ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борзна. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Борзна. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1765 и 1768. (колокольня 1864, храм расширен в 1903, в 1990-е перестроен).
Адрес:
16401 Украина, Черниговская обл., Нежинский район, г. Борзна, ул. Пантелеймона Кулиша, 116

Координаты: 51.254039, 32.424308



Церковь Николая Чудотворца, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Борзна, Нежинский район, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 сентября 1941
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1900-х годов из приходского архива<br>, Борзна, Нежинский район, Украина, Черниговская область
Фото 1900-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
19 июня 1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 июля 2022

Каменная церковь св. Николая чудотворца в 50 саженях от собора, ближе прочих церквей к торговой площади. Там, где стоит эта церковь, в 1755 г. существовали две деревянные церкви: святителя Николая - холодная, и близь нея, называемая придельною к ней, теплая Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1757 г. об церкви сгорели: «сего 1757 г. октября против 25 дня, писали члены причта, с вечера как бы в четвертом часу ночи, церковь наша приходская святителя Христова Николая борзенская, не ведомо, с какого случая, снутри загоралась и до самого основания со всеми церковными сосудами, книгами, одеяниями и прочими утварями церковными до остатка погорела, да при той же церкви и придел в отличности Воведения пресвятой Богоматери и колокольня со всеми колоколами погорела тож» и проч. В том же 1757 г., на месте Введенской церкви, иждивением г. майopa Гeoргия Скерлета, построена была небольшая деревянная теплая церковь св. великомученика Георгия, которая и была освящена того ж года протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским. Церковь св. великомученика Георгия существовала недолго. В 1764 г. в Mесяце октябрe, неизвестно от чего, сгорела вместе с избою дух. правления борзенского, в которой сгорела тогда большая часть архива. На месте cгоревшей церкви св. Николая, согласием Иереев Емельяна Квитницкого и Симеона Ковалевского с прихожанами, положено было строить большую деревянную же церковь - во имя святителя Николая. «А как церковной суммы мало имелось, да к тому ж и прихожане за последовавшими в мимошедших годах пожары находились не без разорения» испрошена была у высокопреосвященнейшего Apcения книга для сбора по епархии Киевской доброхотного подаяния.

Собрав в течении трех лет значительную сумму, о. Симеон Ковалевский увидел себя в состоянии заложить новую, большую церковь св. Николая, при том не деревянную, а каменную. Заготовив материал на постройку, как то: «кирпичу до пяти сот тысяч, извести два байдака, дикого камня байдак, железа связного и штабного триста пудов и уконтрактовав мастера», он прошением своим от 20 апреля 1763 г. испрашивал благословения архипастырского, построить новую каменную церковь во имя святителя Николая. В грамоте 1763 г. мая 8 дня высокопреосвященнейший Арсений протопопу борзенскому Иоанну Дубянскому писал: «мы пречестности твоей с присутствующими в правлении иeреями, в месточке Борзне, на местo сгоравшей, вновь на том же месте в прежнее святителя Николая имянованиe каменную с приделом на хорах, или где пристойнее покажется, Введения Пресвятой Богородицы церковь, по примеру прочих церквей Божьих, величиною и пространством надлежащим, по чиноположению церковному, с потребным священнослужителей числом, заложить и с поспешением строить дозволил архиерейским благословением»; при чем предписывалось, чтобы престол был в указную меру, т.е. в вышину 1 арш. 6 вершков со доскою, в длину 1 арш. 8 верш., в ширину 1 арш. 4 вершка. Мая дня 1763 г. церковь св. Николая была заложена.

В 1765 г. оскудели средства заготовленные и прекращена была постройка храма, до половины уже сделанного. Прихожане и все вообще жители г. Борзны, «за крайнею скудостью от частых пожаров и за недородом хлеба», не в состоянии были делать никаких пособий. О. Симеон получил новую грамоту и книгу для сбора подаяний, сам поехал в сечь запорожскую и собрал там более 400 рублей. Ноября 25 д. 1768 г. храм святителя Николая был совершенно окончен постройкою. Архипастырь в грамоте 5 декабря 1768 г. писал протопопу: «мы причастности твоей в местечке Борзне новоустроенную каменную святителя Николая церковь, посылаемом при сем чрез иepeя Симеона Ковалевского новом святом антиминсе, с потребным священнослужителей числом, в которой прилично, по чиноположению церковному освятить и в той церкви священно-служение совершать начать apxиерейским благословением».

Таким образом ныне существующая в г. Борзне каменная церковь св. Николая освящена была в 1769 г. месяца января, протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским. Чрез год по освящении храма, освящён был и придел на хорах - Введения пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Киевского Арсения. В 1775 г. сооружён в храме св. Николая новый иконостас, который и освящён того же года месяца октября, по благословению митрополита Киевского Гавриила.

Иконостас в три яруса, деревянный с резьбою и позолотою, возобновлен в 1852 году. Возобновлениe стоило 2500 руб. серебром. Местные образа в нижнем ярусе - Спасителя, Богоматери, святителя Николая (храмовой образ), Иоанна Богослова, св. великомученика Георгия и преподобного Иоанна - Спасителя ластовицы, в серебряных ризах с сребро-позлащёнными венцами. На левой стороне иконостаса, в киоте и в разных вызолоченных рамах, находится небольшой образ Ахтырской Богоматери в серебренной ризе и с венцом, украшенным простыми разноцветными камнями. На правой стороне храма, близь клироса правого, в небольшом киоте красного дерева, находится образ святителя Николая в серебренной ризе и с таким же венцом, с вырезанными внизу на ризе словами: «сделан образ с произволу и желанию рижского полка пехотного музыкантской команды в бытность при полку полковником графа Феодора Апраксина 1795 года». Bеcy в ризе 2 1/4 фунта.

