ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Шакшер. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".


Нижний Шакшер. Церковь иконы Божией Матери
Церковь.   
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:не позже 1768.
Адрес:
Россия, Пермский край, Чердынский район, с. Нижний Шакшер

Координаты: 59.975448, 56.279644



Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Старинное фото<br>, Нижний Шакшер, Чердынский район, Пермский край
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 ноября 2021

с. Шакшер, Знаменская цер., камен., постр. 1768 г. Прест. 3. От конс. 260 в., от благ. 60 в. 1 свящ., 1 диак. и 1 псал. Священ. Александр Васил. Георгиевский 27 л., Моск. паст. к. Диакон Николай Иоан. Копытов 44 л., ок. С. дух. уч. И. д. псал. Венедикт Симеон. Золотавин 26 л., об. в С. дух. уч., холост.


Источник: "Справочная книга Пермской епархии на 1912 год". Пермь, 1911.


Георгий Николаевич  29 ноября 2021

Село расположено на берегу р. Кама, входило в Пянтежскую волость. Впервые упоминается в 1579 году как деревня. Название населенного пункта коми-пермяцкое, в переводе на русский означает «грибная речка». В 1623-24 гг. деревня состояла из 22 пашенных крестьянских дворов и одного безпашенного. Время постройки первого храма не известно. В 1768 г. была построена каменная церковь Знамения Божией Матери, придел которой расширен в 1885 г. В храме имелась особо чтимая древняя икона Св. Николая, с которой совершался крестный ход по селу. Кроме этого, в храме находилась большая коллекция деревянной скульптуры, часть которой хранится в Чердынском музее.

В селении было 2-х классное училище, 6 торговых лавок и 1 кабак, станция земской почты, пункты медицинского и ветеринарного фельдшеров, столярная и синильная мастерские, 1 кузница, 2 сапожника, 1 овчинник, 1 портной. Торжки проходили 23 апреля, 10 октября, 26 ноября, перед масленицей и еженедельно в воскресенье. Основным занятием местного населения было земледелие. В окрестностях села встречалось много находок чудских вещей, ральников, топоров. В н. XX в. в селе проживало 355 человек, был 51 двор.

Чердынский музей


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  29 ноября 2021

§ 3.3. «Шакшерская школа» как характерный комплекс пермской иконостасной скульптуры» посвящен комплексу поздних скульптур, созданных в нескольких селах Чердынского района и обладающих почти идентичными приемами исполнения.

Самая большая группа скульптур поступила в коллекцию Пермской галереи из церкви Богоматери Знамение с. Шакшер Чердынского района – здесь сосредоточено более 10 композиций, когда-то входивших в разные ярусы иконостаса. Церковь была построена в 1768 году, однако, судя по надписи на обороте одной из фигур комплекса (1835), его следует датировать первой половиной XIX века. Кроме того, к этой группе примыкает еще около 50 произведений, происходящих из близлежащих чердынских сел (Искор, Лимеж, Сиринское, Редикор). Они обладают единой стилистикой, камерными масштабами, близкими технологическими приемами.

Наиболее характерны для «шакшерской школы» две композиции Страстей Господних, возможно, составлявших отдельный ряд иконостаса – Снятие со Креста (инв. № ПГХГ, ДС-88) и Положение во Гроб (инв. № ПГХГ, ДС-87) из Знаменской церкви с. Шакшер. Обе сцены представляют собой многофигурные пространственные композиции, развернутые в нескольких планах. Среди шакшерских скульптур выделяются также парные фигуры летящих ангелов с длинными трубами в руках (инв. № ПГХГ, ДС-92, ДС-93; H=29). Их лики имеют ярко выраженный шакшерский тип. Облачения состоят из коротких препоясанных туник и длинных хитонов, проработанных мелкими острыми складками. Поверхности крыльев и одеяний покрыты позолотой и серебром. Легкость форм, суховатость резьбы, мягкое свечение серебра прекрасно выражают стремительность движения и полета.

Произведениям «шакшерской школы» присущи небольшие размеры, сложные, пространственно развернутые композиции, плоские «аппликативные» формы с условной, как бы гофрированной фактурой. Создается ощущение, что пластическая стихия барокко умеряется жесткой, «каркасной» структурой. Обильные складки драпировок укладываются в ровные «блоки». «Застывают» и схематизируются когда-то бурные жесты. Формы и композиции повторяются с феноменальной точностью в разных храмовых комплексах. Такие повторы подводят автора к выводу, что главный принцип моделирования скульптурной формы, типичный для «шакшерской школы», заключается в том, что раз найденный прием приобретает черты нормативности.

«Шакшерская школа», таким образом, является результатом массового изготовления предметов храмового убранства в период промышленного подъема и активизации церковного строительства на северных территориях Пермского края (имеются в виду современные Чердынский, Соликамский, Усольский районы). Но самый яркий образец «типовой» пластики, отличающейся явной универсализацией изобразительных средств, в то же время обладает неоспоримой оригинальностью формальной и образной ткани.

С большой уверенностью можно утверждать, что шакшерская пластика представляет собой самый необычный, самый «пермский» вариант переработки барочной стилистики.

Власова О.М. "Резные иконостасы и храмовая скульптура Прикамья XVIII – начала XX века. Автореферат. http://dislib.ru/iskusstvovedenie/2707-1-reznie-ikonostasi-hramovaya-skulptura-prikamya-xviii-nachala-veka.php



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.