ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Егорий. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной, Георгия Победоносца
Год постройки:1782.
Год утраты:приблизительно 1985 (неудачная музеефикация, церковь перевезена в Гороховец и стала дровами)
Адрес:
Владимирская область, Гороховецкий район, урочище (село) Егорий

Координаты:56.219201, 42.461654
Проезд:Сухопутный вариант из Гороховца по понтонному мосту за реку Клязьму, далее на квадроцикле, внедорожник может утонуть. Зимой на снегоходе по акватории Клязьмы после установления льда. Водный путь через реку Клязьму от села Перово, на другой берег, но есть трудности найти лодку.


Добавить фотографию
Церковь Троицы Живоначальной - Егорий - Гороховецкий район - Владимирская область
Вид с юго-запада; номер в Госкаталоге:18055025; ФГБУК Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Олег Щёлоков
01.05.1900 - 31.10.1933
Церковь Троицы Живоначальной - Егорий - Гороховецкий район - Владимирская область
Вид с северо-востока; номер в Госкаталоге:18055065; ФГБУК "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Олег Щёлоков
01.05.1900 - 31.10.1933



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  10 марта 2022

Георгиевская слободка при озере Саке находится в безлюдной лесной местности за рекой Клязьмой на границе Владимирской и Ивановской областей в 15 километрах от Гороховца. Проехать по суше туда можно только в экстремальных экспедициях на мощных квадроциклах. Монахи пользуются резиновой лодкой и переправляются на другой берег от села Перово.

Эта слободка образовалась из подмонастырской слободки при бывшей здесь прежде Георгиевской пустыни. Георгиевская пустынь основана преподобным Сергием Радонежским и в те поры как его посылал в Нижний Новгород в 1365 году великий князь Дмитрий Иванович Донской к Нижегородскому князю Борису Константиновичу».

В начале 16 века в пустыне было два храма – во имя Живоначальные Троицы и св. в.-муч. Георгия; в пустыне жили старцы «пустынные отходники, питалися лыками и сено по болоту косили». – В первой четверти 16 в. пустынь была разорена Казанскими татарами и оставалась в запустении лет с 70. Собственных средств для восстановления у пустыни не было; пашни и лугов у ней нет, потому, что поставлена в пойме, «вода поймает вешняя от реки от Клязьмы и от болот». – Поэтому соборный старец Троице-Сергиева монастыря, от которого была в зависимости Георгиевская пустыня, Варсонофий Якимов бил челом о бедственном положении пустыни Царю Федору Ивановичу. Государь повелел старцу Варсонофию в той пустыне храм воздвигнути и священника и братию собрати, а для пропитания братии вместо руги пожаловал из доходов боярина Бориса Феодоровича Годунова в Муромском уезде луг Конюш-остров, «чтобы Угодника Христова Сергия славилось начало». Эта жалованная грамота подтверждена была затем царем Василием Ивановичем Шуйским в 1607 году и царем Федором Алексеевичем в 1680 году. Что пустынь Георгиевская была обновлена действительно, это видно из писцовых книг Гороховецкого уезда 1628 года. В книгах этих отмечено: «Троицы-Сергиева монастыря пустыня Егорьевская огорожена забором, в пустыне церковь Георгия Страстотерпца древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги – строение Троицкое; в пустыне черный священник Ермоген да 8 келей, в них 10 старцев. Да у той пустыни слободка, живут в ней монастырские детеныши, 14 дворов, да к пустыне ж деревня Лужки, в ней 3 дворов крестьянских и 4 бобыльских, 2 двора монастырских рыболовей, пашни монастырской по 45 четвертей в поле, деревня Мануила, в ней 4 дворов крестьянских, 13 бобыльских и 2 пустых, жители их сбежали безвестно куда, пашни по 69 четвертей в поле, сена 15 копен». Пустыни принадлежало тогда 14 озер и 13 истоков. Таким образом, через 37 лет после челобитной старца Варсонофия пустыня не только обновилась, но и имела уже и достаточные вотчины.

В переписных книгах 1678 года в Георгиевской пустыни показана та же церковь святого великомученика Георгия, при церкви священник, вдовый священник и 2 дьячка; в подмонастырской слободке монастырских детенышей 20 дворов. Судя по этим данным в 1678 году в пустыне не было уже монашествующих и она была близка уже к упразднению. Когда пустыня упразднена, с точностью неизвестно, но ранее 1764 года.

