ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Таштып. Церковь Рождества Христова (старая).

Христорождественская церковь


Таштып. Церковь Рождества Христова (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Христова
Год постройки:Между 1833 и 1835.
Год утраты:1946 (разрушена)
Адрес:
Россия, Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып

Координаты: 52.801395, 89.886887 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Рождества Христова (старая), Фото 1942 года с сайта ok.ru<br>, Таштып, Таштыпский район, Республика Хакасия
Фото 1942 года с сайта ok.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
7 ноября 1942
Церковь Рождества Христова (старая), Сбор отряда Осоавиахима в день 15-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на центральной площади с. Таштып. Комотряда Струков. ГКУ РХ <br>, Таштып, Таштыпский район, Республика Хакасия
Сбор отряда Осоавиахима в день 15-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на центральной площади с. Таштып. Комотряда Струков. ГКУ РХ
Евгений Ахматов
7 ноября 1932



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 мая 2022

Таштыпский Христорождественский приход открыт в 1833 году. Село носит название по реке, на которой оно расположено. Слово Таштып по-татарски означает каменистое дно. Выделился Таштыпский приход из прихода Аскызской Петро-Павловской церкви.

Селение Таштыпское основано казаками, назначенными для охраны границы. В начале была устроена сторожевая изба и конюшня, обнесенная кругом деревянной стеной; в последней были прорезаны небольшие отверстия для наблюдения и стрельбы по киргизам и другим неприятелям, которые делали набеги из смежной Монголии. Признаки этой караульной избы сохранились до настоящего времени, а именно: против кладбища, на берегу Таштыпа, видны окладные бревна и яма. В 4-х верстах выше села, на реке Таштыпе была устроена сторожевая будка на высокой отвесной скале; последняя и до ныне носит название "Будка".

Впоследствии для окарауливания границы потребовалось большее число казаков, а, следовательно, появилась нужда и в большем количестве жилищ. Таким образом было положено основание селению под названием "Таштыпский форпост" (в 1810-1820 годах). В 1852 году Таштыпский форпост был переименован в Таштыпскую станицу, начальниками которой состояли офицеры, по большей части, из простых урядников. В 1871 году селение Таштыпское перешло в ведение гражданского начальства, казаки перестали быть пограничной охраной и стали относить военную службу на общих началах.

Окрестности села представляют из себя леса, степь. Местность подвержена постоянным ветрам, с суровым климатом, - дни летом бывают очень жаркие, а вечером требуется шуба. Эпидемических болезней почти не бывает, страдает население более простудными болезнями и умирают, главным образом, от туберкулеза легких.

Приход Таштыпский отстоит от г. Красноярска в 700 вер., от Минусинска в 160 в., от железно-дорожной станции строющегося пути в 160 в. В селе Таштыпе учреждены волостное правление и почтовое отделение; от врачебного пункта в 85 вер. Деревень в приходе три: Имек в 4 в., Арбаты в 35 в. и Абакано-заводская в 25 в. Пути сообщения с последними двумя деревнями плохие.

Имек до 1914 года составлял с Таштыпским одно сельское общество, теперь эта деревня выделилась в самостоятельное общество. Деревня Арбатская основана одновременно с Таштыпским форпостом и также казаками. До 1852 года числилась станицей, а затем последняя была переведена в Таштып. Время основания как села Таштыпа, так и деревни Арбатской, относится к концу 17 столетия. Деревня Абакано-заводская начала свое существование одновременно с открытием завода, в 1866 году. Завод был открыт Московским купцом Кольчугиным. На месте рудника стояла кузница казака Александра Синкина, который и вырабатывал железо из руды, добываемой из горы под названием "Благодать"; богатства этого рудника неистощимы, чистого чугуна на сто (100) пудов руды падает 80%. В настоящее время завод принадлежит Серебряковой; дела завода ликвидированы в 1912 году. Население деревни, по случаю безработицы, разбрелось по разным местам.

В приходе церковь одна, зданием каменная с такой же колокольней и оградой; построена в 1883 году, в честь Рождества Христова. При церкви имеется скромная по размерам библиотека. Есть в районе и благочинническая библиотека. Молитвенных домов в приходе два, из них один в селе Таштыпе, на сельском кладбище, во имя Св. Николая; построен в 1874 году на средства Николая Неводчикова; 2-й во имя Св. Николая в деревне Арбатской; построен в конце 17 столетия местными жителями. Церковных школ в приходе нет; во всех селениях прихода имеются министерские школы, в собственных хороших зданиях. В селе Таштыпском 2-хклассная, а остальных селениях одноклассные школы. В приходе открыто церковно-приходское попечительство в 1907 году.

Причт в приходе одноштатный, состоит из священника и псаломщика, с жалованьем от казны священнику 300 руб., псаломщику 100 руб.; кружечных доходов за требоисправление причт получает до 800 руб. Причтовых домов два, построены за счет общества на общественной земле, деревянные, ветхие. Земельный надел запроектирован причту в 4-х отрубах, из них один под пашню депутатами с духовной стороны опротестован; неутверждены и другие участки, а потому и планов на них не имеется. Капиталов причта 1440 руб. 48 коп., церковных нет.

Жителей в приходе: 2809 челов. Большей частью казаки и крестьяне. Православных в приходе 1348 мужск. п. и 1261 женск. пола, сверх того инославных 4 мужеского пола. Раскольников австрийского священства 3 мужск. пола и 3 женского п., сектантов молокан-воскресников 5 м. п., 4 ж. п. Раскольники и сектанты пропаганды не ведут. Жители прихода занимаются хлебопашеством и скотоводством.

Источник: "Краткое описание приходов Енисейской епархии", 1916.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.