ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ямное. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Иоанновская церковь


Ямное. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Усекновения главы Иоанна Предтечи
Год постройки:1777.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Суземский р-н, с. Ямное, 1-ый Заречный переулок

Координаты: 52.4115, 33.9114



Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, Из собрания МБУК "Трубчевский музей и планетарий. Фото с сайта goskatalog.ru<br>, Ямное, Суземский район, Брянская область
Из собрания МБУК "Трубчевский музей и планетарий. Фото с сайта goskatalog.ru
Сергей Меркулов
??
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Ямное, Суземский район, Брянская область
Сергей Меркулов
7 ноября 2020
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, Церковное место<br>, Ямное, Суземский район, Брянская область
Церковное место
Сергей Меркулов
7 ноября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  21 декабря 2020

Ямное - село Суземского района Брянской области, Новопогощенского сельского поселения, в 8 км к северу от села Новая Погощь, в 15 км к северо-западу от Суземки, на левом берегу Неруссы. Возникло во второй половине XVIII века как слобода при постройках упраздненной в 1766 году Яменской Предтечевой пустыни; бывшее дворцовое владение. Приход церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (бывшей недостроенной монастырской) с 1777 (каменная, упоминается до 1940-х годов, не сохранилась). В 1898 была открыта церковно-приходская школа.

Населенные пункты Брянского края. О.Р. Вязьмитин. Брянск. 2010. С.352


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 июля 2021

Яменская Предтеченская пустынь

Эта давно исчезнувшая обитель возникла в глубине дремучих лесов юго-восточной части Трубчевского уезда в 1680-е годы. Более точная датировка основания этой пустыни по разным источникам расходится – от 1680 до 1688 года; также неизвестно, кто был её основателем. Яменская пустынь была устроена «на государевой пустовой земле», за которую обитель ежегодно платила в казну оброк по одному рублю.

Первые сведения о пустыни датируются началом 1700-х г.г., когда её монахи сообщали, что «в прошлых годех в Трубчевском уезде близ реки Неруссы построена была церковь во имя святого пророка и Предтечи Иоанна Крестителя и в прошлых же давних годех ту церковь воинские люди сожгли, а после того на том же месте построена часовня и подле той часовни в той Предтечевой пустыни живем мы пять человек монахов». Под «воинскими людьми» мог подразумеваться как государственный отряд, охраняющий дворцовые земли от самовольного заселения, так и вооружённые разбойники, из числа тех, которых местные жители связывали с неким легендарным Кудеяром.

Именно в эту пору, около 1700 года, к упомянутым монахам присоединился пришедший из неизвестных мест иеромонах Тимолай. Будучи сторонником более строгих монашеских правил, Тимолай решил построить храм обители в максимально труднодоступном месте – как бы на острове, ограниченном с трёх сторон водой, а с четвёртой (южной) – болотом. Назвавшись строителем монастыря, он смог получить из Москвы необходимые благословительные грамоты и в 1701-1703 г.г. возвести и освятить небольшой деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Сюда же, на «остров», он велел переселиться и всей братии, которая до того жила рядом на более возвышенном месте, рядом со своей бывшей часовней, убранство которой Тимолай перенёс в новоустроенный храм.

К 1711 году монастырская церковь была обновлена и расширена, в ней появился тёплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1727-1728 г.г. она, по ветхости, была заменена новым храмом из осинового леса, с теми же престолами. На Святых воротах была устроена церковь во имя Сретения Господня.

Своим очередным обновлением пустынь обязана строителю монаху Варсонофию, управлявшему обителью с 1747 по 1755 г.г. Вместо деревянной церкви Сретения Господня, что на Святых воротах, он испросил в 1752 году разрешение построить каменную церковь (впрочем, её строительство так и не началось), а напротив Сретенской церкви соорудил новую деревянную колокольню. На колокольне было 6 колоколов, больший из которых весил 13 пудов.

8 июня 1758 года строитель Герман с братией подали Преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому, прошение о переносе обители на новое место. Главной причиной такого шага всё же стало крайне неудобное местонахождение Яменской пустыни в низинном месте. В 6 верстах от него монахи присмотрели более высокое место. Разрешение на перенесение пустыни было получено в апреле 1759 года.

По перенесении пустыни и освящении монастырской церкви во имя Рождества Предтечи Господня, строитель Герман в 1761 году ходатайствовал перед епархиальным начальством о дозволении перевезённую деревянную Сретенскую церковь, что находилась на святых воротах, продать в какое-либо село, а вместо деревянной Предтеченской церкви, с приделом Св. Николая, построить новую церковь каменным зданием, на каковое строение у обители уже было заготовлено немалое количество кирпича. Постройка каменного храма была разрешена и в 1764 году началась, но окончить её монахам было не суждено: спустя два года Яменская пустынь подверглась упразднению.

Роковым обстоятельством для обновлявшейся обители стал пожар, в котором погибла её деревянная Предтеченская церковь. Преосвященный Тихон, епископ Севский и Брянский, долгое время колебавшийся, какую из двух пустыней – Белобережскую (Брянского уезда) или Яменскую – присудить к закрытию, после того, как последняя пустынь осталась без храма, дал Севской Духовной Консистории указ, повелевавший «Яменскую пустынь, за сгорением в ней церкви Божией, упразднить». Монахи были переведены в другие обители Севской епархии, а строитель Герман распоряжением епископа был оставлен в Яменской пустыни, чтобы продолжить строительство каменной церкви, которая впоследствии была отдана новообразованному приходу.

Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи

По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов.

Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм.

В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было.

Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела.

Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г.

2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

Храмы Брянщины



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.