§ 3.3. «Шакшерская школа» как характерный комплекс пермской иконостасной скульптуры» посвящен комплексу поздних скульптур, созданных в нескольких селах Чердынского района и обладающих почти идентичными приемами исполнения.
Самая большая группа скульптур поступила в коллекцию Пермской галереи из церкви Богоматери Знамение с. Шакшер Чердынского района – здесь сосредоточено более 10 композиций, когда-то входивших в разные ярусы иконостаса. Церковь была построена в 1768 году, однако, судя по надписи на обороте одной из фигур комплекса (1835), его следует датировать первой половиной XIX века. Кроме того, к этой группе примыкает еще около 50 произведений, происходящих из близлежащих чердынских сел (Искор, Лимеж, Сиринское, Редикор). Они обладают единой стилистикой, камерными масштабами, близкими технологическими приемами.
Наиболее характерны для «шакшерской школы» две композиции Страстей Господних, возможно, составлявших отдельный ряд иконостаса – Снятие со Креста (инв. № ПГХГ, ДС-88) и Положение во Гроб (инв. № ПГХГ, ДС-87) из Знаменской церкви с. Шакшер. Обе сцены представляют собой многофигурные пространственные композиции, развернутые в нескольких планах. Среди шакшерских скульптур выделяются также парные фигуры летящих ангелов с длинными трубами в руках (инв. № ПГХГ, ДС-92, ДС-93; H=29). Их лики имеют ярко выраженный шакшерский тип. Облачения состоят из коротких препоясанных туник и длинных хитонов, проработанных мелкими острыми складками. Поверхности крыльев и одеяний покрыты позолотой и серебром. Легкость форм, суховатость резьбы, мягкое свечение серебра прекрасно выражают стремительность движения и полета.
Произведениям «шакшерской школы» присущи небольшие размеры, сложные, пространственно развернутые композиции, плоские «аппликативные» формы с условной, как бы гофрированной фактурой. Создается ощущение, что пластическая стихия барокко умеряется жесткой, «каркасной» структурой. Обильные складки драпировок укладываются в ровные «блоки». «Застывают» и схематизируются когда-то бурные жесты. Формы и композиции повторяются с феноменальной точностью в разных храмовых комплексах. Такие повторы подводят автора к выводу, что главный принцип моделирования скульптурной формы, типичный для «шакшерской школы», заключается в том, что раз найденный прием приобретает черты нормативности.
«Шакшерская школа», таким образом, является результатом массового изготовления предметов храмового убранства в период промышленного подъема и активизации церковного строительства на северных территориях Пермского края (имеются в виду современные Чердынский, Соликамский, Усольский районы). Но самый яркий образец «типовой» пластики, отличающейся явной универсализацией изобразительных средств, в то же время обладает неоспоримой оригинальностью формальной и образной ткани.
С большой уверенностью можно утверждать, что шакшерская пластика представляет собой самый необычный, самый «пермский» вариант переработки барочной стилистики.
Власова О.М. "Резные иконостасы и храмовая скульптура Прикамья XVIII – начала XX века. Автореферат. http://dislib.ru/iskusstvovedenie/2707-1-reznie-ikonostasi-hramovaya-skulptura-prikamya-xviii-nachala-veka.php