ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Домановичи. Церковь Михаила Архангела (старая).


Домановичи. Церковь Михаила Архангела (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1817.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Белоруссия (Республика Беларусь), Гомельская область, Калинковичский район, с. Домановичи, предположительно на месте существующей церкви

Координаты: 52.343338, 29.398396



Церковь Михаила Архангела (старая), Фото с сайта: http://radzima.net/ru/blagochinie/rechitskiy-uezd-3.html<br>, Домановичи, Калинковичский район, Беларусь, Гомельская область
Фото с сайта: http://radzima.net/ru/blagochinie/rechitskiy-uezd-3.html
Николай М
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  26 ноября 2020

Когда была построена первая церковь в Домановичах - неизвестно, известно что она располагалась в самом местечке Домановичи, была деревянной и к 1815 году пришла в полную ветхость. В архиве НИАБ хранится документ «О разрешении постройки в селе Домановичи новой церкви, от 11 октября 1815 года». В документе, управляющий имением Михаил Андреевич Рен, обращается к Даниилу Епископу Могилевскому и Витебскому с просьбой о постройке в имении Домановичи новой церкви.

«Его преосвященству, Даниилу Епископу Могилевскому и Витебскому и Кавалеру. Милостивому Архипастырю. Минской губернии Речицкого повета по доверенности Господина Генерал-Майора и Кавалера Николая Михайловича Арсеньева, опекуна над малолетними детьми покойного Действительного Статского Советника и Кавалера Михайлова, Домановицкого их имения Управителя, Дворянина Михайла Андреева сына Рена. Прошение. Находящаяся в помянутом имении малолетних господ Михайловых, вверителей моих в селе Домановичах, деревянная церковь во имя Святого Архистратига Михаила пришла в такую ветхость, что почином поддержать никак уже не можно и в недолгом времени нельзя будет отправлять в оной богослужения. Для чего по долгу звания моего, представлял я о сём отсутствующему опекуну малолетних Господину Генерал майору и Кавалеру Арсеньеву и от 24-го минувшего августа, получил от его превосходительства резолюцию, чтобы я на основании высочайшего разрешения о строении в Минской епархии деревянных церквей, испросил у Вашего Преосвященства благославления освятить избранное мною под новую церковь место и соизволения построить на оном новую деревянную церковь во имя того же Святого Архистратига Михаила, и украсить подобающим благолепием, употребя на то коштъ из вверенной управлению моему Домановицкой экономии и вотчины. А старую церковь до выстройки новой, поддержать елико возможно починою. По сему представляя сие благоусмотрению вашего преосвященства, я всепокорнейше прошу дать ваше Архипастырское, Мозырскому протоиерею, яко ближайшему к сему месту поселение, освятить избранное мною в селе Домановичах под новую церковь место, и соизволения построить на оном новую деревянную церковь .... и не медлить оным, дабы нынешнею же осенью мог я приступить к заготовлению леса и прочего материала для благоуспешного строения. Управитель Михаила Андреева сын Ренъ. 20.09.1815».

В ответ на письмо Михаила Рена, Архимандрит Пинского Монастыря отправляет доклад Даниилу, Епископу Могилевскому и Витебскому и Кавалеру. В докладе, в дополнение к просьбе Рена, Архимандрит приводит справку о старой церкви: «А по справке в сей Консистории оказалось: Речицкого повета, в селе Домановичах церковь одноприходная, во имя Святого Архистратига Михаила, деревянная, ветхая, из Унии к Благочестию в 1799-ом году присоединенная, при оной числится приходских дворов 138. Пахотную и сенокосную землю прежде бывший Господин, действительный Статский Советник и Кавалер Михайлов, с самого присоединения оной церкви взял к себе, а вместо оной назначил священно и церковнослужителям производить в год разного рода хлеба 85-ти четвертей, горячего вина 4-ре ведра, льну 3 пуда, пеньки 1 пуд и вместо положенного ста воздельней, назначено оного со всякого крестьянского двора по 3 пуда, да деньгами 60 рублей ассигнациями. При оной же церкви в действительном служении ныне на лицо состоят: священник один, дьячок один, и пономарь один».

