ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хотетово. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Знаменская церковь


Хотетово. Церковь иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1824 и 1827.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Орловская область, Свердловский район, деревня Хотетово

Координаты: 52.774629, 36.302583 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Единственное имеющееся фото 1962 г. из госкаталога музейного фонда<br>, Хотетово, Свердловский район, Орловская область
Единственное имеющееся фото 1962 г. из госкаталога музейного фонда
Михаил Мещанинов
26 июня 1962



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  28 октября 2022

Село Хотетово находится на расстоянии 25 вёрст от г.Орла, от ближайшей почтовой станции Змиёво – в 12 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Становой Колодезь – в 5 верстах и от местного Благочинного – в 15 верстах. Ближайшие к нему сёла: Становой Колодезь и Архангельское, что на Вишневце – оба в пяти верстах. Знаменская церковь сего села построена в 1824 г. бывшею известною помещицею княгиней Надеждой Афанасьевной Юсуповой. О постройке церкви есть предание, подробно описанное в местной церковной летописи. Здание церкви каменное, с такой же колокольней – строение в целом крепкое. Вокруг церкви – ветхая ограда, фундамент которой также каменный, а верх – деревянный.

К церковной ограде примыкает ветхая каменная сторожка, в которой, за неимением собственного дома, проживает местный псаломщик. В 13 саженях от церковной ограды, параллельно с улицей, устроена довольно красивая, с воротами и навесом над ними, деревянная сторона ограды в 47 саженей длины, обсаженная тополями. Церковь холодная, престолов в ней два: главный – во имя знамения Пресвятой Богородицы; придельный – во имя святителя чудотворца Николая. Причт при сей церкви по штату 1885 г. состоит из священника, диакона и псаломщика. Земли при Церкви имеется: усадебной – 2 десятины, пашенной и сенокосной – 29 ½ десятины. Земля эта очень неудобная: с одной стороны вследствие гористой местности, с другой – по причине близости полотна железной дороги. Плана и других письменных документов на эту землю у Церкви не имеется. По преданию, земля поступила в распоряжение Церкви от её устроительницы княгини Юсуповой. Всей земли было 36 десятин, но 4½ десятин усадебной и пашенной земли отрезала Московско-Курская железная дорога, нищенски вознаградив церковь 300 рублей.

На месте прежней деревянной церкви, существовавшей до 1824 г., издавна застроена бывшим местным помещиком Потёмкиным бывшая каменная часовня, в которой устроен склеп для его погребения с родными. С 20 мая 1874 г. близ церкви, вне её ограды, значится 1840 квадратных саженей земли, пожертвованной бывшим местным помещиком Николаем Тиньковым для прохода в Церковь богомольцев. Опись церковного имущества имеется, но когда она составлена – неизвестно. Церковные приходо-расходные книги имеются с 1895 г., копии метрических книг и исповедные ведомости – с 1804 г., текущая обыскная книга – с 1890 года, а прежние хранятся при церкви. Богослужебные книги имеются все, но они не вполне прочны. Кроме них, в церковной библиотеке села Хотетово имеются: церковные ведомости, издававшиеся при святом Синоде, «Орловские Епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. Других изданий религиозно-нравственного содержания - трёх названий в 9 томах.

При церкви имеется специальный капитал в 2601 руб. 62 коп. на устройство церковной ограды. Общецерковный – 300 рублей, и вышеозначенный, причтовый – 300 рублей, с которой в пользу причта получается ежегодно 10 руб. 80 коп. В с. Хотетово с 1896 г. имеется школа грамоты, помещающаяся в наёмной крестьянской избе, которая содержится на случайные местные средства с ежегодным пособием 15 руб. от епархиального училищного совета. В декабре 1898 г. в этой школе обучалось 6 мальчиков, четыре девочки. В приходе существует земская школа. В приходе с.Хотетово состоят: сельцо Гостиново Мценского уезда и два хутора – Оловенниковых и Редькиных Орловского уезда. Всех дворов в них 274, число душ мужского пола – 1096, женского пола – 1059, а всех вместе – 2155 душ.

При церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1871 г. В летописи, между прочим, значится следующее: с.Хотетово было до 1791 г.  деревней с приходом в с.Семендяево Мценского уезда. Построение святого храма в с.Хотетово относится к 1768-1778 гг. с благословения архиепископа Севского и Брянского Кирилла. Первоначально деревянный храм был построен стараниями помещика, генерал-майора Кавалинского. 

