ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Омелино (Цилемский скит), урочище. Неизвестная часовня.


Омелино (Цилемский скит), урочище. Неизвестная часовня
Деревянная часовня.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:приблизительно 1700 - 1800.
Год утраты:приблизительно 1937
Адрес:
Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, урочище Омелино (Цилемский скит)

Координаты: 65.517465, 49.399542
Проезд:проезд достаточно трудный и может осуществляться из ближайших к урочищу Омелино населенных пунтов: деревни Мыла, поселка Нонбург, села Койнас. Ближе всего урочище Борковская (бывшая станция Печорского тракта). Проезд либо на машинах максимальной проходимости, либо на лодке по реке Цильма от Борковской
Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная часовня, Рисунок П.Лешукова<br>, Омелино (Цилемский скит), урочище, Усть-Цилемский район, Республика Коми
Рисунок П.Лешукова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
2 августа 2009
Неизвестная часовня, Рисунок П.Лешукова<br>, Омелино (Цилемский скит), урочище, Усть-Цилемский район, Республика Коми
Рисунок П.Лешукова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
2 августа 2009
Неизвестная часовня, Рисунок П.Лешукова<br>, Омелино (Цилемский скит), урочище, Усть-Цилемский район, Республика Коми
Рисунок П.Лешукова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
2 августа 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  18 июля 2020

Цилемский скит (второе название — деревня Омелино), один из самых скрытых и труднодоступных старообрядческих скитов на Севере. Возник этот центр «древлего благочестия» предположительно в середине XVIII века, а расцвет его приходится на вторую половину XVIII — начало XIX века. Насельники скита занимались хлебопашеством и скотоводством. Здесь имелась достаточно обширная библиотека, были свои переписчики, была небольшая школа, в которой обучались дети мезенских староверов. «О грамотности жителей Цилемского скита говорит тот факт, что в библиотеке скитской часовни и во всех семьях были старинные рукописные и старопечатные книги, а также сохранившаяся переписка с именитым Выговским монастырем».

Епархиальные власти обнаружили Цилемский скит только в 1831 году. Более десяти лет шла официальная переписка по поводу судьбы скита и его жителей. Наконец в 1846 году скит разделил участь других духовных центров староверия того времени — был разорён, иконы и утварь переданы в Усть-Цилемскую церковь, часовня разрушена, а сам Цилемский скит был в 1854 году переименован в выселок под тем же именем.

Усть-Цильма и Великопоженский скит, https://cyberpedia.su/18xfac2.html

В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит. Как и Великопоженский, он принадлежал поморцам. В монастыре располагались часовня, мужские и женские кельи. Число обитателей скита в 1805 году достигало 40 человек. После обнаружения общежительства властями часть проживающих там предпочла уехать. В 1845 г. в Омелино находилось всего до десятка скитников. Скит официально был закрыт по распоряжению архангельского губернатора в 1844 году. Оставшиеся люди продолжали жить в деревне Омелино, устраивать богослужения в небольшой построенной ими часовне. Согласно народным преданиям, в начале XIX в. был устроен еще один небольшой скит в 83 километрах вверх по Тобышу (притоку Цильмы) в местечке, известном ныне под названием Покойное. Жителей скита поддерживали богатые оленеводы из Усть-Цильмы. В середине XIX века скитники в количестве 17 человек от голода и эпидемии погибли. Однако слава о «покойных» так же, как и «самосгоревших» на Пижме, способствовала росту популярности старообрядческой веры по Низовой Печоре. Вследствие притока беглых, перехода местных жителей в раскол число старообрядцев постоянно возрастало. По явно заниженным данным епархиального миссионерского комитета, в Печорском уезде в 1893 г. числилось в старообрядчестве 3670 человек.

