ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Глазов. Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская градская церковь.


Глазов. Церковь Георгия Победоносца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:Между 1901 и 1902.
Год утраты:1962 (Разобрана)
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Удмуртская Республика, г.Глазов.

Координаты: 58.141979, 52.661905 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Территория сквера им. В.Г.Короленко.



Церковь Георгия Победоносца, Фото с сайта gasur.ru<br>, Глазов, Глазовский район и г. Глазов, Республика Удмуртия
Фото с сайта gasur.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1950
Церковь Георгия Победоносца, Интерьер церкви. Фото с сайта uduguchin.cerkov.ru<br>, Глазов, Глазовский район и г. Глазов, Республика Удмуртия
Интерьер церкви. Фото с сайта uduguchin.cerkov.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1950
Церковь Георгия Победоносца, Фото с сайта uduguchin.cerkov.ru<br>, Глазов, Глазовский район и г. Глазов, Республика Удмуртия
Фото с сайта uduguchin.cerkov.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1950
Церковь Георгия Победоносца, Фото с сайта gasur.ru<br>, Глазов, Глазовский район и г. Глазов, Республика Удмуртия
Фото с сайта gasur.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1950
Церковь Георгия Победоносца, Фото с сайта gasur.ru<br>, Глазов, Глазовский район и г. Глазов, Республика Удмуртия
Фото с сайта gasur.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1950
Церковь Георгия Победоносца, Храм до перестроек 1929-1951гг. (Без колокольни). Освящение  домашнего скота на церковной площади. Фото с сайта gasur.ru<br>, Глазов, Глазовский район и г. Глазов, Республика Удмуртия
Храм до перестроек 1929-1951гг. (Без колокольни). Освящение домашнего скота на церковной площади. Фото с сайта gasur.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  13 ноября 2020

Георгиевская «градская» церковь была самым поздним по времени постройки православным культовым зданием дореволюционного Глазова. Погибла она также позже всех остальных храмов города, в самый разгар хрущевских гонений на Русскую православную церковь. Это был типичный небольшой деревянный городской храм России начала XX века. Тысячи подобных церквей были по всей стране бесследно стерты с лица земли в ходе беспощадной войны, объявленной советским государством против «религиозного дурмана».

В конце апреля 2008 года в Глазове на улице Короленко был установлен деревянный поклонный крест в память о стоявшей там тогда-то Георгиевской церкви. Но представления об ее судьбе существуют сейчас самые обрывочные и противоречивые. В силу этого становится актуальной задача воссоздания точной и достоверной истории этого храма. Это стало возможно благодаря многим массивам архивных документов, недавно выявленных в государственных архивах Ижевска и Глазова, а также в архиве Ижевского епархиального управления.

До 1917 года город Глазов, как известно, являлся административным и торговым центром одного из крупнейших уездов Вятской губернии. Вследствии этого город, осуществляя функции церковной столицы обширного края, являлся оплотом православия в северной Удмуртии. В силу этого в Глазове, совсем небольшом городке (3997 жителей в 1904 г.), насчитывалось примерно восемь православных храмов. Это были: Вознесенско-Преображенский собор, состоящий из трех культовых зданий, чье строительство закончилось только в 1887 году, небольшой Свято-Духовской кладбищенский храм, возведенный в 40-е годы XIX века, две домовые церкви - в тюремном замке и при духовном училище , а также кирпичная Александро-Невская часовня, построенная в 1890 году. Все эти православные храмы будут уничтожены уже к середине 60-х годов XX века.

Георгиевская церковь возникла позже всех. Построена она была в самом центре Слободки, городском квартале, где селился в основном бедный люд – солдатские семьи, ремесленники, мелкие торговцы-лоточники. По тому месту, где был поставлен храм, в 1870-е годы проходила Георгиевская улица, параллельная улице Вятской (сейчас ул. Кирова). Ближе к концу XIX века на Георгиевской улице появилась одноименная площадь, своими размерами мало уступавшая центральной Соборной площади. Согласно «Ведомости» Глазовского Преображенского собора за 1900 год, «мещанским городским обществом» в 1896 году «в память избавления скота от чумы на Георгиевской площади» была «устроена деревянная часовня», входившая в приход собора. На плане уездного города Глазова 1898 года эта часовня уже присутствует и также носит имя Георгиевской...

