ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Маковское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский Храм


Маковское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1845 и 1847.
Адрес:
Красноярский край,Енисейский район, село Маковское

Координаты: 58.188475, 90.880136
Проезд:Красноярский край,Енисейский район, село Маковское (проезд зимой после чистки трактором на любой машине, проезд весной, летом, осенью - на машинах максимальной проходимости с лебедкой).



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Маковское, Енисейский район, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
23 октября 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Маковское, Енисейский район, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
23 октября 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Маковское, Енисейский район, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
23 октября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 октября 2020

Освоение Сибири несло в таежные глубины православную веру. Во многих случаях церкви строились одновременно с острогами или же в первые годы после образования поселения. Бывало и так, что острог создавался уже на месте, обжитом верующими. Пример – инок Тимофей, живший в келье на месте будущего Енисейска. На пути к Енисейску как раз и был образован Маковский острожек. Первая церковь в нем была построена в первой четверти XVII века. Сколько перенесла она впоследствии пожаров, перестроек, возведения заново, так как всегда была деревянная.

Согласно историческим источникам, в разные годы сгорело три церкви. Это один из самых древних приходов Енисейской епархии. Первое упоминание о церкви содержится в записках посланника в Китай Н.Г.Спафария и относится к 1675 году. В начале 1680-х гг. служителями маковской Покровской церкви были поп Симеон Ванеев, дьячок Матюшка Семенов Конь. Доподлинно известно о пожаре 1757 года, при котором из церкви удалось вынести только святой антиминс, святые иконы и церковную утварь. Уже в начале 1758 года в Тобольскую духовную консисторию поступило прошение о заложении и освящении новой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Лес на новое строительство был заготовлен менее чем за один год. В этот период в Маковском приходе числилось 45 дворов, душ мужского пола 221, женского пола 162. Священниками служили Стефан Диомидович Угрюмов, затем Яков Федорович Страшников.

Построенная заново церковь просуществовала менее 40 лет и снова сгорела в начале 1795 года. Острог не мог долго оставаться без действующей церкви, и уже в сентябре 1797 года была готова к освящению новая. Опять деревянная, «...каменную церковь строить им, прихожанам, по бедности и малому числу жителей, также за неимением там бутового камня и за неудобностью извести и кирпичей никак не можно...». Крыша вновь возведенной церкви была крыта тремя куполами, вокруг ограда с двумя входами. Имелась усадебная земля в размере 23 на 13 саженей. В приходе числились село Маковское, деревни Филиппова, Ворожейка, Лосиноборское и юрты (улусы): Налимовские, Урашенские, Глазковские, Марковские, Колоколенские. Долгое время церковь располагалась в самом остроге.

В 1836 году прихожане маковской церкви направили в Томскую консисторию прошение о постройке в селе новой церкви взамен обветшавшей. Это показалось консистории странным, так как прошло всего сорок лет после ее строительства. Разбирательство продлилось более двух десятков лет. В 1858 году был заключен подряд на постройку. Решено было строить новый храм на пожертвования, но собираемых денег из-за роста цен в связи с неурожаями постоянно не хватало. Благосостояние местного населения ухудшилось еще и из-за прекращения перевозок грузов по реке Кеть, которые давали крестьянам возможность заработать. И только в 1864 году церковь была построена на новом месте, на восточной стороне села, возле дороги, ведущей из города Енисейска до села Маковского. 12 июля 1864 года новую церковь освятил посетивший село Никодим, епископ Енисейский и Красноярский.

Церковь имела шесть колоколов. «Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утвари достаточно. Причта положено по штату: священник один и один же псаломщик...». После 1886 года был проведен ремонт крыши церкви: изменена форма купола, крыша покрыта железом. Затем стараниями священника Ивана Вазингера, служившего в церкви в 1907 году, храм отремонтировали снаружи. В декабре 1929 года состоялось собрание церковной общины по поводу её роспуска. Собрание просило Енисейский районный исполнительный комитет принять в свое ведение церковь, отказываясь от ее содержания «ввиду того, что в течение 15 лет совершенно церковь не работала и в настоящее время стоит без пользы...». Через месяц, 2 февраля 1930 года, община просила Маковский сельский Совет «срочно принять церковь и прочее культовое имущество, находящееся на нашей ответственности...» В сентябре указанного года имущество было принято комиссией и сдано на хранение председателю сельсовета. Перечень наименований в списке впечатляет: только библиотека состояла из 383 книг, среди которых, вероятно, были старинные и ценные издания. Вся церковная утварь затем была передана в государственный фонд и реализована через районное финансовое управление и торговую сеть (в документе - «Ен.ГУМ»). Часть непригодного имущества была передана в Сибгосторг как утильсырье. Церковь уже в 1930 году была передана под народный дом, а колокола сданы «на индустриализацию». Маковский приход прекратил свое существование на долгие десятилетия. Но церковь была сохранена. Известно, что еще в конце, как теперь говорят, нулевых годов она была закрыта для прихожан.

Бывшая жительница села, посетившая родные места в 2009 году, пишет в газету «Енисейская правда»: «...А ведь есть в селе человек, который готов служить на благо жителей - это батюшка Севастьян. По моему мнению, он один из достойнейших людей, которые могут занимать эту нишу. Он святой при жизни, и пусть кто-нибудь попробует мне возразить...» Севастьян (Севастиан) – это отдельная большая история! Духовник Енисейского Спасского мужского монастыря поселился в селе во втором десятилетии 2000-х годов. «Сей старец очень знаменит благодаря дару исцеления и отчитке... Поэтому после его переезда в Маковское село превратилось в место паломничества, куда стекаются люди со всех концов России...» Будучи игуменом Маковской церкви, Севастьян приложил усилия к обновлению храма; была возведена звонница, отремонтирована крыша. Нынешний статус старца, которому уже более 90 лет, - «на покое, с правом служения». Так старинное село вдохнуло свежую струю духовности.

Кривошеева Л.Д. Источники: МКУ «Енисейский районный архив». Ф.Р-162. Оп.1. Д.134. Л.62,73; Р-112. Оп.1. Д.10; Ф.Р-190. Оп.1. Д.3. Библиотечный фонд. В.Максимов. Маковская сторона. Православие - Тюмень, 2014; Т.Михалькова. Живи, родимая сторонка. К 400-летию с. Маковское. - Енисейск, 2018 Источник: http://красноярские-архивы.рф #маковское



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.