ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кривец. Церковь Троицы Живоначальной.


Кривец. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Макария Калязинского
Год постройки:1766.
Адрес:
Ярославская область, Мышкинский район, Кривец

Координаты: 57.837988, 38.480841



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 октября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Елена Карпова
9 сентября 2023
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, Усыпальница Кожиных<br>, Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Усыпальница Кожиных
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, Фотография с информационной табличке на стене церкви<br>, Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Фотография с информационной табличке на стене церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 января 2015

Церковь бывшая села Кривца каменная, построена помещиком Иосифом Ивановичем Кожиным в 1766 году, вместо деревянной 1726 г. Церковь о трех престолах: во имя Св. Троицы, во имя св. Николая и препод. Макария Калязинского. Главный храмовый праздник в день Св. Троицы. В храме частицы св. мощей: в иконе св. Димитрия Ростовского, в иконе препод. Макария Калязинского и в Кресте на престольном препод. же Макария. С особым почтением народ относится к означенным иконам и иконе Божией Матери Живоносного Источника. Препод. Макарий был из рода Кожиных, почему в обители препод. близ Калязина находится усыпальница Кожиных, в Кривце под церковью похоронены только сын строителя Александр Осипович, дочь и сын его.

Церковной земли 62 десятины 821 кв. саж., церковных домов два: для жительства священника и другой - для церковной сторожки. Церковного капитала 457 руб. Прихожан 684 муж. пола и 735 жен. Село расположено на высоком красивом берегу Волги. Деревни расположены от храма на расстоянии от 1 до 4 верст. С 1885 г. в селе церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтового капитала 2928 руб. 82 коп.

К.Г. Рыбин «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». - Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…Троицкий храм 1756 года (по другим источникам – 1766 г.) постройки, став частью усадьбы Кожиных в селе Кривец, по пропорциям и силуэту достаточно скромен и не отличался снаружи вычурностью барочной архитектурной пластики, хотя и соответствовал своей эпохе и петербургским дворцовым строительным модам той поры, особенно в оформлении окон наличниками с лучковыми сандриками и «ушами». Вполне традиционный объем здания, «восьмерик на четверике», при том что восьмерик – аккуратно упакованный в металлическую обшивку с ложными окнами деревянный сруб – намекал о некотором удешевлении строительства, впрочем, вполне естественно для провинции. Одноярусная колокольня со шпилем на высоком постаменте была обрамлена более поздними пристройками зимней церкви и крыльца в виде прямоугольного выступа с приставными колоннами, композиционно напоминающего крыльцо церкви Святой Троицы в селе Архангельском Мышкинского уезда.

Как бы не сожалели искусствоведы позднее, виртуозное резное и живописное убранство интерьера храма, главное художественное достояние усадьбы, наполненное каким-то чисто «кожинским» (по замечанию исследователя Д.А. Будюкина) стремлением на создание архитектурного шедевра, ничего от этого великолепия не сохранится.

Нераскрытой остается и информация о будто бы привлечении Кожиными для обустройства своих усадеб, возможно и Кривца, знаменитых русских архитекторов. Впрочем, прямоугольная алтарная апсида и крипта под ней – как-никак храм-усыпальница, мемория (от лат. «memoria» - память), символ родового культа (по Федотову), ископанная кладоискателями, а также часть стен Троицкой церкви еще уцелели. Деревянный барабан в 60-е годы прошлого века будет снят с крыши и использоваться под магазин, в 90-е годы переедет в Народный музей деревянного зодчества, в Мышкин. Там же хранятся и найденная под берегом храмовая медная водосвятная чаша XVIII века ручной работы и чудом уцелевшая брошюра лекций немецкого правоведа Георга Елинека «Право меньшинства» (1898 г.) с подписью «В. Кожин. Мюнхен. 19-го февраля 1907 г.».

<…> Усадьба была распланирована четко, словно циркулем на карте, - по сторонам света. Ничего лишнего в этой планировке не было: дом с флигелями определял парадную линию юг-север, церковь с кладбищем занимала южный край холма над Волгой и создавала линию запад-восток, образуя Г-образное расположение строений, хозяйственные постройки вынесены в северо-западную сторону. Фасад весь обращен к Волге , и сбегающая по откосу к беседке лестница обозначала неразрывную связь двух стихий – организованной разумным хозяйствованием земли и неспокойной водной глади. Парк – особая гордость, в шесть линий, расходящихся к западу от дома.