Как писал еще в 1858 году в «Вятских губернских ведомостях» учитель Глазовского уездного училища В.М. Шестаков, большая часть жителей города «для домашнего обихода» держала «лошадей, рогатый скот, овец, коз и свиней». Что этот праздник проходил и в Глазове, подтверждает запись в «Ведомости» Глазовского Преображенского собора за 1900 год, сообщавшая, что ежегодно у Георгиевской часовни совершается «молебствие» 23 апреля, т.е. в день Весеннего Егория. Но эта часовня просуществовала совсем недолго. В 1901 году на ее месте была заложена Свято-Георгиевская церковь. Фотография, сделанная на этой церемонии, сохранилась до наших дней. В следующем 1902 году, согласно «Ведомости» от 1904 года, «заботами и средствами Глазовского мещанского общества» была построена «церковь деревянная, на каменном фундаменте» «во имя Св. Великомученика Георгия».

«Градская», т.е. городская Георгиевская церковь, как и часовня, являлась приписной к Преображенскому собору. Ввиду близости старого городского кладбища в храме отпевали и поминали умерших, а также освящали скот горожан перед выгоном на пастбище. В отличие от Вознесенско-Преображенского собора, большинство прихожан которого составляли крестьяне окрестных сел и деревень, Свято-Георгиевский храм, как видно из его статута «градского», посещался преимущественно жителями города. Поэтому по своим доходам Георгиевская церковь серьезно уступала другим крупным храмам Глазова.

Как сообщается в «Ведомости» церкви, «утвари и ризницы в церкви» было «не достаточно». Богослужения в церкви совершались только «в воскресные и праздничные дни по очереди причтом Глазовского собора безмездно». «Особого причта при церкви» не полагалось. Заведовал храмом священник Преображенского собора Николай Дернов.

В годы Первой мировой войны правовой статус городского храма серьезно изменился. 14 января 1916 года последовал указ Вятской Духовной Консистории «об открытии самостоятельного прихода при Георгиевской города Глазова церкви». Но исполнение данного указа почему-то было приостановлено. Только 4 февраля 1917 года, накануне крушения царской власти в России, указом Святейшего Синода «при Георгиевский церкви гор. Глазова» был «открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика», с «назначением на содержание причта новооткрытого прихода по 400 рублей в год». «На священническую вакансию к церкви» указами Вятской Консистории был назначен «Глазовский уездный миссионер-священник» Федор Коныгин, а на место псаломщика был «определен диакон-псаломщик села Кулиг, Глазовского уезда» Иван Шмаков . По просьбе нового причта Вятской Консисторией было дано разрешение «на приобретение церковной печати для Георгиевской церкви» и высланы «В 2-х экземплярах» «метрические книги» на 1918 год.

С этого момента Георгиевский храм становился полноценным самостоятельным православным храмом. Но в том же 1917 году в России сначала разразилась Февральская революция, а затем произошел Октябрьский переворот. К власти в стране пришла партия большевиков. Для Русской православной церкви началось время тяжелейших испытаний - эпоха «воинствующего безбожия. Георгиевский храм города Глазова в полной мере разделил судьбу всей православной России. О том, как Свято-Георгиевская церковь существовала в годы Гражданской войны, практически ничего не известно.

Весной 1922 года в Удмуртии, как и по всей стране, началась кампания «по изъятию церковных ценностей» под предлогом борьбы с голодом. В Глазове и в Глазовском уезде была организована уездная подкомиссия по изъятию церковных ценностей. В ее состав, помимо председателя Небогатикова (председателя уездного исполкома) входили по одному представителю от Уфинотдела (уездного финансового отдела) и Укомпомгола (уездного комитета помощи голодающим), а также несколько членов церковного причта и общины верующих. Комиссия занималась преимущественно выявлением необходимости священных предметов «для порядка исполнения служения и церковных обрядов», изъятием «всех излишних драгоценностей и «перевеской изъятого».

В марте 1922 года было выпущено печатное воззвания «Граждане!», подписанное членами подкомиссии и коммунистами, и христианами, в том числе настоятелем Преображенского собора Петром Бережневым и священником Георгиевской церкви Василием Сатрапинским. Воззвание призывало верующих: «Сдадим для помощи голодающим все, что мы можем дать из драгоценностей наших храмов и домов молитв. От этого не может оскудеть истинная вера, не разрушаться храмы… неоценимой драгоценностью для нас является только человеческая жизнь!». По протоколам заседаний подкомиссии складывается впечатление, что изъятие церковных ценностей в городе в целом шло спокойно и без инцидентов. 24 апреля в Георгиевской церкви были изъяты несколько богослужебных предметов из серебра и «крест напрестольный». Кроме того, были сняты серебряные оклады с трех икон, а взамен «риз» еще с двух икон членами комиссии решено было принять «равное по весу количество серебра».