Из сохранившихся в церковном архиве грамот видно, что в 1782 году после упраздненной пустыни осталось две деревянных церкви Троицкая и Георгиевская. По просьбе прихожан обе церкви перестроены в одну с главным престолом во имя Живоначальные Троицы с приделом во имя святого великомученика Георгия. Эта церковь в 1867 году капитально ремонтирована. Престолов в ней по-прежнему два: главный – во имя Пресвятые Троицы, в теплом приделе – во имя святого великомученика. Георгия.

Утварью, ризницей, св. иконами ц богослужебными книгами церковь была весьма небогата. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями икона святого великомученика Георгия; она почитается «явленной». От прежнего времени сохранилось в церкви следующее: 1) сребропозлащенный напрестольный крест, по преданию, оставленный здесь преп. Сергием при основании пустыни; 2) напрестольное Евангелие в лист в серебряном вызолоченном окладе, приложенное в 1691 году строителем Георгиевской пустыни старцем Прохором Спесивцевым; 3) напрестольное Евангелие в пол-листа, обложенное штофом, шитым по местам серебром, издания 1634 года; 4) 12 миней месячных, из них на некоторых надписи, а именно: а) на июньской подписано, что она приложена в 1650 г. старцами Георгиевской пустыни Игнатом Кондратовым и Ионою Никитиным, б) майская приложена старцем той же пустыни Ефремом Лосевым, в) на сентябрьской подписано: «сию снятую и с Богом святыми и богоносными отцы собранную книгу месяц сентябрь конархистной печатной дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы – Сергиева монастыря в Георгиеву пустыню в церковь Живоначальныя Троицы и в.-муч. Георгия и преп. Сергия Радонежского Чудотворца того же Троицкаго Сергиева монастыря чернец Аверкий Шианов по родителех своих при священно-архимандрите Дионисии, иноке Феодосии и т. д. (перечисляются имена)... будет в той святой обители в Георгиевой пустыни игумен или строитель и священник и иноки и причетники церковные и им пожаловати по сей книге славя Бога родителей поминати, а из монастыря и церквей нигде не продали и не отдали и пели по ней и говорили, вредно не марати и воском не капати».
Приход состоял из слободки Георгиевской и деревень: Перово, Митино, Круглово; в них по клировым ведомостям за 1897 год числится 502 души м. п. и 553 ж. п., из коих 253 души раскольников разных толков.
(Добронравов, Березин, вып.5. 1898).
====
В середине 1980-х годов была попытка музеефицировать объект, автор-архитектор Анисимов Валерий Михайлович, управление "Владимирреставрация". Вполне себе опытный специалист, имеющий навык организации музея деревянного зодчества в Суздале и принимавший ранее участие в перевозках различных старинных деревянных объектов. Прораб тоже опытный, из Гороховца, Монакин Зиновий Степанович.

Для нового места Троицкой церкви был выбран Троице-Никольский монастырь в Гороховце, где было свободное место, оставшееся после разборки при большевиках Покровской надвратной церкви. Именно на месте Покровской церкви и планировалось поставить деревянную церковь из села Егорий. Деревянная церковь была раскатана на бревна и вывезена из обезлюдевшего села Егорий за Клязьмой, где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Троицко-Никольского монастыря без всяких пометок и охраны.

Заново церковь собрать так и не смогли. В первую очередь, это нужно отнести на трудности с финансированием к началу 1990-х, проще говоря, все бюджетные деньги кончились. Ухудшили ситуацию неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К Гороховецкому музею деревянная церковь прямого отношения не имела. Смотреть, следить, охранять брёвна, получилось, было некому, они стали ничейными. Специально создавать Музей деревянного зодчества в Гороховце по типу Суздальского из-за одной постройки смысла нет. Кроме того, территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежитий-бараков с минимальными удобствами и печным отоплением. Вот это самое отопление и "бесплатные дрова" всё решили. Судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого жилмассива очевидна, старые брёвна активно разворовывались, начались утраты порядовки, меток для сборки сруба, пока весь материал не распилили на дрова. Причём, что характерно, чтобы поленницы с дровами не падали, в качестве подпорки под них использовали соседний киворий-часовню в память Кожина. Скорее всего, местные истопники совершенно не догадывались, что за брёвна тут валялись, а если и догадывались, то никто ничего против распила им не сказал.

Через несколько лет после перевозки Троицкой церкви из Егория в Гороховец собирать уже было нечего. В архивах остались лишь красивые чертежи проекта реставрации. Подлинник материала был полностью утрачен, строить же новодел-имитацию для светских и советских властей противоестественно. Троицкая церковь стала жертвой безвременья эпохи развала СССР и начала 1990-х и бездарно погибла.

Сохранились её фотографии в фондах музея Щусева, г. Москва.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.