Впрочем, парадное пространство усадьбы, развернутое по законам перспективы, несло вполне ощутимый генетический отголосок европейского Ренессанса, акцентировало внимание в первую очередь, конечно, на созерцании самой себя. Обрамленная природным окружение – Волги, лесов и полей, она воспаряла, словно в мысленной раме картина, литография или план-проект, проецировала саму себя в акварельных изображениях интерьеров, увеселений, гравюрах с руинами античных и европейских городов, планах и картах, столь любимых помещиками «картин-ключей».

Развешанные по стенам усадебных покоев, они утверждали новую пространственную, историческую и художественную организацию, то, что, М.Н. Соколов определяет сверхзадачей «воспитанием-в-образе»: «Педагогика эта во многом картинна, поскольку именно в новом произведении, как предполагается, можно и постичь самого себя, и духовно очиститься, как в магическом зеркале». Такое уникальное магическое «зеркало» находилось прежде, к примеру, и в интерьере кривецкой Троицкой церкви в виде двух повторяющихся, расположенных друг напротив друга резных ажурных иконостасов, на восточной и западной стенах. Со скульптурами и иконами на холсте, обрамленными ажурными ранами, оно представляло пышную декорацию. 

Ю.Я. Герчук подчеркивает: «В широкой, эффектной манере их письма, в театральных жестах фигур, в типах лиц нет ничего общего с традициями русской иконописи, даже в обновленной петровскими реформами. В их барочном, католическом пафосе чувствуется рука нерусских мастеров, скорее всего, петербургских декораторов-итальянцев. Живописные фигуры апостолов украшали и царские врата иконостаса. (…) Вырезанные по контуру, они были наложены на серебряные пилястры врат. Так делались в XVIII веке забавные фигуры–«обманки» - живописные изображения слуг, ставившиеся иногда на лестнице или в комнатах и поражавшие в полутьме гостей сходством с живыми».

По материалам статьи Карсакова О.Б. «Кривец - подгородная усадьба», журнал Углече Поле, №32 /2020


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…В шести километрах ниже Мышкина, на левом берегу, в густом одичавшем парке усадьбы Кривец стояла рядом с сильно перестроенным домом первой половины XIX века (сейчас это дом инвалидов) старая церковь (не сохрани­лась).

Построенная в 1756 году, церковь в Кривце выгля­дела снаружи очень скромно. Но ее интерьер поразил нас своеобразием и высочайшим художественным мастер­ством. Здесь господствовало резное дерево. Тончайшие свободные завитки, живые, асимметричные, оплетали не только иконостас, но и стены, капители накладных дере­вянных пилястр, рамы больших икон. Резные ангелы, как бы вспорхнувшие на самый верх, сидели, свесив ноги с карниза. Вся композиция богатого и сложного иконостаса была повторена (редчайший случай) на противоположной, западной стене церкви. 

Виртуозная резьба — главное богатство храма — выполнена, конечно, не здесь, не мест­ными, а лучшими столичными резчиками и к тому же по проекту крупного архитектора. Резьба эта была не вызоло­чена, как обычно, а высеребрена, и светлое мерцание сере­бра придавало еще большую изысканность и своеобразие этому аристократически изящному интерьеру. Иконы в иконостасе и на стенах были написаны на холсте и совре­менны церкви. В широкой, эффектной манере их письма, в театральных жестах фигур, даже в типах лиц не было ничего общего с традициями русской иконописи, даже и обновленной петровскими реформами. В их барочном, католическом пафосе чувствовалась рука нерусских мастеров — скорее всего, петербургских декораторов-ита­льянцев.

Живописные фигуры апостолов украшали и царские врата иконостаса. Здесь они были написаны иначе — грубее и проще. Вырезанные по контуру, они были нало­жены на серебряные пилястры врат. Так делались в XVIII веке забавные фигуры-«обманки» — живописные изоб­ражения слуг, ставившиеся иногда на лестнице или в комнатах и поражавшие в полутьме гостей сходством с живыми.

Владели Кривцом в годы строительства церкви, да и позднее, вплоть до революции, представители той самой богатейшей и знатной семьи Кожиных, с которой мы уже встречались в нашем маршруте. Живали Кожины в Москве, в Петербурге, служили при дворе. В столице и заказал, видимо, адъютант Иосиф Иванович Кожин и про­ект церкви, и живопись, и резьбу, собранную потом на месте, в мышкинских лесах…»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 декабря 2024

