Приход состоял из с. Кудьмозерского (местные названия Лахта, Волость, Табор, Конец Бор) и выселков Анбургского, Пертозерского и Белозерского (в 10, 17, 20 верстах от приходской церкви соответственно). Первыми поселенцами были, вероятно, крестьяне Николаевского Корельского монастыря, для которых, по устному преданию, был некогда построен молитвенный дом. В 1912 г. в приходе числились 300 человек. Значительная часть из них были старообрядцами.
В 1887 г., по ходатайству присоединившихся из раскола к православию на правах единоверия, при ней образован был самостоятельный единоверческй приход. В состав прихода вошли единоверцы, проживавшие в Амбурском, Пертозерском и Большекородском раскольнических скитах и в селении Кудьмозерском. Кроме того, к новому приходу были приписаны насельники Лахотского единоверческого скита, находившегося в границах Лисестровского прихода. Прихожан к 1 января 1894 г. числилось: 237 мужского пола и 251 - женского.
В 1820-х годах в селе Кудьмозерском была построена деревянная церковь во имя Смоленской иконы Богородицы, сгоревшая через год после освящения. Вместо церкви была поставлена маленькая часовня, существовавшая до 1864 г, когда, по ходатайству местных крестьян, им было разрешено привезти к себе из Никольского монастыря древнюю церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, небольших размеров, вместе с икностасом, находившуюся над западными вратами. Эта церковь при возобновлении ее на новом месте была несколько увеличена, освящена в 1866 г. во имя свт. Николая и до учреждения самостоятельного прихода приписана к Солзенскому приходу. 4 сентября 1917 г. освящён отреставрированный Николаевский храм.
В 1890-х годах построена новая деревянная церковь на средства тифлисского купца 2-й гильдии Давида Харазова, за что он 3 февраля 1896 г. был награждён орденом св. Анны 3-й степени.
В деревне Пертозеры существовала часовня во имя Корсунской иконы Божией Матери, построенная в начале XIX в. и до 1888 г. находившаяся во владении старообрядцев. Кроме того, две раскольнические молельни находились в скитах Анбурском и Пертозерском, первая из которых была построена в конце XVIII в. Вторая помещалась сначала в отдельном здании, сгоревшем в 1862 г., а затем в избе одной умершей раскольницы. Обе молельни были украшены весьма древними иконами в богатых окладах.
13 мая 1899 г. освящена церковь в Пертозерском выселке.
Источники: АЕИ. - 1886, №24, с. 10-12. АЕВ. - 1896, №8, с. 153; 1899, №12, с. 339; 1912, №7, с. 91-92; 1917, №18, с. 236. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 211-213. Список населённых мест Архангельской губернии к 1905 г. С. 2-3.
... 20 мая 1895 г. консистория заключила контракт с мещанином К. А. Цветковым на постройку (без наружной обшивки) церкви с иконостасом и с написанием для последнего новых икон для Кудьмозерского единоверческого прихода. 4 сентября члены строительной комиссии освидетельствовали новоустроенную церковь. В составленном акте записано, что «оная построена во всем согласно контракту, заключенному с Архангельской духовной консисторией с подрядчиком К. Цветковым из доброкачественного леса, прочно, чисто и добросовестно». Храм был освящен 5 сентября 1895 г.
... Из четырех построенных К. А. Цветковым церквей в настоящее время сохранилось всего две: в деревне Волость (Большая Кудьма) и деревне Солзе. В советское время в солзенской церкви размещался склад колхоза «Прибой», тогда в ней еще сохранялся иконостас. А церковь в деревне Волость использовалась для культурно-просветительских целей. В 1990-е гг. здания церквей переданы в собственность православной общины Северодвинска. В церкви в деревне Волость богослужения совершаются регулярно в летнее время. 11 августа, в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, прихожане этого храма отмечают престольный праздник.
Текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru