ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Арти. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Арти. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:не позже 1839.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Свердловская область, пгт Арти

Координаты: 56.420501, 58.541521 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX века из фондов Златоустовского городского краеведческого музея<br>, Арти, Артинский район (Артинский ГО), Свердловская область
Фото конца XIX века из фондов Златоустовского городского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Старинное фото<br>, Арти, Артинский район (Артинский ГО), Свердловская область
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 июня 2020

Зав. Арти, Введенская церковь, каменная, построена 1839 г. Престолов 2. От консистории 260 в., от благочиния 56 вер. 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика. Священник Иоанн Иоан. Каллистов 40 л., студ. Костр. дух. сем., имеет скуфью. Священник Павел Петр. Прощекальников 40 л., ок. П. дух. сем., имеет скуф. Свящ. Иоанн Александр. Веселкин 35 л., ок. Ряз. дух. сем. Диакон Димитрий Вас. Сачков 30 л., ок. нар. уч. Псаломщик Алексий Евдок. Пеньковцев 22 л., ок. втор. шк. Псаломщик Николай Стеф. Бабин 27 л., об. в П. дух. сем., холост. Псал. Иоанн Феодос. Рогожников 22 л., ок. псал. шк.

Источник: Справочная книга Пермской епархии на 1912 год / Сост. диакон Петр Ершов. Пермь, 1911.


Марина Зуйкова  31 мая 2021

Введенская церковь построена в 1839 г., каменная, 1-престольная. Освщ. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Закрыта в 1931 г., снесена. Место застроено.

Рундквист Н., Задорина О. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: Квист, 2009

Церковь начала стро­иться при заводе с 1792 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Ее корпус дли­ной 45,62 метра и шириной 15,65 метра с шатровым покрытием, в вышину 16 метров. Верх строения за­вершают три главы. Фунда­мент церкви клаДен из серого камня и кирпича. Освящена в 1796 году, 26 ноября.

Церковь Божия начи­нается с крыльца, покрытого двускатной крышей, в стенах нижнего этажа имеется окно, в правой части имеется комната сторожа с окном и печью. На верхнем этаже крыльца по два окна на обе стороны. Треугольник крыши поддерживают круглые стол­бы. Лестница на первый этаж выложена чугунными плитами, отлитыми на заводе. На восток от входа над стеной второго этажа — небольшой карниз с крышей, покрытой тесом, над нею возводится башнеобразная колокольня — строение, пере­ходящее в звонницу.

С двух сторон каждого этажа по семь окон. Оба купола как бы соединены двухэтажными стенами. На втором этаже средней части церкви расположены еще три окна с разноцветными стек­лами с двух сторон, осве­щающими внутреннее помещение всеми цветами радуги. Над этой частью здания красиво вписывается полукруглая крыша зеленого цвета, над которой возвы­шается декор с главой боль­шого размера в форме лу­ковицы, окрашенной в зо­лотой цвет с голубыми под­светками, над ним — изящный декоративный позолоченный крест, вышина в середине — 17,78 метра.

Внутри церкви име­ется большая круглая печь, пол покрыт чугунными пли­тами, во всех окнах нижнего и верхнего этажей — желез­ные решетки. С этажей име­ются два выхода на полу­денную сторону.

Церковь обнесена ме­таллической оградой, отлитой на заводе из чугуна, укреп­ленная в небольшие кир­пичные столбы.

Сия Церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы внутри украшена многими иконами с изображением святых, а так же иконостасом с десятью образами святых в отдельных позолоченных рамках с зажимами, и ико­ностас, по полям окра­шенный ярко-васильковой, нежно-зеленой красками, в коем вмещены 16 святых образов разной величины. Царские врата из алтаря в позолоте. Кйиг церковных — 33 в твердых кожаных и парчовых переплетах».

В 1920 году Советское правительство приступило к изъятию церковных цен­ностей. Из Артинской Вве­денской церкви изъято семь фунтов 89 золотников се­ребра, то есть три килограмма 235 граммов.

В 1929 году Артинский поселковый совет выносит решение о закрытии церкви. По воспоминаниям артинцев, звон большого колокола, весившего 328 пудов / 5,4 тонны/, в тихую безвет­ренную погоду был слышен за 25-30 километров.

