В конце XIV-XV в. Селижарово располагалось на территории Ржевского удела Московского княжества и было связано торговыми путями — сухопутным со Ржевом и водным с Тверью. В письменных источниках Троицкий Селижаров монастырь впервые упоминается в духовной грамоте 1504 г. волоколамского князя Ивана Борисовича. Как предполагают, обитель была основана незадолго до этого — в конце XV в. волоколамским князем Борисом Васильевичем, владевшим Ржевским уделом в 1461-1494 гг., или его сыном волоколамским князем Федором Борисовичем (после 1494 г.).
При монастыре, занявшем мыс при впадении Селижаровки в Волгу, образовалась крестьянская подмонастырская Селижаровская слобода, в которой издавна устраивались ярмарки. Слобода занимала, как и монастырь, левый берег Волги и правый Селижаровки, но, очевидно, распространялась и на другой берег Селижаровки, где застройка могла располагаться вдоль дороги на Ржев. Далее на юго-восток по этой дороге у самого берега Волги находился Воскресенский погост. В XVI в. монастырь (с 1513 г. в Ржевском уезде Московского государства) благодаря царским вкладам владел значительными вотчинами. В частности, в 1519 г. великий князь Василий III пожаловал ему несколько деревень и половину озера Волго, а в 1547 г. монастырь получил право собирать на мосту через Селижаровку таможенную пошлину. Это позволило, возможно, уже в XVI в. возвести здесь первые каменные сооружения.
Согласно писцовым книгам Леонтия Скобельцина 1624-1625 гг., в монастыре находились каменные Троицкая церковь и трапезная. Представляется маловероятным, чтобы эти постройки могли появиться вскоре после разорений Смутного времени, непосредственно затронувших и Селижаров монастырь. Таким образом, их появление следует датировать временем не позднее рубежа XVI-XVII вв. Трапезная, упоминаемая в писцовых книгах Скобелышна, очевидно, составляет ядро существующей Петропавловской церкви — единственной дошедшей до наших дней постройки комплекса. В ней первоначально размещались хлебная, поварня, мукосейня, келарская и казначейская палаты, а также сушильня и квасоварня. Двухэтажное с подклетом прямоугольное здание, вытянутое в направлении север-юг, в каждом этаже вмещает одностолпную палату. Своды, прорезанные распалубками, опираются на массивный прямоугольный столб, особенно мощный в подклете. Эту постройку можно поставить в один ряд с другими известными монастырскими трапезными тверских земель XVI в.: Калязинского Макарьева монастыря (1525-1530), Старицкого Успенского монастыря (около 1570 г.), Краснохолмского Антониева монастыря (1587-1592). На южном, северном и западном фасадах трапезной в профилированный венчающий карниз включен фриз терракотовых изразцов с рельефным рисунком растительного орнамента, типологически восходящих к аналогичным произведениям рубежа XV-XVI вв.
Вероятно, около середины XVII в. с востока к трапезной была пристроена небольшая одноглавая Петропавловская церковь с еле заметным округлым выступом апсиды во втором ярусе. Ее наружный декор, частично восстановленный во время реставрации в конце XX в. (ведущий архитектор Г.П. Лебедева), наделен чертами двойственности. С одной стороны, он тяготеет к строгим формам архитектуры первой половины XVII в. (пояса поребрика, валиковые обрамления окон со щипцовыми и килевидными очельями), с другой — в эффектном наличнике центрального окна апсиды ощутимо влияние "дивного узорочья" середины столетия. Как предполагают, глава храма покоилась на пирамиде кокошников.
Активное каменное строительство в монастыре, в котором в то время находилось церковное управление Ржевского уезда (до 1773 г.), развернулось в два последних десятилетия XVII в. В 1685 г. по указу царей Иоанна и Петра для финансового обеспечения этих работ было восстановлено право монастыря на сбор пошлины с товаров, провозимых по мосту через Селижаровку (здесь проходил торговый тракт из Ржева).
В 1681-1686 гг. в центре монастыря был сооружен новый каменный Троицкий собор, вероятно, заменивший собой предшествующий храм. Он занял господствующее положение в комплексе, которое сохранял до самого своего уничтожения в советское время. Пятиглавый бесстолпный храм с тремя алтарными полукружиями отличался стройными пропорциями, что подчеркивали более низкие крыльца и западная паперть. Арки западного крыльца с висячей гирькой опирались на два кувшинообразных столба, а южное и северное крыльца имели более закрытый характер. Высокий двусветный четверик венчался двумя рядами полукруглых кокошников, расставленных вперебежку и служивших основанием для пяти цилиндрических барабанов, завершенных луковичными главами. Окна были украшены наборными наличниками, переходившими вверху в двухарочные очелья с килем посередине. Под кокошниками четверик опоясывал антаблемент с нишками, а барабаны были украшены аркатурой. Нарядное убранство дополнял пояс в нижней части стен, составленный из квадратных нишек, заполненных зелеными глазурованными изразцами с чередующимися рельефными изображениями льва (герб Ржева) и цветка. По своим объемно-пространственным и декоративным особенностям Селижаровский собор был очень близок двум храмам соседней с монастырем Осташковской слободы, построенным в тот же период: Воскресенскому (1677-1689) и Троицкому (1685-1677). Большое сходство названных церквей позволяет сделать предположение о работе в обоих местах одного и того же подрядчика или артели каменщиков.