Из утвари церковной, особенного внимания достойны:

1) Стоящий на престоле, серебренный 84 пробы, вызолоченный крест. На одной стороне его, отличной работы, под чернь следующие изображения: в верху - Бог Отец, по концам креста - Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу на подножии - лобзание иудино, распятие Господа Иисуса Христа, снятие Его со креста и положение во гроб. В средине креста сделан крестообразно ящичек, в котором хранится маленький, величиною с вершок, золотой крестик с частицею в нём древа животворящего креста Господня. На другой cтороне креста сделана под чернь надпись: «хранимым в этом большом кресте малым золотым крестом, содержащим в себе частицу древа из животворящего креста Господа нашего, Иерусалимский патриарх Поликарп благословил Екатеринославского apxиепископa Иова Потемкина, а архиепископ Иов благословил им статского советника Григория Мизко, от которого и прислан в дар Свято-Николаевской в Борзне церкви 19 декабря 1847 г., на пользу всех притекающих с верою и любовью». В подножии этого креста есть ящик, в котором хранится русский перевод греческой грамоты патриарха Иерусалимского Поликарпа apxиепископy Иову и письмо apхиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко. Копия грамоты патриаршей: «По благодати данной нам от Иисуса Христа, благословляю ваше высокопреосвященство в знак нашей к вам любви и благорасположения, яко сослужителю престола, золотим крестом, к котором обретается древо животворящего креста Господа нашего. В уверение чего утверждаем мы нашею печатью и подписом. На подлинном подписано: «Иерусалимский Патpиаpx Поликарп. Мая 10 дня 1816 г. Константинополь». При сем, на особенном лоскутке бумаги, находится красного сургуча печать Иерусалимского Патриарxa Поликарпа; вблизи печати слова:«». Письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко: «Высокоблагородий господин, милостивый государь, Григорий Тимофеевич! Во время служения нашего в храмах Божьих, заметили мы, с каким вы благoгoвением предстоите в оных и приносите молении в знак нашей к вам любви и благорасположения, благословляем вас золотым крестом, в коем обретается древо животворящего креста Господа нашего. Сим крестом благословил меня в знак любви своей ко мне о Господе святейший Патриарх иерусалимский Поликарп. В удостоверение чего утверждаем мы нашею печатью как cиe, так и свидетельство перевода грамоты, от святейшего Патриарxa присланной. В прочем, с отличным моим к вам почтением (написано рукою архиепископа) есмь всеусердейший». Как и когда досталась эта икона церкви, где и кем сделана на ней надпись греческая, - совершенно неизвестно. Икона эта находится в алтаре, на жертвеннике.

Из богослужебных книг, по своей древности, стоят внимания:

1. Евангелие, в лист, печ. Киев. 1746 г.

2. Апостол, львов, печ. 1666 г., с заглавием: «таблица невидимая сердца человеческого, на которой не пером, але пальцем Божьим и языком апостольским, не чернилом, але духом и слезами апостольскими написаны суть послания албо листы апостольские». После заглавия: «предмова до чительника» о важности книги. По листам надпись: «сия книга апостол Рождественской греческой церкви борзенской». Еще апостол, моск. печ. 1758 г. с надписью: «куплена книга сия до храму св. великомученика Георгия борзенского, жителем борзенским козакомъ Михаилом Руденком».

3. Служебник, в лист, Киев печати 1629 г. По листам книги надпись: «року Божья 1631 Февраля 7 дня я раб Божий на имя Максим з Мариею Тарасовою купили ми сию книгу служебник обополно за семь золотых дня честь и похвалу Господу Богу за свое отпущение грехов и за телесное здравие и на вечную памятку родичов наших сошлых с того света и придали до церкви святой вечными часы на першию заложия Святой Живоначальной Троицы в селе Селиках маетности ясновельможного его милости пана Томаша Захосоцкого подканцлера короного; деялось тое за священника господина отца Феодора на тот час будучого в Селиках. Господу нашему слава во веки веков. Аминь». Ещё служебник, к.п. 1746 г., третий черн. п. 1747 г.

4. Октоих Киевской печ. 1699. г. с надписью: «принадлежит Свято-Николаевской церкви».

5. Акафист великомученице Варваре, в четверть л. черн. п. 1749 г.

6. Требник Петра Могилы митр, Киев., п. 1646 г.

Причт Николаевской церкви издавна состоял из одного священника, дьякона, дьячка и пономаря; тот же остается и по ныне. Причт пользуется процентами с капитала в 200 р. с., внесённого в 1848 г. 30 июня в черниговский приказ девицею - дочерью подпоручика Maриею Лукашевичевою, и процентами с другого капитала в 400 р. с., внесённого в 1849 г. января 19 д. для причта статским советником Григорием Мизко.

Из настоятелей церкви св. Николая известны:

1. Священник Григорий Волосевича; в 1736 г. он удалён от места за растрату церковного имущества.

2. Протоиерей и благочинный г. Борзны Евфимий Ковалевский, сын священнический: окончивши курс в черниговской семинарии, в 1795 г. декабря 9 дня рукоположен епископом Иероееем во священника к Николаевской церкви, на место отца своего. За обращение 14 душ еврейского закона к исповеданию православной веры, архиепископом Михаилом произведён в сан протоиерея, и за усердную службу 1817 г. награждён был Филетовою скуфьею. Скончался в Борзне в 1844 году.

Борзна. Из «Историко-статистического описания Черниговской епархии». 1873 год. Описание составлено свящ. В. Комаровским, просмотрено и дополнено преосвященнейшим архиеп. Филаретом.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.