Николай Лудников, https://vk.com/wall236602345_9829


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2020

История начала Цилемского скита начинается во второй половине 17-го века после известных всем событий, связанных с расколом. Люди уходили в труднодоступные (даже для современной техники) места. Согласно разным документам Цилемская обитель называется то скитом, то монастырем, то пустынью. Любое из данных названий совершенно справедливо может быть применено к Цилемскому скиту. Позднее, после закрытия, Цилемский скит называли также по-разному: выселок Цилемский, деревня Омелино, выселок Цильма.

Цилемский скит представляет собой красивый, высокий холм, защищенный от северных ветров тайгой. Под холмом течет река Цильма, которая делает крутой поворот и упирается в скалу. Люди жили за счет рыбы, держали скотину, лошадей и даже оленей. Были разработаны пашни и имелись большие сенокосы.

К сожалению, не удалось найти информации о престольном Празднике в Цилемском скиту, но по имеющимся данным особенно почитался святитель Николай.

Епархиальное начальство узнало про скит в 1831 году, но попасть в скит оно не могло в виду отсутствия дорог и больших трудностей связанных с водным путем (мели, камни, перекаты, поваленные деревья в реке – тащить лодки нужно было в некоторых местах на руках). До строительства Печерского тракта в Цилемский скит можно было попасть зимой, пока ещё не выпал глубокий снег. После строительства Печерского тракта в 1895 году от ближайшей к Цилемскому скиту почтовой станции Борковская было порядка 40 вёрст, а от Койнаса до Цилемского скита 167 верст тяжелейшей дороги, которая шла по болотам, через ручьи и высокие крутые холмы.

Информации о том, что в Цилемском скиту была церковь, не найдено. Была лишь часовня. В часовне имелось много древних икон ( не менее 28 больших икон), колокола, богослужебные книги, различная храмовая утварь.

Старообрядцы Цилемского скита принадлежали к беспоповцам Даниловского толка, при этом православные жители Цилемского скита венчались в храмах Койнаса, Усть-Цильмы, Ценогорах.

В 1846 году рассматривался вариант обращения имеющейся в скиту часовни в приписную православную церковь, однако он не был решен положительно. Более того, было решение разобрать часовню как «построенную самовольно».

Согласно переписке официальных лиц, можно сделать вывод, что древняя часовня в Цилемском скиту была разобрана в период с 1854 по 1856 годы. При этом имеются данные про вторую часовню в Цилемском скиту. Нет данных, когда она была устроена ( вероятно, после послаблений в начале 20-го века), но просуществовала вторая часовня до 30-х годов 20-го века. Часовня была меньше в размерах и в ней были старинные иконы. В 1903 году некогда большой Цилемский скит имел 4-5 домой и порядка 30-ти жителей. Позже население Цилемского скита увеличивается. В 1926 году уже было 4 дворов и 39 жителей, в 1929 – 46 жителей. Основными занятиями были охота, рыболовство, хлебопашество, скотоводство.

В 1941 году 17-ть мужчин из Цилемского скита ушли на войну, и к большой печали родных, ни один не вернулся домой живым. Жить в деревне без трудоспособных мужчин, где только дети, женщины, старики не получилось и в послевоенные годы люди с великой горечью были вынуждены уехать из родного места. Некоторые перевозили свои дома ближе к поселкам, некоторые оставляли дома на месте. В 1949 Цилемский скит опустел. Ещё некоторое время в тех краях жили сотрудники геологических экспедиций, но и они в 1960-е годы уехали и Цилемский скит опустел полностью.

Заканчивая повествование про Цилемский скит, стоит упомянуть про огромный поклонный крест, который был установлен в 19 веке и простоял на верху холма в Цилемском скиту до 1960-х годов и поддерживался местными жителями в хорошем состоянии. Однако к 1978 году, когда родные места посетили бывшие местные жители, они нашли крест спиленным и лежащим на земле рядом с основанием (есть основание полагать, что крест был спилен не местными жителями).

Хочется верить, что в это замечательное место ещё вернутся люди, и как прежде над Цильмой будет звучат колокольный звон..