В конце XVII в. у северо-западного угла трапезной сооружена колокольня. Ее столпообразный квадратный в плане объем нес восьмигранный ярус звона, возможно, завершавшийся шатром. В верхней части колокольни были установлены часы с боем. Нижний ярус украшали изразцы с изображением животных (по-видимому, аналогичные изразцам собора), а вокруг восьмерика была устроена галерея, огражденная балюстрадой.
Каменное строительство в монастыре в конце XVII в. не ограничилось возведением собора и колокольни. В тот же период (1685-1699) территорию обители, имевшую неправильную, но близкую к трапеции форму, окружили высокой, в 2 сажени, стеной с бойницами и с угловыми башнями. Посередине западного прясла ограды напротив собора были сооружены Святые ворота с крыльцом, арка которого опиралась на два кувшинообразных столба. Около 1702 г. вплотную к северо-восточной башне и вдоль восточного прясла ограды на пожертвования князя Василия Дмитриевича Путятина возвели небольшой двухэтажный корпус, который занимали братские кельи и больница.
Еще три одноэтажные каменные постройки появились либо в конце XVII в., либо в первой половине следующего столетия (до 1748 г.): настоятельский корпус, сооруженный в линии восточного прясла ограды, вплотную к торцу более ранних келий, два братских корпуса, поставленных в одну линию вдоль северного прясла ограды, и житница (хлебный амбар), углом примыкавшая к Святым воротам и вытянутая в южном направлении вдоль западного прясла ограды. Жилые корпуса представляли собой прямоугольные протяженные здания, крытые на два ската и расчлененные на главном фасаде лопатками на прясла с двумя или тремя проемами в каждом. Последним сооружением, завершившим хронологический ряд монастырского строительства, продолжавшегося более полувека, были архиерейские палаты, возведенные между 1748 и 1760 гг. Довольно крупный двухэтажный корпус неправильной Г-образной формы занял юго-восточный угол монастыря, включив в свой объем юго-восточную башню и примыкавшие к ней отрезки ограды.
В середине XVIII в. в Воскресенском погосте, расположенном на берегу Волги возле ржевской дороги, вместо одной из двух существовавших там деревянных церквей (Воскресения и Сергия Радонежского) на средства прихожан была выстроена каменная Воскресенская церковь (кладбище на восточной окраине современного поселка). Основное время ее строительства пришлось на десятилетие между 1753 и 1763 гг., а освящен храм был 25 апреля 1764 г. В настоящее время сохранилась только главная часть здания — собственно храм. Он принадлежит к распространенному для своего времени типу ярусного одноглавого храма, основу которого составляет композиция восьмерик на четверике, отличающаяся массивными формами и грузными пропорциями. В наружном убранстве преобладают мотивы, связанные с традиционным зодчеством XVII в. и непосредственно ориентирующиеся на декоративные формы Троицкого собора Селижаровского монастыря. В первую очередь, это развитые наборные наличники окон второго света четверика с трехчастными арочными очельями. В том же духе выдержаны колончатые наличники с перехватами у окон восьмерика. Лишь фигурные накладные щиты, с четырех сторон окружающие эти окна, принадлежат стилю барокко, который в середине XVIII в. порой еще очень осторожно проникал в архитектуру провинции.
К середине XVIII в. архитектурный ансамбль монастыря полностью сформировался и относительно мало изменил свой облик в последующее время, вплоть до его почти полного уничтожения в годы советской власти. Этот облик, хотя и с некоторыми неточностями, запечатлен на рисунке из собрания ТГОМ, который изображает вид монастыря с птичьего полета (выполнен между 1820 и 1825 гг.). В центре монастыря находился Троицкий собор, господствовавший над остальными невысокими постройками, поставленными по периметру территории. Лишь в восточной части монастыря высокая колокольня создавала вертикальный акцент. Между собором и западным пряслом ограды размещалась просторная площадь, которую по сторонам ограничивали палисадники и огороды. От площади у собора начиналась липовая (?) аллея, подводившая ко входу в настоятельский корпус. Указанный рисунок помогает также живее представить некоторые из тех изменений, которые были внесены в комплекс обители во второй половине XVIII в. и в первые два десятилетия XIX в.