Св. Антиминс на престоле был архиепископа Кирилла, то есть им освящён и надписан. Антиминс долгое время был и в настоящем каменном храме. Помещик, генерал-майор Кавалинский, построивший святой храм, долгое время не решался освящать его по каким-то предубеждениям. Кавалинский был полковым начальником в чине ротного командира, а в этот период началась война с Турцией, и он должен был идти в поход под Очаков под предводительством Суворова. Кавалинский молился Господу о благополучном походе и о своём возвращении с поля брани. Он дал обет Господу, что если Господь-Бог сохранит его на поле брани, то он, благополучно возвратившись, обещался торжественно освятить святой храм. По окончании войны с Турцией, к освящению храма были приглашены окрестные жители, даже из самых отдалённых мест, прибыли также и торговые люди из Орла – собрание народа было многочисленное. После освящения святого храма, все товары по лавкам были раскуплены господами и розданы народу. На площади около церкви для угощения народа выставлено было много кадок с вином и хлебом.

Освящение храма было 21 мая, с этого давнего и уже незапамятного времени и до сих пор 21 мая здесь ежегодно проходят однодневные ярмарки для продажи пеньки, конопли, гречки и т. д. Этот день служит также народным памятником освящения первого деревянного храма во имя Честного Образа Знамения Пресвятой Богородицы. Вместо ветхого деревянного храма, на другом месте, в 1824 г. с благословения Епископа Орловского и Севского Гавриила иждивением и стараниями княгини Надежды Афанасьевны Юсуповой построен каменный храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы.

Настоящий храм был освящён 17 сентября 1827 г. Придел этой церкви – во имя святителя и чудотворца Николая построен той же помещицей и освящён в 1824 г., 22 ноября. Придел освящён прежде настоящего храма потому, что трапеза храма и придел отстроены были прежде. На месте прежнего деревянного храма была построена каменная часовня со сводами под нею, где теперь похоронены Потёмкины с его потомками. Она была построена помещиком Потёмкиным – лишь однофамильцем, но не родственником светлейшему князю Потёмкину. Служит памятником прискорбного разногласия прежних владельцев местности – Потёмкиных и Юсуповых – при построении настоящей церкви. Потёмкин, получивший план построения храма и благословение Епископа Орловского и Севского Гавриила, располагая большим богатством, не желал иметь других участников в построении храма. Но госпожа Юсупова желала участвовать половиною стоимости построения. После некоторого разногласия, спорившие согласились строить храм вместе, но не там, где была деревянная церковь, а на рубеже их общей земли, среди села. Материал был изготовлен крестьянами обоих господ, но Потёмкин отложил построение храма до последующих годов. А материал для построения оного употребил для постройки конюшен и скотного двора. Юсупова обиделась, уведомив предварительно Епископа Гавриила, изготовила новый план храма, получила благословение Владыки и за одно лето устроила трапезу храма и в нём придел во имя святителя чудотворца Николая. А Потёмкину было отказано в построении храма, поэтому Потёмкин на месте деревянной церкви построил часовню.

Помещице Рутценой - дочери Потёмкина, ныне умершей, преосвященнейший Никодим Евлампий и Смарагд советовали отстроить часовню в виде церкви, поставить в ней иконостас и обеспечить поддержку другого храма вкладом на оный достаточной суммы в опекунский совет и обещались освятить новый храм. Но часовня по-прежнему стоит в первоначальном виде памятником былых событий и прений. Можно сказать и о злоупотреблении материалов, отобранных на храм Божий, а употреблённых на строительство конюшен и скотного двора. А с другой стороны – памятником прямого желания и усердия строить храм Божий неотложно, за что и Господь благословил окончанием построения оного госпожу Юсупову.

В настоящей церкви иконостас один, тот же, без перемены; придельный алтарь перестроен был в 1845 году и освящён 22 апреля оного года в бытность ктитором полковника Заичневского. Особенно почитаемою приходом иконою в сем храме считается Балыкинская икона Божьей Матери, находящаяся на левом клиросе. Кроме того, замечательно находящееся на престольном приделе большое Евангелие в серебряном окладе лучшей чеканки Сазикова и древний серебряный позолочёный крест.

