ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Доворец. Церковь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенская церковь


Доворец. Церковь Спаса Преображения
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:не позже 1772.
Год утраты:1943 (взорвана партизанами)
Адрес:
Новгородская обл., Солецкий район, с. Доворец




Церковь Спаса Преображения, Единственное изображение храма. Холст, масло, 1900-е годы. Частное собрание<br>, Доворец, Солецкий район, Новгородская область
Единственное изображение храма. Холст, масло, 1900-е годы. Частное собрание
Михаил Мещанинов
2 ноября 1908



Статьи


История деревни Доворец Новгородской губ. загадочна и таинственна: тайной окутано само возникновение деревни, ее название. Первое упоминание относится к 1539 г., но специалисты утверждают, что поскольку выше по Иловенке есть сопка, сотворенная руками предков еще в VIII веке, да и путь к верховьям Шелони через здешние места был удобен, то обетованными эти места стали еще в глубокой древности.

Но первые 611 дел Доворецкой волости Старорусского уезда, хранящиеся в областном архиве, датированы XVI веком. Отсюда и счет летописи Доворецкой. Хотя по кратким заметкам можно понять, что уже тысячу лет тому назад места эти были включены в товарно- денежные отношения, а знатные новгородцы имели здесь земли и дома с дворами.

Откуда же название места? Вполне вероятно, что находился где-то поблизости дворец князя, отсюда и пошел Доворец. Но со временем в названии ничего не менялось, и у топонимов появилась еще одна версия: от корня "вор", т.е. тот, кто доворовывает. И если принять во внимание названия ближайших деревень: Уползы, Угощи, Голодуша, то эта версия вполне реальна, судя по всему, народ сюда приходил разный, и названия местечкам давались по прозвищам и отличительным чертам основателей.

Одно из первых упоминаний о Доворце повествует о том, что в 1539 г. помещик Олферий Плещеев судился из-за починок (новых полей) с крестьянами Доворецкой волости Микиткой Оловянчиком и Лукьянком Медником. Крестьяне спор выиграли и остались владельцами починок. Но обратите внимание на прозвища: они явно свидетельствуют о мастеровых корнях крестьян.

В XV веке у деревень погоста значилось 155 обеж (обжей) земли (около 1,5 тысяч гектаров). Из них около 55 принадлежали Юрьеву монастырю, 93 - Антониеву монастырю. А такие крупные и рачительные земледельцы, как эти два монастыря, плохих земель в доход не брали.

В 1581 г. в документах упоминается церковь Преображения, которая была основательно обновлена в 1772 г. Это был пример для всей округи, одна за другой стали перестраиваться и расширяться и другие церкви.

По сути, название Доворец имели три населённых пункта. Первый их них - погост (10 дворов, 10 домов, 38 жителей) с церковью у деревни Новоселье. Второй - деревня (10 дворов, 15 домов, 70 жителей) с двумя часовнями, богадельней, школой, волостным управлением, четырьмя мелочными лавками, а также винной и чайной. Третий - Новоселье - Новый Доворец (87 дворов, 86 домов, 455 жителей). Существовала также усадьба Доворец (2 двора, 2 дома, 6 жителей), принадлежавшая А.Д. Боговскому. В Доворецкую волость входила почти пятая часть современного Солецкого района.

...От минувшего величия и значимости Доворца нынче мало что осталось. Сильно пострадала эта местность во время войны, беспощадным лемехом прошлась перестройка...

Лучшие свидетели истории - это люди, но они уходят, и найти очевидцев того или иного события с каждым годом все труднее. Однако, слава Богу, живы еще те, кто помнит довоенное благополучие, кто сохранил в памяти рассказы отцов и дедов о коллективизации.