Новый Свято-Михайловский храм открыли при большом стечении народа 8 ноября 1817 года. О том как он выглядел, можно судить по изданию 1875 года "Описание церквей и приходов Минской епархии". «… Приходская, во имя Архистратига Михаила Церковь расположенная в 1,5 версты от ближайшего селения, построена в 1817 году на средства владельца домановичского имения Ивана Михайлова. Церковь сия сооружена в память изгнания Галлов из России, потому над царскими вратами значится 1812 год. Зданием деревянная, на каменном фундаменте; устроена равносторонним крестом, с одним открытым куполом. Кровля железная, окна расположены в один ряд, дверей две, стены окрашены маслянною желтою краскою, крыша красною, а купол зеленою. Вообще церковное здание довольно прочно. Внутренняя площадь церкви, вместимостью около 30 кв. сажень, имеет крестообразное расположение. Дощатый иконостас, покрашенный в голубой цвет, с крашеными же желтою краскою карнизами и рамами, состоит из 15 икон, расположенных в один ряд. Помещение для ризницы и пономарни устроено при алтаре – с южной стороны. Из утварных вещей, которые имеются в достаточном количестве, к ценным относятся: один серебряный прибор литургийных сосудов, такие же 2 креста и такая же дарохронительница. Есть три Евангелия: 1783, 1803 и 1848 года. Колокольня устроена отдельно, имеет 5 колоколов: 24, 11, 5, 2 и 1/2 пуда».

В Домановичский приход, входили все деревни имения Домановичи: само местечко, а также деревни Давыдовичи, Холодники, Тарканы, Лампеки, Анисовичи, Уболоть, Никулинск, Горочичи. В 1864 году к приходу прикрепили и жителей соседней деревни Куродичи, переименованной в том же 1864 году в Казанск, и перешедших из католичества в православие. Первым настоятелем храма был священник Иоанн Смолич, ставший после перехода окружающих приходов в 30-е годы XIX века из унии в православие, "благочинным" (т.е. главой всех приходов волости). В 70-е - 80-е годы XIX столетия в храме служил отец Ефимий Жданович, в начале XX века – отец Александр Рожнович.

В 1930 году, в разгар коллективизации, по всей советской части Белоруссии прокатилась волна закрытия церквей. По указанию сверху проводились крестьянские сходы, на которых запуганное жесточайшими репрессиями население "добровольно" решало закрыть свой храм и отдать его под клуб, склад, школу и т.д. Решения сходов утверждались в сельсоветах, в районных и областных исполкомах, в ЦИК БССР, что создавало видимость законности. Так ранней весной 1930 года был закрыт и Домановичский Свято-Михайловский храм.

Местный уроженец, впоследствии известный белорусский журналист Я.И. Качан вспоминал: «…После раскулачивания "комбедовцы" взялись за церковь. Она была деревянная, с красивыми архитектурными украшениями, стояла возле Домановичей на взгорке. Батюшка не отдавал ключей от высоких, массивных дверей. Запугали тюрьмой – перекрестился и уступил. Толпа хлынула в храм. Разрушили алтарь, на пол со стен с треском полетели иконы, на повозки погрузили килимы (покрывала), подсвечники и другие церковные ценности. Куда они делись потом – неизвестно».

Казалось, не было сил, которые смогли бы выступить против этого произвола. Но в Домановичском приходе это произошло. После разграбления церкви двое активных верующих, крестьянка деревни Давыдовичи Чёрная и крестьянин деревни Лампеки (ныне западная окраина Домановичей) Токарский отправили в Москву телеграмму на имя И. Сталина с просьбой вернуть храм верующим. Слух об этом пронесся по округе и на следующий день (был конец марта) более 100 человек, в основном женщин, собрались у закрытого храма, громко негодуя по поводу снятия колоколов. Посулами и угрозами местное и срочно прибывшее из Калинковичей районное начальство заставило людей разойтись. Инициаторов протеста задержали и заставили дать вторую телеграмму на имя И. Сталина, уже с отказом от церкви. Чёрная подписывать ее отказалась (ее инициалы и какие-либо биографические данные не установлены, в документах отмечено только что она "беднячка"). Дальнейшая судьба этих людей неизвестна, но, без сомнения, она была трагичной. Одернули и особо зарвавшихся "богоборцев". Калинковичская районная партячейка "поставила на вид" учителю из деревни Тарканы, ходившему со своими учениками «… по хатам собирать иконы для уничтожения последних» и домановичским партийцам, лично уничтожавшим образа. На этом же заседании бюро постановили срочно провести "районную конференцию безбожников" и ряд других антирелигиозных мероприятий.