22 мая 1923 г. на заседании Глазовского уездного комитета РКП(б) было принято решение о переименовании улиц города, носящих «название фамилий Глазовской буржуазии и также имена святых религиозного культа». Георгиевская улица (вместе с одноименной площадью) получила наименование Красной. В эпоху НЭПа религиозной общине Георгиевской церкви был придан официальный статус. Согласно документам, в январе 1924 г., община прихожан была зарегистрирована в Отделе управления Глазовского уездного исполкома как «Георгиевское православно-христианское религиозное общество». Как следует из поданных в Глазовский уездный исполком списков членов общины, в исполнительный орган Георгиевского общества помимо его председателя, священника о. Василия Ивановича Сатрапинского, входило еще 17 человек, все, без исключения, жители города Глазова. Всего же в приходской общине храма официально состоял 491 человек.

Спустя всего несколько лет, в 1929 г., Георгиевская церковь перестает быть православным храмом. В это время, с началом массового и насильного загона крестьян в колхозы, резко усиливается борьба властей с «религиозным дурманом». В Глазове широко развернулась пропагандистская компания за «использовании» Георгиевской церкви и кирпичной часовни на улице Первомайской «под культурные учреждения». 30 марта 1929 года, под предлогом «громадного роста культурных запросов трудящихся города» и «острого недостатка помещений для культурных целей», Городской совет отбирает у верующих и церковь, и часовню. Церковь предполагалось использовать в качестве «библиотеки-читальни или красного уголка для обслуживания трудящихся Слободки».

В том же 1929 году здание церкви капитально перестраивается под детскую библиотеку, которая стала отделением центральной городской библиотеки . В 1930 году в бывшем храме работают «красный уголок» и пионерский клуб для детей Слободки и Покровки. Пионерский клуб стал подлинным центром городской пионерии. Работал он на пионерско-комсомольских началах. В клубе также работали добровольные общества Осоавиахима и «Долой неграмотность». Был и педагог на ставке – товарищ Тося. Здесь располагалась читальня, у бывшей церковной паперти стояло разбитое пианино. На паперти ребятами исполнялась так называемая «Живая газета», выступали пионерско-комсомольские докладчики. В здании церкви детьми проводились смотры, слеты ударников, концерты, антирелигиозные мероприятия, работал драматический кружок. Но в 1933 году детский клуб был закрыт решением областного отдела народного образования под предлогом «неимением средств на содержание». Здание было отобрано под общежитие, а «пионерское пианино» забрал военный клуб.

До 1935 года в здании церкви располагался Осоавиахим (т.е. добровольное общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), где молодежь Глазова и района обучалась военному делу, изучала парашюты и материальную часть самолета. В 1937 году здание Городской совет передал бывшую церковь вместе «с оборудованием для … красного уголка» Стройконторе «под общежитие для рабочих», ввиду того, «что в городе не имеется достаточной жилой площади». После этого Стройконтора произвела в здании капитальный ремонт . Спустя год, согласно документам, в храме находился «красный уголок Осоавиахима» и производилась «учеба курсантов шоферов в количестве 36 человек ежемесячно» . Существует также упоминание о том, что церковь, перестроенная под двухэтажное здание, использовалась как помещение для артели «Швейпром» и сапожной мастерской . В годы Великой Отечественной войны в церковном здании разместились мастерские эвакуированного в Глазов пехотного училища.

В 1944 году, после изменения государственной политики в сторону сотрудничества советских властей с Русской православной церковью, верующие города Глазова подали ходатайство о передаче им Георгиевского храма. Однако городские власти категорически отказались передавать церковь верующим. После этого православной общине города пришлось хлопотать о возвращении ей полуразрушенного Преображенского собора, изъятого у нее в 1938 году. Других зданий православных храмов в Глазове уже не оставалось.