Церковной земли для причта обычное количество, но от неё отрезано в 1865 г. 4 десятины под Московско-Курскую железную дорогу, за что вознаграждения причту не было, но было обещано (?). И причт терпит нужду из-за недостатка земли. Приходское кладбище расположено по дороге на село Хряпино с правой стороны от дороги. Старое кладбище находится в полуверсте от нового, оно упразднено по «неповместительности». Замечательных памятников на кладбище нет. Причту сначала было положено три лица: священник, дьячок и пономарь, но перед построением каменной церкви был определён и диакон. Содержать причт предполагалось «от земли и от доходов с прихода и за отходной означенной части земли под линию железной дороги».

Дома у причта собственные, устроенные после пожара, а потому скудные. Училище сельское в приходе есть, оно впервые было открыто в крепостное время помещиком Руцыном, и помещалось при его доме на его содержание. Потом, с отменою крепостного состояния, оно располагалось в здании волостного управления. С переводом же последнего в село Яковлево, и по настоящее время помещается в доме помещицы Татариновой – сестры господина Руцына – и ею поддерживается. С начала открытия училища до 1871 г. в нём обучалось более ста детей.

Село Хотетово получило своё название от владетеля помещика, князя Хотетова, от которого постепенно переходила к Мацневу, затем – к Кавалинскому, потом – к Бестужеву-Рюмину, после того – к Потёмкину и Юсупову и т.д. Первоначальное название села было Верховье Вишневец, и тогда оно было деревнею Мценского уезда. С начала построения церкви приход состоял из одного села. В настоящее время он состоит из села Хотетово, сельца Гостиного, хуторов Оловенниково и Редькино и выселок Седых. Прихожане все чисто русские, между ними есть помещики, немного мещан, гос. крестьяне, крестьяне собственники и временно-обязанные. В ограде при церкви похоронены устроительница храма кн. Юсупова и её дочь. Других достопамятных лиц и раскольников нет.

Частные училища имеются в хуторах Оловенниково, где по желанию жителей обучает детей заштатный дьячок; Редькино, где также по желанию жителей детей обучают случайные учителя. Учение бывает преимущественно в зимнее время. В 1866 г. церковь была окрашена изнутри, оштукатурена и побелена снаружи. В том же году обновлены глава на настоящей церкви, шпиль на колокольне и стропила по всей церкви, крыша починена жестью с благословения священного Епископа Поликарпа иждивением всего крестьянского прихода и малою частью церковной суммы.

В 1871 г. ко дню святой Пасхи, а именно – 28 марта – на горнем месте поставлен большой образ Спасителя в резной позлащённой раме, писанный помещиком Николаем Николаевичем Тиньковым на добровольные подаяния прихожан в 70 рублей. 19 мая того же 1871 г. прежний ветхий святой Антиминс был заменён на новый. Священник сего села Яков Георгиевский, «поступивший в оные по окончании наук Орловской семинарии» с 3 декабря 1839 г., в 1853 г. «был определён общим духовником по ведомству благочиния»; 28 июня 1858 г. он был награждён набедренником и в том же году награждён «в память Севастопольской брани» бронзовым крестом. 21 августа 1865 г. награждён скуфьею. Прихожане к церковному послужению ходят, говеют, причащаются, исповедываются.

Кроме немногих, которые не каждый год причащаются «по наклонности своей к хмельным напиткам», поучения слушают, умерших родных поминают, по всеобщему обыкновению молебны слушают и в храме, и на домах. Расколов или каких-либо совращений не было, благотворительных заведений нет, в училище детей – посылают и грамотностью утешаются; суеверий и предрассудков нет. По открытии вольной продажи вина, наклонность к хмельным напиткам у крестьян собственников и временно-обязанных – обыкновенная, тем более что они ещё не понимают своей вольности и не умеют ею пользоваться. Государственные крестьяне, хотя и пьют вино, но дома, и хозяйства их из года в год улучшаются, «без нужды они не делят себя в семействе, тогда как бывшие господские крестьяне делятся до одиночества, а потому дома их и хозяйства теряются и упадают».

По материалам:  В.И. Агошков, https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/proza/351611.html

Кирпичная церковь "Знамение" иконы Божией Матери, с трапезной и колокольней, построена в 1824-1827 гг. княгиней Н.А. Юсуповой. В трапезной имелся Никольский придел. В ХХ веке церковь была  разрушена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.