Горка – деревня в Плесецком районе, на левом берегу Онеги напротив верхнего конца Конёва и устья Эктыши. В отличие от ближних к ней деревень, стоящих у самой реки, Горка располагается на возвышенности над пойменным склоном – отсюда и её название, которое появляется в письменных источниках с начала XVIII века. Сама же деревня известна с середины XVI в. как Токаревская – это старое название и позднее некоторое время использовалось наравне с современным.
Горка и окрестные деревни до конца XVIII в. входили в Плёсскую волость Каргопольского уезда, а в XIX веке – в Шеинскую, Мишковскую, Афоносовскую и, наконец, в Шёлтомскую волости Пудожского уезда. В силу обособленности деревень Авдотьины, Горки, Верещагины и Надконецкой, жители их стремились выделиться из Шёлтомского сельского общества в самостоятельное Горское (в составе Шёлтомской волости). В первый раз, в 1881 году, им в этом было отказано, но позже, с 1887 года, Горское сельское общество всё же было образовано.
Горка и Авдотьино изначально относились к Плёсскому церковному приходу, но с 1871 г. были присоединены к Бережнодубровскому приходу, что было обусловлено, как минимум двумя причинами: во-первых, расстояние до Бережной Дубровы вдвое меньше, чем до Плёсского погоста, и к тому же отсутствовала необходимость переправы через реку; во вторых, здесь проживало немало старообрядцев, и епархиальное начальство, вероятно, надеялось, что близость к приходскому храму будет способствовать их обращению в лоно официальной ("никонианской") церкви. Тем не менее, десять с небольшим лет спустя священник Бережнодубровского прихода Н. А. Васильевский отмечал в летописи, что жители Авдотьины, Горки и деревень Конёва (за исключением Лукояновской) отличаются «холодностью и небрежностью в исполнении Христианских обязанностей и хождению к Богослужениям».
В Горке была часовня Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1879 г. явно по образу Макарьево-Харлампиевской часовни в Авдотьине – с таким же клинчатым завершением, широкими полицами над гульбищем, огибающим основной сруб с трёх сторон, и звонницей над папертью. В то же время часовни несколько различаются пропорциями объёмов – у Казанской паперть была вытянута в длину, а благодаря более острому клину кровли и более высокой звоннице, эта часовня выглядела даже изящнее авдотьинской. Утрачена она, по всей видимости, во второй половине 1940-х гг., и представление о её облике мы имеем по единственной фотографии, сделанной архитектором П. И. Скоканом (либо же А. В. Ополовниковым) во время их первой экспедиции по Северу в 1943 г.
Из промыслов в Горке были развиты: выделка овчин (в 1875 г. работали 3 человека, в 1905-м – двое), изготовление простых глиняных горшков (1875 г. – 1 гончар) и обуви (1905 г. – 1 сапожник). Кроме того крестьяне ходили на заработки в Санкт-Петербург, из них в 1905 г. двое работали на кирпичных заводах и один занимался слесарным ремеслом.
В 1897 г. в Горке открыто земское одноклассное училище. Первой учительницей была Ванда Антоновна Тушовская (возможно, супруга или сестра бережнодубровского лесничего и общественного деятеля Станислава Антоновича Тушовского (1856-1900)). К 1905 году школу перевели в Авдотьино.
Основные фамилии в деревне – Оводовы, Ржавитины, Сгибневы (Згибневы), Волковы, Макаровы.
Современники называли Горку самой бедной из деревень Бережнодубровского прихода. Возможно, в силу этого, а также благодаря старообрядческим традициям здесь не настолько прижились городские веяния и вкусы, как, например, в Конёве и Бережной Дуброве, и сохранилось многое из старинного уклада. Так, ещё в середине прошлого века в Горке стояли курные (рудные) избы, топившиеся по-чёрному. Среди них особое внимание исследователей привлекал дом Федоры Васильевны Богдановой 1811 года постройки, уже полуразрушенный, но сохранивший множество уникальных архаичных деталей.
В 1920 г. в Горке насчитывался 51 дом и 276 жителей. После сокращения школьной сети в 1922 г. Горская школа I ступени была закрыта, учителя уволены. И, хотя в том же году поднимали вопрос об открытии школы снова, она так и не была восстановлена. Уже позднее, в конце 1920-х или начале 1930-х открыли школу в Верещагине.
В 1924 г. Горка вошла в состав вновь образованного Конёвского сельсовета укрупнённой Конёвской волости Каргопольского уезда (а с 1929 г. – Приозёрного района). Здесь была изба-читальня, имелась общественная мельница. В 1931 г. в деревне создан колхоз «Первое мая» (упразднён в 1949 г.). После разукрупнения, в 1957-1960 гг. существовал колхоз «Красная Горка», затем же все левобережные колхозы Конёвского сельсовета объединены в колхоз «Весна», а с 1965 г., вместе с правобережным колхозом «Имени Ленина» – в совхоз «Конёвский».
К 1990-м гг. Горка уже значительно опустела. Весной 2006 года от поджога сухой травы большая часть деревни сгорела, остались четыре дома в нижнем конце, два из которых заброшены и разграблены. Один из них интересен тем, что прежде топился по-чёрному – на стене в сенях сохранился след от дымника с сажей.
В 2 км к северо-западу от Горки, на лесной поляне лежит легендарный Конь-камень – эта огромная глыба, при взгляде с определённой стороны и наличии достаточного воображения, действительно отдалёно напоминает коня. Такие камни, оставшиеся на полях, в лесах и по берегам рек после отступления ледника, почитались древним населением здешнего края – чудью белоглазой, как священные. С Конём-камнем также связано более позднее христианское предание о грядущем Конце Света, который наступит, когда камень уйдёт под землю.
Илья Леонов, https://onegaonline.ru/see.php?kod=Горка
Дата постройки часовни установлена по Формулярной ведомости Бережндубровского прихода за 1879 г. (ГААО.Ф.1342.Оп.2.Д.193.Л.26об.).