По материалам книги Новиков А.В. Цилемский скит: исторический очерк http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2016/16kp129/


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 октября 2022

В процессе освоения и заселения земель Печорского края были образованы три старообрядческих центра, один из которых был на Цильме. История Цилемского скита хранит немало тайн, связанных, как с датой его основания, так и с его первыми насельниками.

В разные периоды исследователи пытались описать деятельность скита и обозначить некоторые даты, факты и свидетельства. Один из них – Николай Ончуков в работе «О расколе на Низовой Печоре, датируемой нач. XX в. даёт следующие сведения: «Этот монастырь был уже на реке Цыльме, на месте нынешней деревни Омелины. Когда монастырь основан и кем, сторожил ничего не знает, но он рассказал мне историю про Иванушку, одного из спасшихся в этом монастыре, которого на Печоре считают святым. Вот эта любопытная история: Было это залишком 100 лет назад, был на реке Цыльме монастырь, на месте деревни Омелиной и спасались там люди. И стали этих людей теснить чиновники и снялись люди с места, и поплыли вниз по Цильме, а как доплыли до устья реки Тобыш, поворотили в Тобыш, поехали вверх по реке и поселились там далеко от устья, верстах в ста, полуторостах и стали там жить. И жили там люди и спаслись и потом стали повымирать. И старики помирали и молодые и дети и в 20-30 лет, все люди там перемерли и остался в живых один Иванушко".

Исследователь В.И. Малышев считает, что он был основан мезенцами около середины XVIII в. и просуществовал до 1851 г. После закрытия скита на месте его образовалась деревня Омелино. Если о деятельности Пижемского Великопоженского общежительства до нас дошли какие-либо сведения, то о Цилемском ските их практически нет. В.И. Малышев также сообщал, что: «Жители Омелина долгое время выступали носителями традиций местной скитской культуры.

Не преувеличивая культурно-исторического значения деятельности Великопоженского общежительства и Цилемского скита, следует, однако, ещё раз подчеркнуть их очень заметную роль в распространении грамотности и любви к книге на низовой Печоре…» Архангельский краевед Александр Васильевич Новиков, исследуя данную тему, пишет, что «во времена «гарей» Цилемский скит был хорошо известен в среде старообрядцев. Но власти всё-таки не могли до него добраться по причине удалённости его. Это была самая скрытая раскольническая община в Мезенском уезде.

Согласно преданиям, Цилемский скит был основан намного раньше. Одна из легенд гласит, что рождение его связано с именем протопопа Аввакума и друга его Антипы, а также беглыми монахами, уходящими от никоновских гонений на старообрядчество. Существует версия, что Цилемский скит был построен во время жизни Аввакума как связующее звено. Через них отправляли письма Аввакума на большую землю.

В.И. Малышев писал, что согласно найденных им выговских писем (XIX в.), адресованных в Цилемский скит, жители скита поддерживали тесные связи с Поморьем. Есть сведения, что в нём имелась неплохая по тому времени библиотека, были свои переписчики рукописей, возможно, даже была небольшая школа, в которой обучались дети цилемских и мезенских старообрядцев. О библиотеке свидетельствуют более двадцати сохранившихся рукописных книг XVI - XIX вв., в т.ч. найденных в Омелино. На некоторых из них имеются приписки и записи жителей скита XVIII – XIX вв.

А.В. Новиков в своей работе «Цилемский скит» приводит некоторые записи: «Сию повесть писал Цылемского выселка крестьянин Антип Маркович Ларионов в монастыри за Онегой, 1798 года июля 18 числа повечеру. Подписал сын его Иван Ларионов» или такая запись: «1856 года июня 24 числа Архангельской губернии Мезенского уезда Лепецкой (Лебской – А.Н.) волости Палащельского общества Койнасской деревни Цылемского выселка крестьянин Иван Антипин Ларионов от доски до доски прочитал оного дня – бесценное сокровище».