Построена в 1756 году, тщанием Адьютанта Иосифа Ивановича Кожина. Престолов в ней три: 1) Святыя Живоначальныя Троицы; 2) Святителя и Чудотворца Николая и 3) Преподобнаго Макария Калязинскаго. Земли церковной 46 десятин. Всего в приходе 13 селений, 133 дома, число душ 481 мужского пола и 599 женского: Кривец, при реке Волге, 1 дом., число душ 28 муж., 37 жен.; Тараканово, при реке Волге, 17 дом., число душ 59 муж., 59 жен.; Антипово, при реке Мурашкине, 11 дом., число душ 30 муж., 53 жен.; Кошнево, при реке Мурашкине, 17 дом., число душ 53 муж., 61 жен.; Плахино, при реке Мурашкине, 9 дом., число душ 27 муж., 39 жен.; Дворково, при речке Вороновке, 14 дом., число душ 48 муж., 53 жен.; Зарубино, при речке Вороновке, 15 дом., число душ 63 муж., 62 жен.; Лукьяново, при реке Мурашкине, 4 дом., число душ 15 муж., 19 жен.; Тимонино, при речке Вороновке, 16 дом., число душ 63 муж., 83 жен.; Бахрино, при реке Мурашкине, 4 дом., число душ 12 муж., 20 жен.; Козаково, при реке Мурашкине, 7 дом., число душ 24 муж., 29 жен.; Муракино, при реке Мурашкине, 8 дом., число душ 28 муж., 41 жен.; Тредьяковка, при реке Мурашкине, 10 дом., число душ 31 муж., 43 жен.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым): (№ селения 3988). Во владельческом селе [Кривец (Троицкое)] по берегу реки Волга было 6 дворов, проживало 47 человек (23 мужского пола и 24 женского). Имелась церковь. Расположено при реке Волге. Поселение находилось от: уездного города в 7 верстах; квартиры станового пристава в 32 верстах. Административно село относилось к Ярославской губернии, Мышкинского уезда, 2-го стана.

«…Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

Кривец.

«…Прихожан 684 муж., 735 жен. В селе Кривец 5 мужского пола и 6 женского; Зарубино 95 муж., 120 жен.; Дворково 78 муж., 75 жен.; Тимонино 65 муж., 77 жен.; Бохрино 6 муж., 10 жен.; Казаково 35 муж., 39 жен., Лукьяново 23 муж., 28 жен.; Плахино 77 муж., 78 жен.; Коптево 80 муж., 102 жен.; Антипово 56 муж., 53 жен.; Мурокино 35 муж., 36 жен.; Тараканово 65 муж., 79 жен.; Третьякова 34 муж., 32 жен.; итого 654 мужского пола и 735 женского. Адрес для писем и телеграм: город Мышкин, в село Кривец. <…>

Сельский населенный пункт…»

Из книги «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин)

с. Кривец (Троицкое) | Urban2080


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2025

«…Совершенно по-иному решено завершение одноглавой церкви, построенной дворянами Кожиными в Кривце. Там восьмигранная ротонда рубленая, из средних двадцатисантиметровых сосновых бревен. Рублена способом в режь. На севере так еще в начале 20 века рубили усток мостов, но у нас это большая редкость. Сами сопряжения углов решены способом в косую лапу с потайным замком. А горизонтали бревен соединены без пазов, а лишь касаясь округлостями стволов или даже без касания в режь! Плотники понимали, что коли сруб будет обшит, то этой особости сруба никто и не увидит. Более того, для вентилирования ротонды это окажется даже полезным. Но как быть с мощным давлением ветра, которое еще усилится площадью крыши, главой и шпилем с крестом. И они применили способ тоже весьма редкий в плотницком деле. Это способ столярный - крепление на шпонах. Помните, у иконах на спинке или с торцов вколочены брусочки шпона? Вот так и здесь.

С внутренней стороны в каждую стену они впустили по несколько гигантских полутораметровых призматических в сечении шпон. Эти шпоны, держа нижнюю часть стены, потом как бы передавали эстафету двум другим парам, прохватывавшим часть низа и уходящим вверх. Шпоны были идеально вытесаны и плотно загнаны огромным плотницким молотом - «барсом». Вынуть их оказалось невозможно, снять бревна с них - тоже. Нам приходилось продвигать в паз пилу и каждый раз перепиливать шпоны. Вот так мощно, полновесно, монументально, так циклопически прочно была собрана конструктивная часть ротонды. Её еще более укрепил, ужесточил каркас обшивки из крупных брусьев по 15 -20 см в отрезе.

А снаружи все исполнили вполне элегантно и классично: шпаклевка, окраска и изображения на гранях окон, охристые коробки, белые переплеты и темные стекла. Вот даже в самых щегольских постройках (как храм в Кривце) сохранился очень важных узел плотницкой работы…»

Источник: Краеведческий альманах Голос истории, «Неизвестные страницы истории нашего края», Некоуз, 2019, выпуск 6, стр. 8. По материалам статьи В.А. Гречухина «Праздник топора в эпоху каменного строительства»

Голос истории №6_2019 на сайт_1.pdf - Google Диск



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.