ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Андреевское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородицерождественская церковь


Андреевское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Анастасии Римляныни
Год постройки:Между 1770 и 1778.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, Сусанинский район, село Андреевское

Координаты: 58.160473, 41.296309
Проезд:По дороге Буй-Кострома, после Сусанино, отворотка на село Андреевское и Буяково. Указатель есть. Дорога приемлемая, проходима на ВАЗ 2114.





Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  4 октября 2020

Характерный для местной архитектуры приходской храм, в объемной композиции следующий традициям 17 в., а в декоре использующий элементы, свойственные барокко сер. 18 в.

Двусветный четверик, вытянутый поперечной оси, был завершен четырехскатной кровлей с пятью чешуйчатыми главками. С востока к нему примыкают две низкие граненые апсиды (северная большего размера). Южная стена трапезной, которая по высоте была равна алтарю, продолжает фасадную линию четверика, а с севера выступает объем придела, граненая апсида которого частично прикрывает стену четверика. Восьмигранный столп шатровой колокольни возвышается над западной частью трапезной, а перед западным входом находится небольшая прямоугольная в плане паперть. До наших дней уцелели колокольня и стены трапезной и северного придела, а также восточная и часть северной стены четверика с алтарями.

Углы четверика подчеркнуты огибающими лопатками, в нижней части рустованными, а в верхней разделенные пополам узкой вертикальной ложбинкой. Венчающий карниз составлен из ряда простых полочек. На южном фасаде над тремя нижними проемами – входом и двумя окнами по сторонам – расположена пара высоких окон с лучковыми перемычками, заключенных в рамочные наличники с ушами, лучковыми бровками и профилированными подоконниками. Оси нижних и верхних проемов не совпадают. На северном фасаде из-за примыкающего объема бокового придела в нижнем ярусе находится лишь одно окно, смещенное к востоку. На стенах алтарей гладкие лопатки, крепующие упрощенный трехполочный карниз, отмечают изломы объема. Окна (по одному в восточных гранях и на боковых фасадах) декорированы аналогично верхним окнам четверика. Стены трапезной, равномерно расчлененной окнами с лучковыми перемычками, завершены трехчастным карнизом, западные углы фиксированы рустованными лопатками, такая же лопатка отделяет апсиду северного придела. Окна оформлены рамочными наличниками с ушами, по абрису отличающимися от наличников четверика. Гладкие лопатки, между которыми слегка выпущен угол, подчеркивают ребра столпа колокольни. Вверху, в основании арок звона, по ним раскрепован несложный карниз. Редкие маленькие окошки, над лучковыми перемычками которых подняты щипцовые бровки, освещают пространство внутристенной лестницы. Проемы звона декорированы щипцами, опирающимися на пилястры, а слухи шатра, сдвоенные в нижнем ярусе и одинарные в верхнем – треугольными фронтончиками; во втором ярусе слухи имеют круглую форму. Необычен балкончик с ажурным металлическим ограждением перед проемом звона на западной грани колокольни. Стены паперти с неполном фронтоном на западном фасаде прорезаны входным проемом с пологой лучковой перемычкой (ранее он был акцентирован зонтом на ажурных металлических кронштейнах) и такими же окнами на боковых фасадах.

Внутри четверик был перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана, все алтари перекрыты коробовыми сводами с гранеными конхами. В трапезной сохранились пяты поперечного лоткового свода с распалубками. Нижний четверик колокольни имеет коробовый свод; такие же своды были и в боковых палатках.

В 1970-е гг. в храме существовал трехъярусный иконостас в стиле позднего классицизма, выполненный в 1830-е – 1840-е гг. Особенность храма, имевшего в основном объеме два алтаря (более крупный северный соответствовал главному престолу, меньший южный – приделу Анастасии великомученицы) определила необычную композицию иконостаса. Он имел шесть прясел. Ярусы с образами прямоугольной формы (в нижнем ряду над ними размещались круглые иконы праздников) разделялись антаблементами с карнизами большого выноса, которые поддерживались в нижнем ярусе колоннами, вероятно, коринфскими, а во втором – ионийскими полуколоннами. Три прясла в северной части, соответствовавшие алтарю главного престола, имели симметричную композицию: на средней оси здесь располагалась арка алтарных врат, над которой была помещена более высокая икона третьего яруса, увенчанная неполным фронтоном. Придельному алтарю соответствовали лишь два прясла, причем арка врат была сдвинута к южной стене.

Композиционным центром иконостаса служила крупная икона в киоте, который был подчеркнут полукруглым выступом антаблемента с балдахином и размещенным над ним неполным фронтоном с маленькой круглой иконой в тимпане. Детали резной орнаментики – кессоны с розетками на склонах обеих алтарных арок, а также модульоны, пальметты тонкие спиральные побеги аканта, вазы и гирлянды в антаблементах и над алтарными входами – были характерны для классицистического декора. Одноярусный двухчиновой иконостас северного придела, одновременный главному, в 1860-1870-х гг. был дополнен навершиями двухлопастной килевидной формы для фигурных икон. Настенная живопись, сильно прописанная в кон. 19 в. маслом, также относилась ко времени исполнения иконостасов.

http://svodokn.ru/object/101526935?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.