Круглые башни на четырех углах возведены в 1779 г., вероятно, взамен первоначальных. Их тонкие столпообразные объемы, завершавшиеся луковичными главами с расширявшимися книзу "юбками", имели подчеркнуто декоративный вид. В том же году около сторожки, примыкавшей с внешней стороны к северо-восточной башне, были выстроены каменные ворота и стена, прямое прясло которой достигало берега Селижаровки. Стена отделяла дорогу с бревенчатой мостовой, продолжавшей настил моста через реку, от липового парка, устроенного на берегу перед восточной стеной монастыря. Парк, занимавший также мыс при впадении Селижаровки в Волгу, был высажен приблизительно в третьей четверти XVIII в. на месте располагавшихся здесь ранее деревянных хозяйственных построек (солодовня и овин) и хором с двумя покоями и крытыми переходами. На краю парка на самом конце мыса стояла беседка. Деревянные обрубы, издавна укреплявшие берега обеих рек, были заменены подпорными стенками из валунов: вдоль Селижаровки в 1774 г., вдоль Волги в 1779 г.
Главная улица Селижаровской слободы проходила вдоль северной стороны монастыря, пересекала по мосту Селижаровку и продолжалась дорогой на Ржев, а с противоположной стороны — на Осташков. Перпендикулярно улице вдоль западной стороны монастыря шла дорога к паромной переправе через Волгу (примерно в том месте, где находится современный мост) и далее в город Белый. На другой стороне этой дороги, напротив обители располагался большой монастырский огород. Небольшую часть этой территории занимал принадлежавший монастырю гостиный двор (а ранее также и конюшенный двор). Гостиный двор был выстроен в виде каре с тремя въездами с разных сторон, а ближе к слободской улице в два ряда стояли деревянные монастырские лавки. Между ними располагались деревянные Спасские ворота, фланкированные башнями, на которых висели иконы; под этими воротами проходила упоминавшаяся выше дорога к волжской переправе.
Судя по названному выше рисунку, слободская улица в первой четверти XIX в. на левом берегу Селижаровки была застроена довольно плотно с обеих сторон. На правом берегу дома стояли только по северной стороне улицы, напротив монастыря и гостиного двора. Все владения были вытянуты в глубину, их дворы с обеих длинных сторон ограничивались хозяйственными постройками, а сзади находились огороды и сенокосные участки. Среди одноэтажных изб в два или три окна по уличному фасаду выделялись четыре или пять двухэтажных зданий, возможно, каменных. Два из них стояли напротив монастырских лавок, имели в средней части широкий проем (сквозной проезд во двор) и могли быть постоялыми дворами. Крупное владение с главным двухэтажным домом и одноэтажным флигелем, связанными по красной линии улицы воротами, занимало угол квартала у моста с северной стороны дороги. Предположительно в 1820-1830-е гг. в слободской застройке напротив монастыря появились два жилых кирпичных дома представительной архитектуры в стиле позднего классицизма, достойные украсить любой уездный, а то и губернский город. Эти сохранившиеся по сей день здания (ул. Ленина, 8 и 16) построены по одному проекту и обладают лишь незначительными различиями в декоре. Хотя они не совпадают ни с одним из образцовых проектов, обязательных для использования в частной городской застройке того времени, композиция главного фасада и декор селижаровских домов выполнены в духе нескольких чертежей из 2-й части "Собрания фасадов..." (1809), а также близки некоторым образцовым проектам К.И. Росси (1809-1811), разработанным в Твери. Большое сходство эти здания обнаруживают и с несколькими домами двух соседних городов — Ржева (например ул. Партизанская, 26) и Осташкова (например ул. Володарского, 32). Крупный двухэтажный объем завершен на поперечной оси мезонином с треугольными фронтонами на торцах. Со стороны главного фасада средняя часть выделена портиком с четырьмя полуколоннами, охватывающими второй этаж и мезонин. У одного дома колонны украшены ионическими капителями (№ 8), у другого — коринфскими. По сути это единственное заметное различие между двумя зданиями, остальные незначительны или возникли в результате более поздних переделок.
Последние существенные изменения в облике монастыря связаны с обновлением венчающих частей Петропавловской церкви и колокольни в 1819-1820 гг. Вместо первоначальной главы храм получил крупный световой барабан с деревянным, покрытым железом куполом, а на колокольне прежнее завершение заменили куполом с высоким шпилем. Последнее вызвало появление трещины в кладке колокольни, которая в 1825 г. обрушилась. Новую четырехъярусную надвратную колокольню выстроили в 1832-1835 гг. на другом месте, включив ее в линию ограды посередине северного прясла. Проект колокольни, по-видимому, выполнил необычайно плодовитый тверской губернский архитектор Иван Федорович Львов. Первый ярус, в котором были устроены проездные ворота, служил массивным основанием для стройной вертикальной композиции верхних объемов — двух четвериков и купольной ротонды со шпилем. Второй ярус украшала колоннада ионического ордера, арочные проемы третьего яруса звона фланкировались полуколоннами, а стены яруса-резонатора прорезали круглые проемы. Колокольня, характерная для раннего периода творчества И.Ф. Львова и типичная для провинциальной архитектуры в стиле ампир, внесла новый художественный акцент в архитектурный ансамбль, в котором до тех пор преобладали черты древнерусского зодчества XVII в.
http://www.st-tver.ru/publications/detail.php?id=384