Жители Цилемского скита не только вели переписку с Выговским скитом, но и, бывая там, привозили книги, иконы, переписывали древние старообрядческие тексты, осваивали «поморское письмо». Занимались также реставрацией и переплётом, чему тоже обучались в Выговском монастыре. «Переплёт впечатляет: обтянутые кожей доски, красивое теснение, две медных застёжки» - так описывает Александр Новиков книги из Цилемского скита, находящиеся сейчас в библиотеке Академии наук. «С волнением держал в руках этот увесистый том и словно чувствовал тепло Антипиных рук».

Немало легенд и преданий связано с раскольничьими общинами, в том числе и с Цилемским скитом. Одна из них связана с родом Ларионовых, выходцами из Цилемского скита. Писатель и редактор журнала «Слово» Арсений Васильевич Ларионов – уроженец Цилемского скита, вывезенный в 1941 году в младенческом возрасте, его предки захоронены в этом скиту. Арсений Васильевич является хранителем святыни ларионовского рода – иконы Святителя Николы Чудотворца. По преданию, икона была передана на хранение самим Аввакумом Антипе старшему.

Как известно, в Цилемском скиту проживало две родовых ветви Ларионовых и Поповых (прослеживаются от 1623 года). Ларионовы и Поповы пришли в скит в разное время. В конце 40-х гг., после войны основная часть жителей при закрытии Цилемского выселка, в т.ч. и Ларионовы, ушла в Койнас Архангельской области, а несколько семей, в т.ч. Поповы и Евсюгины спустились по Цильме и обосновались в д. Филиппово и Нонбург.

Цилемский скит в 1854 году был переименован в Цилемский выселок.

Новиков Александр Васильевич при исследовании истории скита выявил огромное количество имён и родословных, проживавших в разные периоды его деятельности. Но, как пишет сам Александр Васильевич: «К сожалению, я не имею информации о жителях Цилемского выселка Поповых и Евсюгиных, тоже в своё время выехавших из бывшего скита». То есть Новиковым были выявлены жители скита и их потомки, которые ушли в Архангельскую область. Таким образом, осталась неисследованной судьба выходцев из Омелинского скита, поселившихся на Цильме. В результате поездок на Цильму и многочисленных встреч с потомками скитников удалось выявить некоторые интересные факты, а также услышать предания из жизни обитателей и потомков скита. Кроме того, меня также интересовала судьба икон, вывезенных с Цилемского скита. По архивным данным, иконы после закрытия скита первоначально были вывезены в Усть-Цильму, а затем увезены в Койнас, Холмогоры и через синод часть их попала в Петербург. По словам Новикова А.В., 4 иконы из Койнаса были вывезены сотрудниками Пушкинского дома.

Одна из икон Цилемского скита, «Господь Вседержитель» находится в школьном музее с. Койнас. После разговора с заведующей музея Т.В. Кузьминой, ею была любезно предоставлена фотография данной иконы, которая в 1845 г. внесена в опись икон Цилемского скита. Список состоит из 28 «писаных» образов.

Из бесед со старожилами Цильмы выяснилось, что большое количество икон и утвари было вывезено их предками. Некоторые из этих икон довелось увидеть в иконостасах сторожил Цильмы. В ходе исследований были собраны воспоминания потомков Цилемского скита. Так, по воспоминаниям некоторых из них стало известно, что в Омелино люди ездили "овещаться". Там была часовня старообрядческая и православная. Икон в Омелино было много. Чтоб не пропали, их выносили в корзине, но в деревню не смели приносить, поэтому закопали их в землю. Позже иконы разнесли по домам. Один из цилемцев, предки которого были выходцами из скита, рассказал, что иконы деревянные были отправлены на плотике по Цильме. Также от него услышала предание, что жители скита добывали медную, серебряную руду и золото. По речке Кузничиха (приток реки Космы) стояли плавильные печи, в которых плавили болотное железо и изготовляли орудия труда.