Наименование Вве­денская церковь получила после освящения 9 декабря /26 ноября/ 1796 года. Служба осуществлялась тремя священнослужите­лями. Авторитет церкви в народе был очень высок, верующие обращались сюда по многим жизненным вопросам. Церковь выпол­няла обязанности регист­рации браков во время вен­чания, регистрации новорож­денных во время крещения родившихся младенцев, регистрации смерти во время отпевания умерших, то есть выполняла обязанности ЗАГСа. Кроме артинцев, цер­ковь посещали жители близ­лежащих деревень — Старых Артей, Чекмаша, Волково, Мараканово, Поползухи и многих небольших лесных поселков.

Началась подготовка к закрытию церкви. В 1928-29 годах священник Федор Михайлович Дружинин 1887 года рождения и его жена Ирина Григорьевна лишаются избирательного права. Вско­ре священник арестовыва­ется на пять лет. Причиной ареста послужил его отказ на требование не читать проповеди. Вызванный местной властью Федор Михайлович ответил: «Я получил сан священника и по долгу службы обязан выполнять обязанности, возложенные на меня служ­бой». После отбытия нака­зания Федор Михайлович вернулся в Арти, а позднее жил в г. Златоусте, продолжал службу в сане священника. Во время репрессий 1938-39 годов вновь был арестован. Дальнейшая его судьба не­известна.

Были лишены изби­рательного права псало­мщики Введенской церкви Иван Федорович Шаров и Александр Михайлович Глушков. Последний был арестован и осужден на 10 лет за отказ покинуть церковь и работать в учреждении. Срок лишения свободы отбывал на строительстве канала Москва-Волга. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он сообщил семье, что его скоро освободят: «Скоро буду дома, писем больше не пишите!» Домой  Александр Михайлович не вернулся, дальнейшая его судьба не­известна.

На площади перед нею развели огромный кос­тер, выносили иконы, другие церковные атрибуты и бро­сали их в огонь. Артинцы запомнили это ужасающее зрелище, когда в пламени по­гибли исторические ценности, книги и иконы. Площадь была заполнена народом. Многие со слезами на глазах просили сохранить иконы, но отдавать что-либо категорически за­прещалось. Многие обсужда­ли между собой совершив­шееся варварство, прок­линали вершителей ванда­лизма. В толпе слышались проклятия Сашке Саляхе (Александру Бусыгину). Это он спиливал крест с алтаря церкви. Кажется, чуть не упал. Он, проклятый народом, вынужден был покинуть Арти — даже соседи перестали здороваться.

Среди тех, кто выносил и бросал в огонь церковное имущество, в основном были дети участников гражданской войны — комсомольцев. По рассказам очевидцев, в этом черном деле участвовал Михаил Никитич Сороколетовских — сын Никиты Сороколетовских, казненного в сажинских лесах в 1918 году. Он вынес икону Божьей матери или Иоанна- Богослова высотой около двух метров, поднялся на гору (где раньше находился поселковый Совет) и покатился на ней. В народе пронесся крик: «Что он делает, останется без ног?» Это предсказание сбылось. Вернувшись с фронта Отечественной войны инвалидом, он перенес ампу­тацию одной, потом второй ноги и умер в страшных муках.

По воспоминанием очевидца П.А. Ручушкина, когда был сброшен главный колокол, то земля вздрогнула и пронесся гул, как стон над толпой, от колокола откололся большой кусок. Вскоре с церкви снимается верх, звонница, купола.

После закрытия зда­ние церкви передается школе ученичества массовых профессий. Она содержалась на средства Уралметиза и го­товила слесарей по металлу. С 1935 по 1936 год в нижнем этаже размещались производственные мастерс­кие Артинской семилетней школы. Верхний этаж зани­мали пятые классы. С организацией в Артях Пристанинской МТС в 1936 году нижний этаж зда­ния занимают производст­венные мастерские МТС , где в зимнее время проводили капитальный ремонт тракторов и комбайнов. В верх­нем этаже размещалось общество ОСОАВИАХИМА со стрелковым тиром. В воен­ные годы размещалась сто­ловая механического завода.

В трудные военные годы многие вновь уверовали в Бога, увеличился приток верующих в православную церковь. В стране откры­ваются некоторые церкви. В военные и послевоенные годы здание церкви пустует. Группа верующих обра­щается к руководству района с просьбой передать здание верующим, но им было отка­зано. Исполком райсовета принимает «мудрое» решение снести здание церкви, а мате­риал использовать на стро­ительстве Пристанинской МТС.

Источник: статья Е.Овчинникова /Артинская Введенская церковь// Добрый день. — 2001. — от 6 апреля С.4-5



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.