Кто умел и любил работать на земле, всегда жили в деревне справно, поэтому, конечно, в колхозы доворецкие мужики идти не спешили. Туда записывались деревенские пьянчужки и бедняки. А поскольку власть была за ними, то справных хозяев быстро усмирили, раскулачив и отправив в бескрайнюю Сибирь несколько семей. И пошли мужики в колхоз, решив, что лучше добро свое потерять, чем жизнь. Колхоз назывался "Трудовой путь", сильное, крепкое было это хозяйство. Перед войной в колхозе была организована молодежная бригада, которая работала наравне со взрослыми. И хотя работали колхозники, как и в других хозяйствах, за трудодни, но получали хлебом и медом полновесную оплату. Пасека у колхоза была большая, богатая, своя пекарня снабжала колхозников мукой и хлебом.

Церковь Преображения Господня, двухэтажная, с прекрасной колокольней, замечательными иконами и настенной росписью в страшные тридцатые годы несколько раз лишалась своих священников. А в 1938 г. вслед за семьей священника увезли старинные иконы, дорогую церковную утварь и разрушили купол. Было решено перестроить церковь под школу, что и было сделано под руководством директора школы А.И. Орехова, за что Александр Иванович получил орден Ленина.

Школа получилась большая (всех классов - по два), с прекрасной акустикой, правда, кое-где со стен проглядывали остатки росписей, но это никого не смущало. В большом зале были установлены бюсты вождей, выкрашенные серебрянкой, и к высокому потолку, некогда завершавшемуся куполом теперь, взаменпсалмов и молитв, возносились звонкие пионерские песни.

В начале войны над крышей школы выстроили вышку для наблюдения. Старшие школьники дежурили здесь, ожидая появления вражеских парашютистов. Сергей Иванович Горюнов, тогдашний школьник, рассказывает, что подниматься на вышку было страшновато: высоко, ночь вокруг, а со стен смотрят большими грустными глазами незабеленные лики святых... Но немцы не спрыгнули с неба, а пришли по земле и организовали в школе госпиталь, который партизаны вскоре взорвали. Так была разрушена церковь, простоявшая на Доворецком погосте около пяти веков. Её никто не восстанавливал и сейчас от нее практически не осталось следа.

Война сильно подкосила население Доворца, многие сложили головы на её огненных полях. Но вернувшиеся и выжившие сразу взялись за восстановление. Им повезло, ведь кроме старательно припрятанных в лесу коров, пережил войну и старый конь по кличке Листик, некогда принадлежавший бригадиру Сударикову. Теперь колхоз получил название "Заря" и доворецкие мужики быстро восстановили хозяйство. Доворецкие земли всегда были лакомым кусочком для соседних колхозов, но доворецкие никак не хотели идти на "укрупнение", объединяться. И только в начале шестидесятых объединение осуществил Капитанов, слив в одно хозяйство колхозы "Имени 9 января" (д. Угощи), "Большевистские темпы" (д. Иловенка) и доворецкую "Зарю" и организовав нынешний колхоз "Родина". При Капитанове, вспоминает Сергей Иванович Горюнов, зарплату стали давать деньгами, и это говорит о том, что колхоз получился сильный, у него были деньги, техника, а затем появился и огромный комплекс...

Теперь Доворец переживает, вероятно, наиболее трудные времена в своей истории. Здесь практически не осталось местного трудоспособного населения, большей частью живут в Доворце пенсионеры и дачники. Многие окрестные небольшие деревеньки и хутора совсем исчезли. Правда, в Доворце есть магазин и медпункт, но нет даже телефона и, при необходимости, приходится бежать в Светлицы, чтобы вызвать "скорую" или пожарных. Поэтому частенько обходятся своими силами, т. е. болеют и лечатся сами, а если горят, то дотла. О былом величии Доворца свидетельствуют лишь остатки каменных строений послевоенного времени, несколько крепких домов, которые строились на века, и огромный погост, встречающий всякого, кто входит или въезжает в Доворец. Веками уходили под сень этих дерев жители Доворца и, похоже, эта обитель наиболее долговечна...

В. Данилова, ПЛОХИХ ЗЕМЕЛЬ В ДОХОД НЕ БРАЛИ. - Солецкая газета, 3 июля 1998 г., № 51

Источник: http://soltsy.orthodoxy.ru/our_land/soltsi_area_files/dovorets_files/dovorets_1998.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.