Уроженка Цильмы, предки которой также были выходцами из Цилемского скита рассказала, что в скиту их семья содержала оленей, но когда оленье стадо вымерло от какой-то инфекции и кормиться стало нечем (в семье росло 3 сына и 4 дочери), им пришлось покинуть Омелино. От её бабушки остались иконы, одну маленькую «Пресвятую Богородицу» она всегда возила собой. Также её бабушка купила в с.Ёрмица (нас. пункт на Низовой Печоре) несколько меднолитых створ (складни). Этот факт говорит о том, что здесь также прослеживается след Цилемской иконы, так как владельцы их были выходцами с Омелинского скита из рода Евсюгиных. Информант рассказала также и о явленных иконах. Её прадед , приехав с очередной рыбалки, нашёл в сушёных сухарях иконку, её назвали «Богоявленная Богородица».

В другой цилемской семье тоже появилась иконка в сухарях. У них она хранилась долгое время, брали её с собой мужчины на охоту и рыбалку, но однажды в охотничей избушке на Усть – Косме, иконка изчезла. В поисках её разобрали весь пол, полок, но так и не нашли. Случилось это в 60-е годы XX в.

Одна из жительниц Цильмы поделилась воспоминаниями, услышанными от Попововой Екатерины Васильевны (умерла в 99 лет в конце 70-х гг. XX столетия), которая проживала в д. Омелино. Она рассказала, что иконы, книги и церковную утварь (кадила, лампадки, подсвечники др.) Е.К. Попова привезла с Цилемского скита в 1950-х годах. Их было так много, что ими играли дети. Екатерина Васильевна была очень набожной и считалась единственной грамотной в деревне. Иконы позже, скорей всего, были вывезены.

В 1950-е годы в д.Нонбург из Омелинской был перевезён и молельный дом, в котором после размещалась школа и медпункт. Затем в здании проживала многодетная семья. И по словам жителей: «семье этой, как будто кто-то помогает». Любопытно, что этот факт жители связывают со святостью здания.

Интересными воспоминаниями поделилась ещё одна уроженка Цильмы, проживающая за пределами Республики Коми. Она рассказала, что деревня Омелинская стояла на месте монастыря, потом стали называть «Выселки». В деревне было до 17 дворов. После войны 8 дворов. Все выезжали в 1949 году: 2 семьи в Филипповскую, остальные в Койнас». Монастырь был богатый и большой. Было много скота, сеяли рожь, ячмень. Ещё о многих интересных и загадочных фактах и явлениях поведали потомки выходцев Цилемского скита (д. Омелино).

Уходят в историю уникальные свидетельства прошлого. Удалённость от «мира» цилемских скитников-старообрядцев позволила им «схорониться» от преследований властей и таким образом сохранить себя, веру и свою культуру. Их историко-культурным наследием стали не только имена, но и многочисленные памятники старообрядческой культуры (рукописные скитские сборники, иконы и т.д.), история дальнейшей судьбы которых ждёт своих исследований и открытий.

На месте, где стоял Цилемский скит и д.Омелино, потомки в 2014 г. соорудили и поставили Поклонный крест.

Автор материала: Рочева Л.К., ведущий методист Центра народного творчества и национальных культур. Из цикла: Цильма как важный пункт на пути продвижения русских в Печорский край.

https://mincult.rkomi.ru/o-stolice-serebryanogo-ojerelya-rossii-cilemskiy-skit


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 сентября 2024

Цилемский (Омелинский) поморский скит – одно из множества малоизвестных старообрядческих поселений Русского Севера. Он располагался на притоке Печоры Цильме, связывавшей его с крупным староверским селом – Усть-Цильмой, ныне центром Усть-Цилемского района Республики Коми. Первая известная запись о нем в официальных документах относится к 1813 г.; в 1831 г. о нем узнают в Архангельской епархии, а уже в 1844 г. начинается разорение и преследование скита властями.