В 1947 году усилия верующих увенчались успехом, и собор стал православным храмом. Однако городских и партийных чиновников никак не устраивал действующий собор на главной площади города. Уже в следующем, 1948 году, председатель Глазовского горисполкома Карсканов предложил церковному совету Преображенского собора поменять здание храма «на здание Георгиевской церкви» . Но представители верующих отказались, мотивируя это тем, что они уже «на 40% ... восстановили здание» собора, а также тем, что Георгиевский храм, переживший с 1929 года два капитальных ремонта, утратил «свой характер церкви и не имеет ... вида церковного здания».

Но Горсовет продолжал оказывать серьезное давление на верующих и, в конце концов, добился своего. В августе 1950 года на заседании исполкома Горсовета было заслушано «ходатайство двадцатки Глазовского Преображенского собора о переходе ... в бывшую Георгиевскую церковь» . Горсовет немедленно дал разрешение и распорядился срочно переселить «добровольные общества ДОСАВ, ДОСФЛОТ и ДОСАРМ» из Георгиевской церкви в здание военкомата.

Переход православной общины в Георгиевскую церковь произошел в феврале-марте 1951 года. Уйдя из собора, верующие энергично принялись обустраивать свой новый храм. В короткий срок был проведен «капитальный ремонт деревянного церковного здания … сделана изгородь вокруг церковной ограды». Горожане ничего не жалели для своего храма. Когда понадобилось серебро и медь для ремонта имевшегося колокола в церкви и стоило только обратиться священнику с призывом к верующим, как было принесено много серебра в виде монет дореволюционной чеканки, разных серебрянных вещей и 4 старых медных самовара. Нашелся мастер, который произвел ремонт сварку колокола.

В церкви проходила ежедневная служба. Посещаемость церкви была высокой. В будни проходило «от 50-100 человек, в воскресные дни и праздники до 300-500 человек, а по большим религиозным праздникам ... еще выше». В штат церкви входили два священника, один диакон и свыше десяти человек обслуживающего персонала. Глазовскому православному религиозному обществу, чья численность доходила до 1500 человек, помимо здания храма, принадлежали три жилых дома для духовенства и хозяйственный сарай. Как воспоминал старожил В. Князев, «на месте улицы Короленко была площадь, посередине стояла деревянная церковь. С левой стороны площади… стояли двухэтажные деревянные дома. В одном из них, приспособленном под общежитие, жили студентки медицинского училища. По вечерам мы (парни) гуляли с девчонками вокруг церкви, катались на велосипеде. У моего друга там жил дядя, у него был велосипед, велосипед был для нас роскошью, единственным развлечением».

Но отремонтированная Георгиевская церковь прослужила своим прихожанам только 11 лет. В 1960 году началось разрушение давно закрытого Преображенского собора. Предлог – собор мешает строительству железобетонного моста через реку Чепца. Уничтожение старого храма завершилось только летом 1962 года... В скором времени на заседании бюро Глазовского горкома КПСС и горисполкома было принято решение о сносе Георгиевской церкви. 21 февраля 1962 года Совет Министров Удмуртской АССР утвердил «решение исполкома Глазовского городского Совета ... о сносе здания Георгиевской ... церкви» под предлогом того, что «строительству жилых домов и культурно-бытовых учреждений ... Глазова ... препятствует здание ... церкви, расположенное в центре строительного участка».

Был проведен жесткий нажим на православных горожан с требованием: согласиться на снос здания храма. Подвергшись моральному давлению и вполне серьезным угрозам, церковный совет, в конце концов, был вынужден дать свое согласие. Публично ошельмованы в местной прессе и изгнаны два священника и диакон храма. 30 марта 1962 года «церковный Совет в полном составе был вызван в Глазовский горсовет. По словам последнего священника Георгиевской церкви о. Николая Андреева, верующим было «объявлено о закрытии храма» и «сделано предупреждение о выносе икон из храма к 10 апреля. По окончании богослужения 8 апреля староста Климентьев объявил постановление горисполкома верующим. В ответ последовал стихийный бунт возмущенных прихожан церкви. Верующие отказались отдавать здание и «выносить церковное имущество из храма» и «закрыли церковь на свой замок».

По словам старожила города В. Прошкина, «когда прошел слух о том, что будут ломать деревянную церковь, то ее прихожане стали по очереди охранять здание. И днем, и ночью толпа, примерно, в несколько десятков человек, стояла буквально цепью вокруг церкви. Люди приносили с собой матрасы и одеяла и ночевали прямо на улице». Согласно воспоминаниям прихожанки церкви Валентины Николаевны Прокашевой, охраняли церковь преимущественно верующие рабочие Чепецкого механического завода. По словам Прокашевой: «Георгиевскую церковь все-таки сломали. Сначала обманули верующих заводчан, дежуривших вокруг церкви. На Красную площадь приехал представитель городских властей и объявил, чтобы люди успокоились, никто церковь ломать не будет, так что можете расходиться. Народ поверил и разошелся. Люди даже радовались, что церковь не тронут, и она останется».