В 1939 году руководство местного колхоза, по иронии судьбы, носившего позднее имя М.И. Кутузова, варварски разрушило храм – единственный из когда-либо существовавших на территории Гомельской области памятник победе в войне 1812 года. На месте, где когда-то возвышалась Свято-Михайловская церковь, более полувека был пустырь, потом возвели техническую постройку.

http://rustemple.narod.ru/other_by_domanovichi.html



Комментарии и обсуждение


12-го прошлого-же (1869) декабря умер Домановичской церкви заштатный священник Иоанн Кириллович Смолич, протоиерейский сын, на 85 году своей жизни. Покойный был один из старейших, воздержнейших, усерднейших, деятельнейших и благоговейнейших священников минской епархии. Обучившись грамоте в доме своих родителей, он в 1802 г. определен был дьячком к Скриголовской церкви, мозырского уезда, и в1805 году Іовом, архиепископом минским и литовским, рукоположен во диакона к той-же церкви. 16-го же марта 1807 года, тем же архиепископом рукоположен был во священника к Автютевичской-Параскевиевской церкви (https://sobory.ru/article/?object=56121), а 13 мая 1812 г. года перемещен к Домановичской-Михайловской церкви, при которой и умер. 11 мая 1811г. он назначен был Домановичским благочинным и эту должность, с примерным усердием и рачительностию, проходил 26 ½ лет до 1837 года, в каковом году, согласно его прошению, был от этой должности уволен к великому огорчению подведомого ему духовенства, у которого своею искренноетию, справедливости, благоразумием он снискал любовь, полное доверие и уважение. За примерное исполнение своих обязанностей он отличен был и вниманием епархиального начальства. В 1834 году, за присоединение к православию нескольких униатских деревень, награжден был набедренником, а в 1838 году, за 26 ½ летнюю благочинническую службу — камилавкою; имел бронзовые наперсные кресты за 1812 и 1853-1856 годы на Владимирской ленте. В 1819 году, покойный, имея 8 малолетних детей, 6 дочерей и двух сыновей, — из них одного грудного, овдовел, и на его долю выпало, воспитав всех сих детей, выдав в замужество и женив, видеть пять дочерей вдовами, а также видеть вдовою и жену старшаго своего сына ; почти всех детей их он поочередно содержал у себя и воспитывал. 1-го апреля 1854 года он поступил за штат, уступив место свое кончившему курс семинарии, женившемуся на внучке его, дочери его сына. Оставшись за штатом покойный жил от щедрот помещика имения Доманович г. Михайлова, определившего, из уважения к его усердной пастырской деятельности, выдавать ему из своей экономии известное количество хлеба, — остальное же дополнял собственными трудами от иконописания, наделяя окрестных жителей иконами своего писания, чем покойный занимался почти до самой смерти, имея светлое и ясное зрение. Имея много сирот-внуков, нуждающихся в его помощи, он с величайшею благодарностию и утешением принял как весть о пенсии, так и самую пенсию в 90 рублей. Вечная память его благочестивой труженической жизни и хвала — его усердно-ревностной пастырской деятельности! Да будет он всегда молитвенником пред Богом о православно-русском отечестве, которое он горячо любил.

Некролог первого священника Домановичской церкви Иоанна Кирилловича Смолича. Опубликован в официальной части Минских епархиальных ведомостях в № 2 1870 г., стр. 9-11

28 октября 2021, Александра Смолич.