Деревня Омелино, выселок Цилемский / Омелино – так именуется селение в последнее столетие своего существования до 1949 г. Во время Великой Отечественной войны из Омелино были призваны на фронт 17 мужчин, и ни один не вернулся. Это был последний удар по приходившему в упадок селению, которое и без того много десятилетий расставалось со своими жителями, переселяющимися в деревни ниже по Цильме, на ее приток Тобыш, а также в Койнас (Архангельская обл.) и в другие деревни Мезени.

Сведения об Омелино скупы. Как одно из трех старообрядческих поселений округи оно упоминается Н. Е. Ончуковым. Как о центре грамотности и книжной культуры о нем писал В. И. Малышев, нашедший несколько рукописных сборников, принадлежавших омелинцам. Исследователь относит основание Омелинского общежительства к середине XVIII в. Действительно, если бы скит существовал раньше, его вряд ли обошла бы воинская карательная команда, разорившая в 1743 г. Великопоженский (на реке Пижме, притоке Печоры) и другие монастыри, и Омелино уже тогда получило бы свою первую печальную известность. Краевед А. В. Новиков собрал архивные сведения о Цилемском ските и данные о судьбах жителей Омелино, изложив варианты легенды о его основании еще в XVII в. неким старовером Емельяном-Омелькой (отсюда и версия происхождения топонима) или нижегородцем Антипой.

Фольклорно-археографические экспедиции Сыктывкарского государственного университета со второй половины 1980-х гг. по настоящее время записали в Усть-Цилемском районе большой корпус устных рассказов об Омелино. Авторы этой статьи с помощью местных жителей в 2020 и 2021 гг. совершили поездки на место Цилемского скита и обследовали его. Фотографии с квадрокоптера помогли детализировать информацию космоснимков из Интернета.

В районе Омелино Цильма течет в генеральном направлении с юга на север, сильно петляя. Омелино располагалось напротив одной из излучин реки, где русло отклоняется к востоку и, упираясь в высокий земляной берег (Собачью щелью), берет курс на запад, затем снова поворачивает к северу. Внутри излучины заметны следы старицы. Ее рукав представляет собой наиболее близкий в настоящее время водный подход с северной стороны к началу подъема на невысокое плато с остатками бревенчатых срубов деревни. Не исключено, что в прошлом старица была проходимой, а выход на берег – удобнее. Река могла быть в этом месте широкой и мелкой, что дает нам вариант истолкования топонима «Омелино» как место «о мели».

Омелинская поляна размером примерно 100 × 200 м вытянута в почти меридиональном направлении. С севера она ограничена речной поймой, с востока – ручьем, сразу за которым начинается подъем к кладбищу. Эти две стороны омелинского прямоугольника остаются неизменными, вероятно, со времени основания селения. Южная и западная стороны обрамлены молодым лесом; очевидно, что с этих направлений он постепенно съедает омелинскую территорию, поглощая следы прошлой жизни. При этом центральная часть бывшего жилого пространства, как и полей, остается нетронутой лесом. Устьцилёмы, посещающие Омелино, связывают незарастание площади с особыми свойствами священного места

Видимые остатки небольших хозяйственных строений располагаются по периметру поляны преимущественно с северной и западной сторон, центр свободен. Рельеф полегшей в середине периметра травы передает контуры довольно большого по площади прямоугольника. Вероятно, это место бывших культовых строений Омелинского скита. По устным данным, монастырь располагался в центре, окруженный домами деревни. Последняя часовня деревни Омелино, построенная, вероятно, после манифеста Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» (1905), находилась уже на первой линии домов, обращенной к реке.

Планировка Омелино принципиально напоминает топографию главных селений Выго-Лексинского общежительства с сакральными сооружениями в центре в окружении жилых и хозяйственных построек. Скорее всего, Цилемский скит создавался не только по идейному, но и архитектурному подобию Данилова и Лексы. Возможно, в планировке следовал ему и Великопоженский скит. Но Выгореция сохранилась в чертежных планах и лубочных рисунках, на месте Великопоженского монастыря – деревня Скитская с обычной системой улиц, а в Омелино остались предметные следы старинной организации места.