Однако поздно вечером 10 апреля храм был уничтожен. Сначала была отряд милиционеров оттеснил верующих от здания. Затем представители горсовета вскрыли замки и изъяли имущество церкви. Здание храма было ярко освещено со всех сторон электрическим светом. Разрушение церкви шло на глазах прибежавших прихожан и толпы любопытствующих. Бывший староста и кассир Георгиевской храма Мария Петровна Пономарева вспоминала о той ночи так: «Солдаты, штатские, полон храм. Люди перед входом стеной стоят. Я за свечным ящиком спряталась, плачу. Иконы со стен сдирают, свечей машину вывезли, <…> народ водой из пожарного шланга отгоняли. За одну ночь храм разломали. А прихожане меня да батюшку чуть не избили: зачем храм на поругание отдали?» Для сноса храма были привлечены учащиеся училища механизации. По словам глазовчанина Г.А. Поздеева, «это были молодые, крепкие парни, многие из которых уже отслужили в армии <…> и сегодня перед глазами стоит картина, как молодые парни в темно-синих бушлатах забрались на колокольню, затем, свесив ноги, уселись и стали позировать перед толпой». Был снят колокол, затем начали рушить колокольню.

Как вспоминала Прокашева, «мы с мамой прибежали в тот вечер на Красную площадь и встали в сторонке от толпы. Там много людей смотрело, как храм уничтожают. Мы стояли далеко, в уголке площади, видели, как разбирали забор, крышу, пристройки церкви, и плакали. Мама тогда горевала, что ее и всех верующих города лишают последнего храма, говорила, что «совсем без церквей остаемся». Потом бульдозер подошел. От церкви к тому времени только одни стены оставались. Как только бульдозер ударил по церкви, так эти стены сразу и повалились. Бревна от церкви тут же грузили на грузовики и увозили. Потом говорили, что эти бревна увезли к бане на Карла Маркса, чтобы использовать для ее отопления».

Очень скоро на месте Георгиевской церкви не осталось ничего. Как следует из отчета секретаря Горсовета Булдакова, церковь была снесена за четыре часа, а на ее месте «расчищена площадка, чтобы не вызвать особую реакцию со стороны верующих» . Сейчас на месте снесенного храма располагается заросший деревьями и кустарником городской двор за памятником В.Г. Короленко, установленным в 1976 г. О Георгиевской церкви здесь напоминает только огромное раскидистое старое дерево, стоявшее когда-то у стены храма.

Власти города так и не предоставили православному обществу Глазова возможности ни зарегистрироваться, ни получить новое помещение. 4 мая 1962 г. Исполком Глазовского горсовета вынес следующее постановление: «учитывая, что в установленный срок религиозное общество православной Георгиевской церкви г. Глазова помещение в аренду не подыскало», а также то, что оно не имеет «служителя культа, церковного персонала и своего церковного исполнительного органа <…> религиозное общество православной церкви в городе Глазове с регистрации снять <…> жилые дома, принадлежащие религиозному обществу, передать на баланс Горкомхоза».

Долгое время - 26 лет - в Глазове и Глазовском районе не оставалось ни одной церкви. Но гибель храмов не сокрушила веру в душе православных горожан. В те годы верующим приходилось ездить на службы в село Каменное Заделье Балезинского района, где уцелел единственный на все северные районы Удмуртии функционирующий православный храм – Трифоновская церковь.

Только в годы горбачевской перестройки, накануне крушения социализма в СССР, в 1988 г. верующим Глазова было позволено зарегистрировать свою общину, а также построить и освятить первый после 1962 г. православный храм Глазова. Спустя год, 6 мая 1989 года, на окраине г. Глазова в поселке Сыга была освящена возведенная усилиями верующих новая деревянная Свято-Георгиевская церковь. Это был первый построенный в Удмуртии после 1960-х гг. православный храм. Так в Глазове началось возрождение православия.

По материалам: Кочин Г.А. Магистрант историческо-лингвистического факультета Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко. http://gasur.ru/activity/publications/pub_arh/2012/03/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.