ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бугрино. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Бугрино. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1910.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, о. Колгуев, пос. Бугрино

Координаты: 68.782293, 49.306986 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Николая Чудотворца, Фото 1913-1914 гг. из фондов Архангельского краеведческого музея. Автор священник В.И. Мелентьев (предположительно)<br>, Бугрино, Заполярный район, Ненецкий автономный округ
Фото 1913-1914 гг. из фондов Архангельского краеведческого музея. Автор священник В.И. Мелентьев (предположительно)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  14 июля 2023

История возникновения христианства на острове зародилась давно. Постоянные торговые сношения русских промышленников с самоедами не могли не повлиять на их религиозные понятия. Частое общение с русскими открыло им новый духовный мир. Летом 1856 г. впервые остров Колгуев посетил причт Пустозерского прихода для проповеди самоедам слова Божия. Службы совершались в часовне, устроенной в становище «Шарок».

Спустя 13 лет в 1869 г. предпринята новая поездка на остров. Тогда же возникла мысль о постройке на Колгуеве первой церкви. Благая мысль осуществилась в 1875 г. промысловиком Алексеем Васильевичем Дитятевым, крестьянином Великовисочного селения, Пустозерской волости, ходившим 40 лет на остров. Построенная в Тельвисочном приходе, церковь была перевезена на остров в разобранном виде. 16 августа 1875 г. церковь установлена на месте. Освящение церкви состоялось 18 августа священником Михаилом Кононовым, который сопровождал храм до места установления.

Из его воспоминаний: «Постройка церкви была закончена, и в этот день последовало её освящение. Во время Литургии старцы, убелённые сединами и изнурённые болезнями, и младенцы удостоились причастия Св. Тела и Крови Христовых. Старцы чувствовали, что в первый раз в жизни удостоились такого великого Таинства, а может быть и в последний. От радости они плакали. И вообще, хотя внутренней смысл богослужения был малопонятен самоедам, но на лицах всех выражалось глубокое благоговение». За двухмесячный период пребывания на Колгуеве отцом Кононовым было крещено 30 самоедов, повенчано 7 браков, предано земле 3 усопших, исповедовалось 149, приобщилось св. Тайн 120 человек. (Н. Кузьмин «Остров Колкуев и его обитатели» 1913 г.).

Б. Житков и С. Бутурлин в отчёте «Императорскому обществу любителем естествознания, антропологии и этнографии» по командировке летом 1901 г. сообщали: «Церковь в Бугринском становище выстроена десятка три-четыре лет тому назад на средства богатых самоедов и пустозерских промышленников, очень большая (площадь около 9-10 кв. саженей, алтарь до 3 кв. саженей) и ветхая. По величине и постройке кажется скорее часовней. Обстановка церкви бедная, иконостас пострадал от сытости. Восковые свечи у образов показывали, однако, что она посещается самоедами».

В 1900 году на становище Бугрино высадился иерей Платон Кулаков, который вёз с собой материалы для ремонта церкви. За неимением там какого-либо помещения отец Платон поселился вместе с помещиком в церкви. Здесь же поместились и 4 члена учёной экспедиции, приехавшие одновременно со священником. Таким образом церковь на острове служила не только для молитвы, но и для жилья. После постройки церкви на остров Колгуев епархиальным начальством постоянно стали сюда командироваться священники для совершения в течение летних месяцев богослужения и исправления треб у самоедов. Командируемые лица, однако, не всегда охотно отправлялись к самоедам. Так, один священник, которому было поручено посетить самоедов острова, не решился подвергать себя опасности и от рискованного путешествия на Колгуев отказался. Дело в том, что в былые годы сообщения жителей материка с островом происходило на простых парусных кораблях. «Неудивительно поэтому, – говорит один священник, испытавший все трудности и невзгоды путешествия на остров Колгуев в карбасе – что мысль плыть по грозному морю, где одно дыхание бурного ветра поглощает тысячи несчастных пловцов, приводила робкого человека в уныние». Но условия жизни командируемых лиц мало изменились к лучшему – можно сказать они по-прежнему спартанские.

Сергей Александрович Бутурлин в очерке о путешествии на Колгуев в 1902 г. замечал, что окраска церкви сливалась с поверхностью тундры. И что для печорских промышленников, приходящих с востока, было гораздо удобнее ориентироваться по церкви, окрашенной в белый цвет.

Священник М. Рочев, посетивший остров летом 1908 года, пишет в Архангельскую консисторию: «Придя в церковь, мы нашли двери ея брошенными, без крюков, на сторону. В паперти и в самой церкви до самого амвона был хлеб и три ящика с патронами. Я принялся с помещиком вытаскивать хлеб на улицу и вычищать храм. После очистки обнаружилось что в храме три половицы совсем сгнили…» Таким образом, церковь служила и местом для склада товаров колгуевским торговцам. В том же 1908 году церковь сгорела. Причиной пожара послужила свеча, не загашенная на ночь псаломщиком, ночевавшем в паперти церкви со своей женой.

В следующем – 1909 году – на острове Колгуев построен был дом для помещения причта во время летнего его пребывания на острове, а в 1910 г. устроена новая церковь вместо сгоревшей. Материал для строительства, поставленный Печорским лесопильным заводом шведской лесопромышленной компании. Для совершения богослужения и исполнения треб командирован священник Тельвисочного прихода Александр Ивановский. Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была возведена на каменном фундаменте из булыжника и вмещала до 30 человек. Иконостас изготовил архангельский мастер И.Д. Котинов. Освящена 9 августа 1911 г. священником Тельвисочного прихода Петром Боголеповым...

В советское время «действующая» церковь сохранилась, но использовалась как меховой склад. «Из-за шкур виднелся иконостас с расставленными перед ним аналоями. На них лежали богослужебные книги. В алтаре на престоле лежали два креста, дароносица, в середине большое евангелие. Сбоку в шкафчике висело облачение и кадило. Самоед, приезжавший в Бугрино, справлял молебен или панихиду. Сам открывал церковь, зажигал свечи, разводил кадило, начинал службу. Это делал старший в семье. Если у приехавшего были родные, похороненные на ближайшем христианском кладбище, то он ходил с кадилом и вокруг могил. Трудно сказать, в чём заключались моления этих импровизированных священнослужителей и их «прихожан», ведь большинство из них даже не имели представления о русском языке» (Н. Шпанов «Край земли» 1930 г.). Содержалась церковь на добровольные пожертвования самоедов.

Старожилы не смогли вспомнить, в каком году была закрыта церковь и когда был снят купол для окончательного преобразования её в магазин.

По материалам статьи: Клирик Нарьян-Марской епархии иерей Сергий Макаров, по благословению правящего архиерея Нарьян-Марской епархии, совершивший миссионерскую поездку в посёлок Бугрино (остров Колгуев) Доклад о миссионерской поездке в пос. Бугрино с 6 июня по 13 июня 2019 г. http://www.orthodox-arctica.ru/news/677/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.