Единственное бревенчатое сооружение, находящееся за ручьем, в той же зоне, что и «селение мертвых» – кладбище – это овин. Где-то неподалеку находилась и кузница.

Поле для выращивания зерновых находится метрах 50-ти южнее омелинской поляны. Оно представляет со бой неправильный овал размерами примерно 80×120 м. Лес постепенно сжимает его со всех сторон. К востоку от поля в лесу обнаружено несколько упавших прясельных столбов с отверстиями для горизонтально устанавливавшихся жердей.

Крутой подъем за ручьем выполаживается, давая место кладбищу. Кладбищенский склон сегодня порос деревьями, но в старинные времена «отеческие гробы» были видны из любого места Омелино. Сейчас все еще заметны некоторые могилы с подгнившими голбцами, на них – не всегда читаемые неглубокие граффити, сделанные ножом. Поперек кладбища проходит заросшая колея гусеничной техники геологов советского времени.

Семья потомков одного из омелинских родов, проживающая в усть-цилемской деревне Нонбург, недавно возвела памятный крест на месте скита и начала ухаживать за местом упокоения, заменять могильные столбики на новые. Нам повезло обнаружить снесенные в кусты два голбца вековой давности с ложами для резных голгофских крестов. Интересно, что на этих, очевидно, самых старых голбцах, нет никаких надписей. На нескольких еще стоящих голбцах зафиксированы неглубокие выемки для литых иконок, буквы и подобия родовых знаков, даты смерти: 1918, 1922, 1926, 1930. Ни годов рождения, ни полных имен. Трудно избавиться от впечатления, что информация об усопших сознательно скрывалась: кто жил и умер в скиту, имел ли он вид на жительство, к какому селению был приписан.

Обобщая письменные источники и устные рассказы устьцилёмов об Омелино, можно говорить о том, что после формального запрещения монастыря в середине XIX в. общинная религиозная жизнь в Омелино продолжалась. Так, устьцилёмка 1908 г. р. сообщила, что ее бабушка, родом с Мезени, некоторое время жила в Омелино как послушница в монастыре («…Там монастырь был. […] Чем-то она болела и пообещала от себя, шобы прожить год в монастыре. А у их скот и лошади тоже были – жили ведь чем-то. Ну, на их тоже и робить надо, дак вот она там шобы робить и молиться»). Учитывая биографические данные, можем сделать вывод, что еще как минимум в 1890-х гг. Омелино оставалось для жителей округи центром духовной практики. К последним десятилетиям XIX в., а также ко времени накануне коллективизации, а возможно, и несколько более позднему, относятся воспоминания устьцилёмов о паломничестве в Омелино «по овету» (обету) на оленях в зимнее время. Жительница деревни Нонбург 1912 г. р., вышедшая замуж в Омелино, посещала там «часовню-церковь» («Там часовня была, образов много было, сколько полок – всё образа. Я когда вышла замуж-то там дак, ходила в церкву, как церквой называли»). После закрытия деревни часовня была сплавлена в Нонбург, где использовалась как помещение начальной школы, медпункта; в настоящее время это жилой дом.

В февральской экспедиции 2021 г. на божнице в одном из селений по Цильме нами была обнаружена необычная для данного региона голгофа. По общим пропорциям она близка к пижемской, но не имеет ни профилированной рамки, ни характерного узора, ни обводки дерев креста краской светлого тона.

На территории Усть-Цилемского района до настоящего времени не встречалось голгоф иного типа, кроме того, который был концептуально выработан в Великопоженском скиту. Обнаруженная нами на Цильме голгофа – это второй случай отсутствия на множестве однотипных артефактов характерно го завитка – элемента, не являющегося канонической частью изображения и при этом постоянно воспроизводимого. Мы допускаем, что смысловое значение этой детали пижемской голгофы – пламя великопоженского самосожжения, пламя поминальной свечи, лампады. Была ли эта деталь собственным творчеством наставников скита на Пижме или имела не столь распространенные, возможно, единичные прототипы, напри мер, в богатом вариантами голгоф Заонежье – мы пока не знаем, оставаясь в рамках предположений.

