Божией Матери по своей древности и особенному к ней благоговению не только местных прихожан, но и посторонних. Замечательны также по своей ценности: Св. Евангелие с сребро-позлащенными дсками, большой напрестольный Крест и некоторые из сосудов. Богослужебные книги имеются в полном составе, есть книги и журналы и для назидательного чтения.

Кладбищ существует два: одно при церкви, а другое на особо-отведенном месте.

В состав прихода, кроме с. Дубровы, в коем 18 дворов, входят следующие селения: д. Николаево, д. Неумойна, д. Домкино, и дер. Говелово; первая деревня отстоит от церкви в 4 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 468 муж. и 536 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть военные, купцы и мещане; прихожане занимаются хлебопашеством и возкой дров из рощей; раскольников в приходе нет.

Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Сергей Фигуровский.

При сей церкви земли: усадебной 1 д. и 104 кв. с., пахотной 27 д. и 1459 кв. с., сенокосной 7 д. 1596 кв. саж., выгонной 810 кв. с. и неудобной 170 кв. саж., а всего 36 д. и 1739 кв. с.; лесных дач нет. Особенного плана на оную землю при церкви не имеется, а вся земля значится во владельческом плане. Этой землей причт владеет сам. Дома у причта деревянные построены на церковной земле; в 1868 г. эти дома местным помещиком Алексеем К. Куманиным куплены в собственность церкви и, по его завещанию, на ремонт сих домов положен капитал на вечное время в 2000 р. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 877 рублей.
При Спасской церкви нет никаких благотворительных учреждений». 

Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из Св. икон особенным уважением пользовалась и почиталась за чудотворную Казанская икона Божией Матери в серебро-позлащенной ризе, венец с драгоценными камнями, убрус жемчужный; на оборотной стороне иконы сохранилась надпись, которую впрочем разобрать невозможно. На иконе Покрова Пресвятой Богородицы риза серебряная, на Богоматери риза шита жемчугом, в венце драгоценные камни; в ризу вставлен крест с частицами Святых мощей великомученицы Варвары, Феодора Тирона и др.; письмо иконы весьма древнее. Замечательны кресты: 1) медный вызолоченный, вложен в кипарисную дску, с частицами святых мощей: Святого Николая Чудотворца, Святого Петра, Алексия и Ионы Московских, Святого мученика Власия, Святого Стефана Пермского и царевича Димитрия; 2) Напрестольный крест, изображение Распятия отлито из серебра; внутри креста вложен кипарисный крест с частицами Святых мощей; 3) Напрестольный крест кипарисный обложен серебром; 4) Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с клеймом 1782 года. 

Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1839 года. 
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (838 руб.) – 32 руб. 72 коп.; б) от земли – 35 руб.; в) от помещицы Куманиной в обеспечение причта – 50 руб. и г) от служб и требоисправлений – 454 руб., а всего – около 570 руб. в год. 

Дома у причта церковные; приобретены они в собственность церкви помещиком Куманиным и на ремонт внесено две тысячи рублей. 
Земли при церкви: усадебной – 1 десятина 104 кв. сажени, пахотной – 27 десятин 1459 кв. сажени, сенокосной – 7 десятин 1326 кв. сажени, выгонной – 810 кв. сажени, неудобной – 176 кв. сажени, а всего – 36 десятин 1730 кв. сажень. Сверх церковной земли причт еще владел пахотной землей, данной в 1862 году помещиком Куманиным. В 1887 году новый помещик стал оспаривать у причта землю, но судом по давности владения земля оставлена за причтом. 

Приход состоял из села Дубровы и деревень: Николаева (в 4-х верстах от церкви), Неумойны (в 3-х верстах), Домкина (3 версты) и Говелова (2 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 453 души мужского пола и 488 женского, все православные. 

С 1885 года открыта в Дуброве церковно-приходская школа, учащихся в 1892-93 учебном году было 30. 

Арсений Флегонтович Покровский родился 10.06.1889 г. в с. Корелы Александровского у. Владимирской губ. До 28.08.1913 г. – священник с. Иванского Суздальского у.; 28.08.1913 г. – 1927 г. – священник церкви с. Нилы Переславского у.; 25.03.1927 по 1930 г. – священник церкви с. Дубровы Александровского р-на. Иван Алексеевич Агриков ок. 1870 (1873) г.р., уроженец с. Дубровы Александр. уезда. Отец – псаломщик с. Дубровы. С 17.06.1918 по 1928 г. – псаломщик церкви с. Дубровы Тирибровской вол. Александровского у. до ее закрытия.

По материалам: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 2]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.