Если в резной голгофе как изначально намогильном атрибуте была отражена память о трагическом переходе в иной мир насельников Великопоженского скита – самосожжении 1743 г., то объяснимо и постоянство огненного узора на пижемских голгофах. Гари были и в других северных скитах, где могли изготовляться резные иконы, но, очевидно, в прочих монастырях это искусство не выработало устойчивых форм, непосредственно связанных с историей места. Обитатели ближних к Великопожне скитов могли подражать стилю ее голгоф, но деликатно воздерживаться от повторения образа огня, уважая право соседнего братства одноверцев на способ выражения их наследственной памяти.

А. В. Новиков приводит списки книг и икон, опечатанных в Цилемском скиту в 1845 г. с целью отправки в Усть-Цильму. В списке икон под номером 13 фигурируют два «образа деревянных крестов», они «вырезаны на досках и раскрашены красками», размер указан одинаковый: 1 четверть 2 вершка на 1 четверть 1 вершок, т. е. примерно 26×22 см. Таким образом, мы имеем как письменное упоминание резных деревянных икон в Омелино, так и реальные следы их бытования на голбцах омелинского кладбища. Возможно, голгофы без «огненных всполохов», как назвал загадочную деталь изображения знаток северного старообрядчества Д. В. Пересторонин, являются произведениями цилемской киновии и ее наследников.

В том же приводимом А. В. Новиковым списке икон под номерами 7 и 11 упомянуты два образа Александра Свирского, «на верхней раме „Пресвятая Троица“», писаные на доске. Размеры обоих образов «стандартные» для данной описи: 1 четверть 3 вершка на 1 четверть 2 вершка. Именно такой (с естественными при измерениях пальцами неточностями) образ со сторонним латунным венцом обнаружен нами в ходе январской экспедиции 2022 г. в частном владении на Печоре. В левом верхнем углу – кружок красного сургуча, судя по размерам – след печати священнослужителя официальной церкви. Возможно, это одна из опечатанных икон Цилемского скита. В январе 2023 г. нами сделана макросъемка иконы и взяты пробы красок. Вопрос о месте ее изготовления и уточнении датировки остается пока открытым.

Напомним, что нам не известно достоверно, когда и кто основал Цилемский (Омелинский) скит. Великий археограф В. И. Малышев сумел воссоздать вехи его истории через найденное им рукописное наследие. Большую исследовательскую, архивную работу провел краевед А. В. Новиков. Благодаря им мы знаем, что это была поморская киновия даниловского толка, имеем представление о ее книжной культуре. В на стоящее время еще не упущена возможность дальнейшего изучения истории и художественного наследия скита путем обращения к народной памяти, путем исследования местных материальных свидетельств эпохи религиозного раскола.

Источник: Рябининские чтения – 2023: Материалы IX конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023.

По материалам работы: Афанасьев А.В. (г.Москва), Канева Т.С. (г.Сыктывкар) «К вопросу о северных старообрядческих киновиях: Цилемский скит» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya---2023-materialyi-ix-konferentsii-po-izucheniyu-i-aktualizatsii-t/2211.html



Комментарии и обсуждение


В августе 2023 команде КЭП - Клуба экстремальных путешествий удалось посетить Омелино (Цилемский скит). Готов ( при необходимости) ответить на вопросы по Омелино С уважением Николай 89262182112

27 сентября 2023, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Николай.

Вышел интереснейший фильм "В поисках Омелино". Там про путешествие в Цилемский скит (Омелино). В поисках Омелино. 1 Серия. (youtube.com)

3 июня 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Николай.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.